МААМ-картинки

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»

Оксана Корнеева
Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Карта к инновационному проекту

Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна

1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Актуальность проекта

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.

Публикация «Карта инновационного проекта „Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц“» размещена в разделах

В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических работников Организации) и детей.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

• недостаточный словарный запас;

• плохая дикция.

1.2. Содержательная форма представления педагогического опыта

Тип проекта: Информационный проект

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2014 г. - май 2016г.

Практическая значимость проекта заключается в возможности его реализации в любых дошкольных образовательных организациях.

База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №479 г. Челябинска».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;

• Активизация речевой деятельности детей;

• Обогащение словарного запаса

• Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Научная основа данного проекта:

К. Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.

Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконина. Они считали, что одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность.

Учитывая особенности современного исторического периода, осуществляя переход на следующий этап инновационной деятельности, вся работа по познавательно – речевому развитию дошкольников, должна быть построена в системном углублении и обобщении личного опыта ребенка; освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, осознания связей зависимости.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

1.3. Новизна педагогического опыта

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

Инновация проекта заключается в целесообразном слиянии мнемотехники с тактильными тренажерами, я их назвала Кубики «Времена года».

Об этих кубиках я рассказывала в одной из публикаций:

http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-vremena-goda-428794.html

Данная разработка создавалась с целью раскрытия опыта использования авторских наглядно-игровых пособий на занятиях по формированию связной речи.

Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, плана высказывания (Л. С. Выготский) и практических действий. Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинестетический, визуальный, аудиальный). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания. Используемые в пособии приемы мнемотехники ориентированы на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

• Для обогащения словарного запаса детей

• При обучении составления рассказов

• При пересказах художественной литературы

• При отгадывании и загадывании загадок

• При заучивании стихов

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Существует множество приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно.

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём называется поиском опорного пункта. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией.

Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала.

На основании анализа научной литературы выделились следующие подходы в работе с детьми:

• Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.

• Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка.

• Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме диалога.

• Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.

• Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на следующие принципы:

-Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;

-Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

1.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта:

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.

Цель проекта:

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

• Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

• Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)

• Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.

• Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

• Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

• Создать предметно-развивающую среду для развития речи детей в соответствии с ФГОС

• Разработать и реализовать через различные формы и методы перспективный план по использованию мнемотаблиц в работе с детьми

• Провести анкетирование родителей, разработать для них памятки

• Создать блог, как информационно-методический «журнал» для любознательных детей,заботливых родителей и внимательных педагогов.

Эти задачи способствуют главной цели реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ:

-мнемоквадраты

-мнемодорожки

-мнемотаблицы

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже — усложнять или заменять другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде.

Работа с мнемотаблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

Для малышей :

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов. Чс

Старшим дошкольникам даётся усложнение:

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически.

Алгоритм:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Пересказ с помощью мнемотаблиц:

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы.

Алгоритм тот же что и при заучивании.

1.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Эффективность использования метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблица.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения.

1.7. Социальная направленность педагогического опыта

Основная цель педагогического опыта в контексте социальной направленности рассматривается как возможность взаимодействия с родителями, проведение совместных мероприятий познавательного характера, участие воспитанников и их родителей в различных конкурсах.

Проект предоставляет возможность для профессиональной реализации педагога, позволяет проявить такие профессиональные качества как, умение планировать, анализировать, наблюдать, выбирать способы реализации целей и т. д. Основным средством педагогического воздействия для осуществления реализуемых задач выступает общение с воспитанниками.

1.8. Воспроизводимость педагогического опыта

Разработала перспективное планирование образовательной деятельности по использованию приемов мнемотехники с детьми дошкольного возраста;

- разработала памятки для педагогов и родителей по использованию мнемотехники в работе с детьми;

- разработала картотеки по мнемотехнике:

- «Мнемотаблицы»;

- «Загадки для детей в мнемотаблицах»;

- «Времена года»;

-Картотеки речевых игр;

-«Мнемотаблицы, нарисованные детьми»;

-«Пальчиковый игротренинг»;

-разработала дидактическое пособие «Кубики «Времена года»;

Разработала картотеку дидактических игр по мнемотехнике;

Педагогический опыт по использованию мнемотехники был представлен на педагогических советах ДОУ и рекомендован к использованию педагогами образовательного учреждения.

Опыт работы также представлен на сайте образовательного учреждения (http://ds479.ucoz.ru/), в разделе «Педагогическая находка», (https://drive.google.com/file/d/0B0YT4buFCZTYc0c2cGl4UUh4U0k/view).

Практический опыт работы также размещен на сайте МААМ:

http://www.maam.ru/

Здесь размещен мой блог http://www.maam.ru/users/oksanaTroshcina

А также размещен блог группы «Жемчужинки»:

7984.maam.ru

Программно - методическое обеспечение проекта позволит воспроизводить данный опыт другим педагогам, как в нашем детском саду, так и в других образовательных учреждениях.

