Татьяна Валерьевна Олемская
Как знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательным
▼ Скачать + Заказать документы
Как знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательным
«Речевое развитие» - одна из самых важных областей в развитии и воспитании ребёнка. Мы знаем, что развитие речи детей во многом зависит от того, насколько гармонична, грамотна речь педагога, владеет ли он определённым запасом знаний и может ли он увлечь своей любовью к родному языку, литературе, с головой погружаясь в процесс и создавая увлекательные и необычные формы взаимодействия. Это показатель того, появится ли у ребёнка желание читать, узнавать всё больше новых слов, чувствовать их, красиво говорить и выражать свои мысли.
Публикация «Как знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательным» размещена в разделах
- Многозначные слова, омонимы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
В средней группе мы начинали знакомить детей с многозначными словами, используя интересные дидактические игры и упражнения, разработанные заведующей лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого - педагогических проблем детства РАО, автором многочисленных методических пособий по речевому развитию дошкольников О. С. Ушаковой. У детей подготовительной группы уже сформирован достаточно обширный словарный запас, есть опыт речевого общения и творчества, поэтому работу по расширению словаря многозначных слов я решила разнообразить при помощи коллективной работы детей, с которыми мы нарисовали необычную картину - коллаж и придумали рассказ.
Выбрали с детьми слово «ручка». В процессе многочисленных бесед мы обсуждали значения этого слова, рисовали картинки, затем выбирали лучшие для нашего коллажа, придумывали фрагменты рассказа, записывали, обсуждали. В течение нескольких дней дети называли другие значения этого слова, которые мы группировали (например, ручка у стола, шкафа, комода, тумбочки или ручка у чашки, сковороды, кастрюли и т. д.). Одновременно шла работа по созданию коллажа. На листе ватмана мы с детьми по - разному выкладывали рисунки, продолжая работу в течение недели. Придумали, что рассказ должен быть о каком - то необычном герое, который знает лишь одно значение слова «ручка»: например, ручка для письма. В нашем рассказе этот герой – инопланетянин. У нас получился рассказ о том, что узнал инопланетянин о слове «ручка», когда прилетел в один из российских городов. Мы придумали также несколько названий рассказа, но выбрали самое интересное. Этот рассказ дети с удовольствием рассказывали друг другу и родителям.
«Что такое «ручка», или Удивительные открытия инопланетянина в России».
Жил – был инопланетянин. Однажды он прилетел на космическом корабле на планету Земля и приземлился недалеко от одного российского города. Инопланетянин был в специальном скафандре, кнопки которого помогали ему понимать русский язык и становиться невидимым. После отдыха он отправился на прогулку по городу. Шёл он, шёл и увидел семью, которая прогуливалась с малышом. Малыш капризничал, тянул ручки к папе и мама сказала ему: «Надо брать Илюшу на ручки». Очень удивился инопланетянин: он знал, что ручкой нужно писать, но как можно «брать Илюшу на ручки», не понимал. И тут он увидел, как папа достал малыша из коляски и пошёл, пританцовывая. Только успел подумать инопланетянин «Ах, вот что это такое», - как снова услышал голос мамы. «Как не вовремя оторвалась эта ручка!» - сказала она. «Не переживай, я пришью её дома», - ответил папа. Присмотрелся инопланетянин и увидел, как мама стала придерживать сумку второй рукой. Он понял, что ручки бывают разные! Это было удивительное открытие! Инопланетянин был очень любознательным, поэтому решил прогуливаться рядом и прислушиваться к разговору.
Родители с малышом подошли к дому и инопланетянин услышал, как папа попросил маму придержать дверь, потому что у неё очень неудобная ручка. Мама помогла, а наш пришелец догадался, о какой ручке идёт речь. Ещё он понял, что ему есть о чём рассказать своим друзьям на далёкой родной планете.
Вместе пришли в квартиру. Родителей и братишку встретила Аня, старшая сестрёнка Илюши. Она сказала, что разогрела суп и пригласила всех к столу. Мама обрадовалась и сказала: «Анечка, возьми прихватки, а то ручки у кастрюли горячие». Все сели за стол, а инопланетянин, наблюдая за семьёй, продолжал делать открытия. Он узнал, что ручки есть у посуды и для чего они нужны. А ещё он узнал, что когда в комнате жарко, можно воспользоваться микропроветривателем, который есть у окна, но не всегда ручка легко поворачивается, поэтому папе придётся её отрегулировать. С каждой минутой становилось всё интереснее. Оказывается, Аня смастерила театральную маску и украсила ручку, чтобы её держать, блёстками. Ещё Аня помогла маме погладить все полотенца, а когда мама спросила, не устала ли дочка, Аня ответила, что ручка у утюга очень удобная, поэтому гладить было легко. Правда, была ещё и не очень приятная новость: у шкафа ручка сломалась, когда девочка складывала полотенца.
Инопланетянину понравилось в детской комнате, ведь открытия продолжались: он узнал, что у мебели ручки разные. А ещё он узнал, что папе предстоит заняться ремонтом и для этого предстоит отправиться в магазин.
Магазин назывался «Тысяча мелочей». Это название очень заинтересовало инопланетянина, но то, что он там увидел, заинтересовало его ещё больше. Лейки, лупы, молотки, топорики – сколько предметов с ручками! Инопланетянин сам догадался, для чего ручки нужны, он даже брал эти предметы, чтобы понять, какие ручки удобнее!
Вслед за папой он вышел из магазина и увидел девочку с зонтиком, а когда стал рассматривать машины, забыл про папу, который отправился домой с инструментами, чтобы починить ручки у сумки, окна и шкафа.
Наш инопланетянин немного устал от того, как много он узнал. Он присел на лавочку на остановке, посмотрел на сидящего человека и подумал: «Как хорошо, что у меня есть костюм невидимки, ведь он помог мне сделать столько открытий!» Он рассматривал машины, замечал ручки на дверцах и окнах в автобусах, видел ручки разной длины на зонтиках у детей и взрослых и чуть не уснул от усталости.
Инопланетянин нажал на кнопку и вмиг очутился в своём космолёте. Ему надо было хорошенько отдохнуть, чтобы вновь отправиться в путешествие по городу, где так много интересного.
Когда работа была завершена, дети дорисовали возле комода чемодан с ручкой, потому что увлеклись и хотели продолжения нашей работы, которая продолжалась в течение двух недель.
Мы придумывали разные истории, сказки, героями которых были волшебники - невидимки, роботы - исследователи, любопытные пришельцы. Коллажи, которые мы создавали, дополнялись придуманными схемами - подсказками для того, чтобы в повествовании были не только многозначные слова, но и сравнения, синонимы, антонимы. Это развивает мышление, делает творческий процесс составления сказок и рассказов ещё более интересным. Надо только помнить, что всё зависит от педагога: важно увлечься, вовлечь в этот захватывающий процесс детей и тогда всё получится.
Предлагаю познакомиться с работами детей к сказке "Шляпа, волшебник - невидимка и гребень".
Работы детей к придуманной истории "Как робот - исследователь узнал, какие бывают крылья".