Лина Дворская
Карта инновационного педагогического опыта.
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование педагогического опыта «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись».
Автор-разработчик педагогического опыта воспитатель Дворская Линара Ринатовна.
Период формирования и функционирования педагогического опыта
1 год 2016-2017.
Содержательные параметры:
1.1. Актуальность педагогического опыта
Публикация «Карта инновационного педагогического опыта,» размещена в разделах
Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа, на наш взгляд, обусловлено доступностью для освоения ребенком дошкольником особенностей региональной культуры. Народное творчество (фольклор, декоративно-прикладное искусство, предметы быта) является значительной частью культурного опыта человека.
Художественно-эстетическое развитие и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – одно из важных направлений деятельности любого дошкольного учреждения.
Эстетическое становление личности в процессе освоения национального декоративно-прикладного искусства, на наш взгляд, – первая ступенька в приобщении к богатствам мировой культуры, к присвоению общечеловеческих ценностей.
Наше поколение практически не знает культуру своего родного края - Урала: каслинское литьё, златоустовская гравюра – вот, пожалуй, и всё. Декоративная же роспись Урала не так известна, хотя является одним из самобытнейших явлений русского народного искусства.
Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома, ведь, в отличие от других видов художественного творчества, произведения народного декоративного искусства — это в большинстве своем утилитарные бытовые предметы. Используемые в качестве художественного изделия в быту, в праздничном, или каком-либо ином обряде, они обретают важное значение, сопровождая человека от колыбели до последних дней его жизни.
По нашему мнению, любовь к Родине, патриотизм, гражданственность глубоко пронизывают изделия мастеров Урала, а это те чувства, которые должны быть характерны для каждого русского человека.
Таким образом, актуальностью проекта является возрождение урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Возрождение урало-сибирской росписи в детском саду – наш маленький вклад в развитие искусства Урала.
1.2. Содержательная форма предоставления педагогического опыта
Значение проектной деятельности предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.
Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись» является возрождением интереса к своей родной региональной культуре, произведениям народных художников, а именно, к уральской росписи. Раскрывает, процесс формирования раскрытия природных задатков и творческого потенциала ребёнка, способствование привитию навыков продуктивного общения через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по русскому народному творчеству, включает организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
В работе представлены материалы об истории росписи, о художественных особенностях, формах и методах работы с детьми по развитию их творческой изобразительной деятельности.
Как в произведениях народного творчества, так и в творчестве детей все радостно и красочно. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей старшего дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более увлекательным и интересным.
Такой подход позволяет решить задачу раннего приобщения детей к народному искусству родного края.
1.3. Инновационная направленность педагогического опыта
Проектная деятельность заключается в том, что наибольший воспитательный эффект дает знакомство детей с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом.
В ходе выполнения проекта дети не только глубже знакомятся с культурными традициями своего региона и получают художественные навыки, но у них так, же развивается эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. Развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
В совместной с детьми деятельности по декоративно-прикладной росписи в духе Урало-Сибирских художественных традиций формируются более дружеские отношения между детьми, навыки коллективной работы, умения действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива. Инновационная направленность заключается в потенциальных возможностях всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими и процесс творчества не вызовет хорошего настроения, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи. Задача педагогов и родителей - направлять творческий процесс детей.
1.4. Методологическая база педагогического опыта
Процесс формирования краеведческого воспитания детей старшего дошкольного возраста включает реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина; организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
В краеведческой работе необходимо применение современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности, позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, увлечет его в игровую тематическую деятельность.
Методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче изобразительных образов. В организованных мероприятиях чередуются различные виды деятельности и различные способы восприятия изобразительного искусства (рассматривание, слушание, искусствоведческие беседы, выполнение творческих заданий).
Методы и приемы художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент:
-наглядный;
-словесный (беседы, инструкции, объяснения, поощрения);
-практический (полный или частичный показ способов изображения);
-репродуктивный (повторное и закрепление);
-исследовательский (поиск и нахождение способов и приемов деятельности);
-проблемные ситуации (преднамеренные ошибки);
-игры и упражнения занимательного характера;
-моделирование;
-экспериментирование;
-сюрпризные моменты.
Работа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста может реализовываться посредством следующих форм:
- Установочная беседа с детьми для постановки перед ними целей предстоящей деятельности и создание заинтересованности в ней, разучивание стихов, загадок о народных промыслах, потешек, прослушивание русских народных песен;
-экскурсия;
-рассматривание иллюстраций;
-показ кинофильмов;
-проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр;
-пробные работы на бумаге;
-создание декоративных предметов.
1.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Проект по теме: «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись» предполагает:
реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др;
организацию взаимодействия с родителями.
проектирование развивающей предметно-пространственной среды.
организацию совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Проблема: Дети старшей группы уделяли интерес раскраскам народных узоров. Они познакомились с разными видами народных росписей. Особое внимание их было сосредоточенно на урало-сибирской росписи. Они заметили, что эта роспись напоминает городецкую, но цвета у неё ложатся очень тонкими линиями разных цветов. У детей возник проблемный вопрос узнать особенности техники урало-сибирской росписи.
Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре и развитие их творческих навыков, достижение тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка.
Задачи:
В работе с детьми
1. Ознакомление с особенностями Урало-Сибирской росписи.
2. Сформировать у детей представления об особенностях урало-сибирской росписи, её техническом выполнении
3. Развивать живописные умения и навыки при создании мотивов росписи, познакомить с композицией и технологией
4. Побудить интерес у детей к познанию культуры и традиций родного края.
5. Научиться новым видам росписи и их применению для украшения поделок.
В работе с педагогами
1. Способствовать улучшению внутрисемейных отношений.
2. Развивать собственные педагогические навыки при системном отборе произведений декоративно – прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей.
3. Разнообразить методы и приемы педагогического руководства.
В работе с родителями
1. Помочь своему ребенку в овладении новыми знаниями и умениями.
2. Приобщить ребенка к культурному достоянию родного края.
3. Помочь ребенку развивать навыки совместной работы.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
В работе с детьми:
- развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русской народной культуре – «Урало-сибирской росписи»
Сформированы представления детей о значении декоративно-прикладного искусства в быту;
Обогащается активный словарь, развивается связная речь;
Ребенок положительно относится к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам; обладает чувством собственного достоинства.
В работе с педагогами: Повышение профессионального уровня педагогов, формирование художественно-творческой компетентности, включающей в себя теоретическое знание народного декоративно - прикладного искусства; практическое применение знаний в работе с детьми.
В работе с родителями: Вовлечение родителей в педагогический процесс с дошкольниками – теоретическое и практическое применение своих знаний в сотворчестве с детьми.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Реализация программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др.
1.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Задачи обучения, поставленные в ходе проекта:
пробудить интерес к будущему проекту;
приобщать ребят к процессу познания нового;
формировать различные представления;
побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.
Развитие психических процессов:
создание эмоциональной заинтересованности;
познание новых предметов и действий с ними;
развитие воображения и мышления;
развитие речи.
1.7. Социальная направленность педагогического опыта
Проблема социализации, является особо актуальной в настоящее время, и находит свое отражение в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Данная проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и непосредственные участники образовательного процесса, где обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проект, является условием и средством овладения ребёнком методами познавания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, творческим. Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усвоили новые сведения о русском народном творчестве, накопили эмоционально-чувственный опыт. Таким образом, совместная содержательная деятельность взрослого и ребёнка явилась школой передачи социального опыта — школой социализации.
1.8. Воспроизводимость педагогического опыта
Реализация программно – методического комплекса «Наш дом – Южный Урал», который позволяет раскрыть познавательные сведения об истории Урало-Сибирской росписи, своеобразие декоративно – прикладного искусства.
Подбор методической литературы по теме, художественной литературы для чтения с детьми, создание презентаций по ознакомлению с Урало-сибирской росписью. Приложение.
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах декоративно – прикладного искусства подобраны и практически изучены упражнения, которые дают подробное описание всех действий по выполнению элементов Урало-Сибирской росписи. Технику народной живописи называют ещё кистевой, маховой, мазковой.
Анкетирование родителей с целью выявления знаний о русском народном творчестве и проведение родительского собрания по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Урало-Сибирской росписью».
