Марина Корыстина
Исследовательский проект. Как растут булки?
▼ Скачать + Заказать документы
«Как растут булки?» (исследовательский проект)
Корыстина Марина Ильинична Зам по УВР высшей категории
Шматкова Анна Валерьевна воспитатель первой категории
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Работая в инновационном режиме, педагоги нашего детского сада «Сказка» находится в активном творческом поиске, осваивают эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментирует и исследует, стремятся повысить результаты своего труда.
Публикация «Исследовательский проект, Как растут булки?» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Хлеб с давних пор высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством, в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. По всему миру не один прием пищи не начинается без хлеба. Подчас наши современные дети не догадываются, какой долгий путь хлеб должен пройти, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям разных профессий, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем замесить и испечь хлеб.
Наш детский сад «Сказка» расположен на богатой Сибирской земле, в сельской местности, которая славиться своими полями с хлебами, исследовательскими лабораториями по выведению новых сортов зерновых. На территории поселка расположены крупные предприятия – сельскохозяйственное объединение «Заречье», КЕМНИИ сельского хозяйства, ФГУ центр агрохимической службы «Кемеровский», пекарня «Пышка», кондитерская фабрика «Золотой трюфель», и хотелось бы воспитать детей, любящих, уважающих, знающих труд хлеборобов, агрономов, пекарей, вызвать бережное отношение к хлебу.
С воспитанниками старшей группы «Фантазеры» решили узнать, откуда хлеб пришел на стол, выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.
Цель проекта :
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей
Задачи:
• Закреплять знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле;
• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
• Обобщать и уточнять знаний детей о труде людей;
• Формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска;
• Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых;
• Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
В проекте приняли участие воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран иллюстрированный материал по теме «Хлеб» : пословицы, поговорки, загадки. Воспитатели и родители читали детям стихотворения о хлебе, о труде людей, Для того чтобы закрепить знания проводились игры для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что способствовало накоплению информационной базы по изученной теме.
Работу начали с экскурсии в КНИИСХ, где детям показали и рассказали, какие сорта зерновых выводят в научном институте, какая техника задействована на полях для посева, обработки и уборке урожая зерновых. Работу продолжили в группе - дети совместно с воспитателем посеяли семена пшеницы в ящик с землей, и в ящик с опилками. Затем наблюдали за их ростом и каждую неделю делали зарисовки, сравнивая в какой среде растет быстрее пшеница. Одновременно шла работа по ознакомлению воспитанников с художественной литературой. Мы прочитали очень много рассказов о хлебе, о тех кто растит хлеб, о сельскохозяйственных машинах, разучивали пословицы о хлебе, беседовали, рассматривали иллюстрации И. Шишкина "Рожь", Г. Мясоедова "Жатва"; познакомили детей со стихами русских поэтов ХIХ века Ф. Шкулева "Молотьба", Ю. Ждановской "Нива". Кроме этого мы закрепляли знания на занятиях по рисованию - рисовали хлебное поле, хлебобулочные изделия; на лепке - лепили пшеничные колосья; на занятиях по конструированию - конструировали сельхозмашины. Знакомили детей с профессиями тракториста, комбайнёра, хлебороба, мельника, пекаря, шофера. Была показана детям мультимедийная презентация «Как хлеб приходит к нам на стол».
В начале октября была организована экскурсия в пекарню «Пышка» п. Новостройка, здесь дети воочию увидели весь процесс превращения зерна в муку, познакомились с трудом работников пекарни, с процессом замешивания теста, выпекания хлеба и пирогов. Во время экскурсии обогатился словарный запас детей: чан, опара, тестомешалка, жаровой шкаф, конвейер. В конце экскурсии детям был вручена свежая выпечка. Во время практической деятельности в группе дети постарались выполнить полученные знания и замесить тесто в группе, изготовить хлеб, батоны, печенье, баранки и т. д. и использовать все это в сюжетно-ролевых играх «Булочная», «Дом».
В течение двух месяцев каждую неделю в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия
План мероприятий в рамках реализации проекта
«Как растут булки?»
Тема и форма проведения мероприятия Цель
Экскурсия в КНИИСХЗ; Ознакомить детей с процессом выращивание зерновых (пшеницы, ржи).
Непосредственно образовательная деятельность «Из чего делают «булки»» (чтение произведений, беседы, рассматривание иллюстраций) Ознакомить детей с процессом производства и изготовления хлеба.
Экспериментальная деятельность. Выращивание пшеницы
(огород на окошке, альбом наблюдений). Наглядно представить этапы выращивание пшеницы в разных условиях, в земле и опилках.
Непосредственно образовательная деятельность: «Как по-разному вкусны «булки»».
Научить детей различать вкусовые качества хлебобулочных изделий. Рассказать о том, что они зависят от состава входящих в выпечку продуктов и способа приготовления.
Экскурсия в пекарню «Пышка» Ознакомить детей с процессом изготовления хлебобулочных изделий: замешивания теста, выпекания.
Рисование : «Альбом о хлебе»
(хлебное поле, хлебобулочные изделия). Закреплять и конкретизировать представления детей о производстве хлеба
Моделирование из соленого теста: «Хлебобулочные изделия» Уточнять представление детей о форме хлебобулочных изделий их характерных признаках. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу.
Конструирование : «Сельхозмашины» Уточнять представления детей о форме машин. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, умение доводить дело до конца.
Детско-родительская выставка: «Хлеб- всему голова» Обогатить знания детей о хлебобулочных изделиях
Мультимедийная презентация «Как хлеб приходит к нам на стол» Обогатить знания детей о хлебе, процессе выращивания, изготовления полезного и необходимого продукта для жизни человека.
Групповой праздник (чаепитие)
«У народа есть слова - хлеб всей жизни голова».
Обобщить знания детей, полученные в результате работы над проектной деятельностью. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Активное участие в проекте принимали родители : были проведены встречи с мамами и папами, профессии которых связанны с выведением, выращиванием и уборкой урожая хлеба, изготовлением хлеба. Была оформлена выставка творческих работ «Хлеб – всему голова», в которую вошли поделки, рисунки, сказки собственного сочинения. Подытожил проект досуг с элементами фольклора «У народа есть слова -хлеб всей жизни голова».
Таким образом, работа над проектом помогла сформировать знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ. Каждый раз, садясь кушать, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и бережно к нему относиться.
Литература
1. Благинина Е. «Песенка о колоске» Издательство: «Малыш» 1984г., город Москва.
2. Дацкевич В. «От зерна до каравая» Изд-во: Детская литература 1985г., город Москва.
3. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе» Изд-во: Мозайка-Синтез, Серия: Расскажите детям 2010г., город Москва.
4. Михалевская: «Большая хрестоматия для дошкольников» Изд-во: Мой мир, 2008., 528 страниц.
5. Сборник «Делу время, а потехи час» Никрасов Н., стихотворение «Колосья» стр. 4. Изд-во: Детская литература 1988г., город Москва.