Кадрия Маулина
Какие игрушки нужны вашим детям?
▼ Скачать + Заказать документы
Какие игрушки нужны вашим детям?
Ребёнку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребёнка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-развивающею среду. Что же такое игрушка?
Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществлять свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребёнок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьёзное дело.
Публикация «Какие игрушки нужны вашим детям?» размещена в разделах
Существует разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Это сюжетные, или разные, игрушки - куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек так же относятся во что изображают зверей, домашних животных, среди них любимый детей плюшевый мишка. Дети их кормят, купают, укладывают
спать, лечат, ходят с ними на прогулку.
Следующий вид игрушек - технические игрушки, которые всё больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнооб-разные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Кроме этого, есть игрушки-забавы - смешные фигурки зверей, живот-ных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Маскарадно-ёлочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки, но это-го достаточно, чтобы дети играли - жили в образе.
Особый тип- спортивно-моторные игрушки, способствующие повыше-нию двигательной активности детей, развитию координации движений, ори-ентировки в пространстве.
Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развитию речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (игрушка -перчатка, которую надевают на руку так, чтобы один палец держал её головку, а два других - руки). Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, балалайки и др. музыкальные инструменты. Особое место принадлежит дидактическим игрушкам, с помощью которых детей знакомят
с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вклады-ши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.
Особую группу представляют строительные игрушки, состоящие из геометрических тел.
Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребёнок захочет, скорее всего, играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Мелки игрушки для двора не годятся.
Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребёнка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во всё это играть. Ребё нку говорят: «Играй!» Он берёт игрушки и со скучным лицом усаживает космонавта верхом на зебру, а куклу Мальвину - на носорога, потом заводит мотоциклиста и долго смотрит, как тот кружится по полу. Сами по себе игрушки ничего для ребёнка ну будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребёнком, подсказывая и показывая действия с ними. Особенно это важно для самых маленьких детей, у которых ещё нет достаточного опыта. Иногда игра не получается, так как дети не могут объединить в игре игрушки из-за их разномасштабности. Например, ребёнка не смущает, что мышь только в два раза меньше кошки, но если она будет больше кошки, то игры не состоится. Нельзя объединить в одном цирковом представлении большого плюшевого зайца и крошечного резинового слона.
Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры.
Так, детям второго и третьего года нужны игрушки, которые позволили бы им отображать близкие им жизненные ситуации. Игрушки должны быть похожи на настоящие предметы, соотноситься с ними по величине. Покажите ребёнку, как играть с игрушкой. Воспитатель может продемонстрировать способы игры с некоторыми игрушками, подключить к игре родителей.
В возрасте от трёх до четырёх лет требуются игрушки красочные, про-стые, выразительной формы. Это объясняется повышенной эмоциональ-ной восприимчивостью и неустойчивостью внимания. Ребёнок испытывает по-требность в действиях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями. Например, это могут быть автомобили, у которых поворачиваются передние колёса и руль, открываются дверцы, багажник, откидывается кузов. Для малышей удобны крупные машины, мишки, куклы. Первая встреча с игрушкой должна вызвать у ребёнка радостное удивление, желание играть с ней. Ребёнок «оживляет» игрушку, воспринимает её как друга. При внесении новой образной игрушки вместе с ребёнком сделайте куклам комнату, чтобы они там «жили». Подумайте, где будет стоять плита, телефон и другие вещи домашнего кукольного обихода. Можно, если позволяет помещение, оформить дома уголок сказки. Например, в игрушечном лесу поста-
вить домик и короб с пирогами («Машенька и медведь», разместить на по-ляне корзиночку («Красная Шапочка», на подоконник посадить Колобка и т. д.
К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, допол-няющие игры, например шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребёнка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему ещё понадобится. Можно изготовить необходимый атрибут совместно своими руками. В этом возрасте развитие игры идёт не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала ребёнка на игру, то детям постарше по ходу игры требуется какой-либо предмет, они могут найти его заменить или довольствоваться деталями костюмов, биноклем, шапочками и т. д.
Для ребёнка 6-7 лет главное - общение с другими детьми, связанное с сюжетом. Они начинают всё более требовательно присматриваться к игрушке, искать в ней сходство с настоящим предметом. Для игр они любят приспосабливать окружающие предметы, например опрокинутое кресло может выполнять роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимы и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материала, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков. Как показывает опыт, ребёнок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.
Так, в педагогической литературе описан случай, когда мать нашла у девочки мешочек, довольно тяжелый и грязный. Так оказались камешки, листья, цветы, тряпочки, кусочки стекла и железа. Мать выбросила грязные вещи, выстирала и выгладила мешочек, положила его снова под подушку. Утром девочка горько плакала, спрашивала, зачем мама выбросила самые хорошие игрушки, и во что же она теперь будет играть. Мать объяснила, что нельзя играть с грязными и острыми вещами, обещала купить новые игрушки, но дочка была безутешна. Тогда мама отыскала пестрые лоскутки, предложила девочке сшить новый красивый мешочек и обещала никогда не выбрасывать её сокровищ.
Иногда взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить ребёнку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с лёгкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющиеся игрушки однородны - это приведёт к однообразию сюжета игры. Рассортируйте игрушки, однотипные временно уберите, через некоторое время обыграйте их с ребёнком. Например, создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия. Или разделите игрушки на несколько равноценных наборов и периодически (1-2 раза в месяц) меняйте их. Если в семье двое-трое детей, то у них должны быть как общие, так и индивидуальные игрушки. Приучайте ребёнка убирать за собой, это поможет воспитать дисциплинированность и ответственность в дальнейшем.
Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести новую игрушку. Психологи не рекомендуют использовать слово «никогда», например: «Ни-когда у тебя не будет этой игрушки, никогда я тебе ее не куплю». Надо разобраться в данной ситуации. Например, игрушка хорошая, и у вас сейчас нет денег на её покупку, значит, можно пообещать ребёнку, что её подарит Дед Мороз, или найти альтернативу, которая гораздо дешевле. Внимание маленького ребёнка попытайтесь переключить.
Следует особо сказать о педагогических требованиях к игрушке.
Каково ваше отношение к игрушкам-монстрам?
Игрушки-монстры могут научить ребёнка жестокости, безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними чёткую границу. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины-скелеты и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребёнку иногда бывает трудно, даже порой невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками-монстрами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к чему-то совершенно нормальному
То, что ребёнка привлекают отрицательные персонажи, по мнению пси-хологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверхвооружению обусловлена с обострённой потребностью в защите от внешнего мира. Ребёнок, владеющий чудовищами, получает шанс в игре (но не в жизни) ощутить себя могущим. Желание иметь монстров - своего рода тест для определё нного психологического состояния сына: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает.
Для возбудимых детей игра с чудовищами способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще игрушка не успокаивает, а ещё больше раздражает ребёнка, формирует психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребёнку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям такие страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии. Есть и другие варианты. Например, известно, что дети любят наряжаться. Для этого им не нужны замысловатые костюмы - они довольствуются от-дельным элементом, знаком. Платок на голове и самодельные очки превра-щают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребёнку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть своя комната, столик и стульчик для игр. Можно располо-жить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоян-ном игровом уголке, где можно бы расположить кукольную мебель и игрушки.
Важно, чтобы ребёнок имел возможность сохранить начатую и прерван-ную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдёт обедать. Просматривайте время от времени с ребёнком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, обтирайте повреждённые, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьёзное отношение к игре и игрушкам необходимы ребёнку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.
Помните! Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогический грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы-заместители, воображаемые предметы.