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ был спланирован и проведен ряд методических мероприятий:
1. Консультация «Место народных традиций в педагогическом процессе детского сада и их воспитательное значение»
2. Мастер-класс для педагогов «Упражняемся рисовать узоры Уральско-Сибирской росписи».
3. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраст по художественно-эстетическому развитию «Уральская роспись»
Работа с детьми включает:
Знакомство детей с особенностями Урало-Сибирской росписи.
Проведение бесед и занятий на тему «Урало-Сибирская роспись в быту русского народа».
Показ презентаций по данной теме.
Организация экскурсий в Краеведческий музей.
Предварительная организационная работа педагогов.
Планирование и разработка видов деятельности с детьми по проекту «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-Сибирская роспись».
Разработка сценариев мероприятий по теме (оформление помещений, изготовление декораций, выставки по теме).
Подбор художественной литературы, фольклорных текстов.
1.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Нормативная база:
Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 17. 10.2013 N 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования»
Основная образовательная программа МБДОУ ДС № 470 г. Челябинска
«Наш дом – Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск, АБРИС. –2014.- 255с.
Кадровое: создание творческой группы; привлечение педагогов из других возрастных групп.
Материально-техническое: приобретение технических и дидактических средств обучения.
Информационное: формирование банка данных по реализации проекта; мониторинговые мероприятия; организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.
2. Результативные параметры
2.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Задача приобщения детей к русской народной культуре, к народному творчеству, к народным традициям занимает важное место в образовательном пространстве, регламентируется новыми федеральными государственными требованиями, где огромное место уделяется вопросам приобщения дошкольников к истокам русской культуры в условиях ФГОС дошкольного образования. Решение этой задачи регламентируется законом «Об образовании РФ от 27 декабря 2012 года № 273», а также указами президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и другими нормативными документами.
Исходя из этого, актуальной по-прежнему остается проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры, воспитание у дошкольников нравственно-моральных качества и прежде всего чувств любви к своей малой родине.
Поставленная цель – приобщение детей к национальной культуре и развитие их творческих навыков, достижение тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка, актуальна.
Основной вывод, который можно сделать из полученных результатов это – хорошая подготовленность детей для основного этапа изобразительной деятельности. Здесь и освоение технических приемов, и освоение общих принципов гигиены, восприятие произведений народного творчества.
На основном этапе обучения творчеству использовались следующие методы работы:
– беседы на темы об Уральско-сибирской росписи;
– показ способов и приемов рисования пальчиком и кистью с практической деятельностью на каждом занятии;
– пальчиковая гимнастика;
– индивидуальная работа с детьми, в том числе в свободное от занятий время;
– организация выставок.
По результатам проделанной работы было проведено обследование, которое включало опрос – беседу с детьми, зачетное занятие по декоративному рисованию, анализ выполненных работ. Данные опроса – беседы показали, что у детей значительно расширились знания о народном искусстве Урала. В своих рисунках дети смогли передать поэтическую выразительность искусства Урала. Научились располагать узор на различных формах и шаблонах, правильно сочетать краски между собой, получать отличительную особенность росписи – разбел.
Большинство работ выполняется с хорошей техникой рисования пальчиком. Наблюдались попытки и желание детей рисовать более сложные элементы, составлять сложные композиции.
В целях обмена опытом в сети интернет размещены: проект по теме «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»
Вывод: Проект был длительным, сложным. Дети знают, что такое Родина, Урал, родной край, познакомились с русским народным творчество Урало-сибирской росписью в совместной и самостоятельной деятельности. С поставленными перед ними задачами справились, узнали много нового, закрепили ранее полученные знания. Родители проведенной работой остались довольны. Проект может развиваться и дальше, охватывая большее число участников в детском саду, районе, городе, России через сеть Интернета.
Распространение педагогического опыта
В целях обмена опытом в интернете размещены материалы для педагогов и родителей:
Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»
Презентация «История Урало-сибирской росписи»
2.2. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта
Стабильность и эффективность педагогического проекта подтверждается высокой результативностью участия воспитанников:
в создании выставки в детском саду «Урало-сибирская роспись»
защиты проекта на семинаре для педагогов и родителей
участие в конкурсах художественно-творческого направления.