1.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Нормативно-правовой ресурс:

• Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ;

• СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Письмо Министерством образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»;

Научно-методический ресурс:

1. Большова Т. В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники. - СПб. : : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста---СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. «Логопед» 2008.

4. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.-%10

5. Широких Т. Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004.

6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

2. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

2.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Использование мнемотехники как средства развития речи не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает ребенка в процесс занятия. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

• Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

• Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

• Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

• Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

• появился интерес к заучиванию стихов;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Таким образом, данный проект:

1. выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники;

2. обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 479г. Челябинска» в полном объёме;

3. способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте;

4. формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

2.2. Распространение педагогического опыта

В рамках конкурса «Педагог года в ДОУ» провела мастер-класс «Использование мнемотехники в работе с детьми». А также провела НОД с детьми подготовительной группы «Осень (с использованием мнемотехники».

Создала авторское дидактическое пособие «Кубики «Времена года» и дополнение к ним «Карточки «Времена года». Рассказала об этом на международном портале МААМ. Получила диплом – 1 место – как лучшая авторская дидактическая игра.

На очередном заседании РМО воспитателей Курчатовского района выступила с темой «Развитие речи детей дошкольного возраста через мнемотаблицы», где рассказала о кубиках и их использовании.

С родителями провела родительское собрание в нетрадиционной форме: Семинар-практикум «Использование мнемотехники в работе с детьми».

2.3. Стабильность педагогической эффективности педагогического опыта

В мае 2016 года был проведен итоговый мониторинг образовательной области «Речевое развитие», являющийся заключительным этапом реализации проекта. Он подтвердил педагогическую эффективность данного опыта.

Сравнительные анализы мониторинга по годам показывают стабильную динамику роста уровня развития детей по образовательной области «Речевое развитие».

2.4. Публикация педагогического опыта в печати

1. В условиях дошкольного учреждения разработала блог группы.

Адрес блога: http://7984.maam.ru/

Это авторский блог, размещенный на международном образовательном портале, для любознательных детей и заботливых родителей.

2. Также создала персональную страничку в соц. Сетях:

--- на международном образовательном портале МААМ и опубликовала статьи о развитии речи детей через мнемотаблицы.

Адрес сайта:

http://www.maam.ru/users/oksanaTroshcina

• статья «Развитие речи детей дошкольного возраста»

• статья «Мнемотаблицы»

• статья «Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»

• статья «Дидактическая игра «Кубики времена года» Победитель 1 место как лучшая авторская игра

--- в Учебно-мотодическом кабинете: http://ped-kopilka.ru/

Адрес блога: http://ped-kopilka.ru/users/oksanaT

• Участник Всероссийского профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» статья «Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми».

НАДЕЮСЬ,МОЙ МАТЕРИАЛ ПРИГОДИТСЯ ТЕМ, КТО СОБИРАЕТСЯ ПОВЫСИТЬ СВОЮ КАТЕГОРИЮ.

Публикации по теме:

Технологическая карта занятия «Деревья» Технологическая карта занятия Тема: «Деревья» Цель: формирование первоначальных патриотических чувств. Задачи: Обучающие- активизировать.

Информационная карта проекта «Это я и моя семья» Информационная карта проекта «Это Я и моя семья» Наименование проекта: «Это Я и моя семья» Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

Карта одаренного ребенка Карта одаренного ребенка. 1. ФИО ребенка: Коновалова Мария Алексеевна 2. Дата рождения: 24.01.12 3. Ф. И. О. мамы, образование: Коновалова Ольга.

Карта оперативного контроля в ДОУ Санитарное состояние группы Месяц___ № Содержание Возрастные группы, недели месяца Младшая.

Карта прогулки в старшей группе Вид деятельности Содержание Задачи Наблюдение за божьей коровкой (показ иллюстрации, или находим в природе) Отгадайте: Говорят она коровка,.

Речевая карта 5–7 лет РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ребенка Возраст Домашний адрес Откуда поступил Дата поступления Заключение ПМПК Дата заполнения речевой.

Речевая карта для логопункта Предлагаю вашему вниманию речевую карту адаптированную для заполнения логопедом на логопедическом пункте. Предназначена для диагностики.

Технологическая карта НОД «Наш замечательный нос» Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально.

Технологическая карта НОД по теме «Цветастики»Технологическая карта НОД по теме «Цветастики» Майорова Елена Александровна,воспитатель МБДОУ – детский сад № 578 г. Екатеринбурга Тема (проект, событие) «Цветастики» Возрастная группа:.

Технологичнская карта НОД «Лепка. Щенок» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: лепка щенка Возрастная группа: старшая Форма совместной деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 14:26
+242Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Корнеева (УИ 231830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 157.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД