Лучший педагог года

Картотека дыхательной гимнастики для занятий с детьми дошкольного возраста с ТНР по лексическим темам

Надежда Рыбченко
Картотека дыхательной гимнастики для занятий с детьми дошкольного возраста с ТНР по лексическим темам

Тема : Осень

1. Ветер – ветерок – буря.

«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.

2. Листочки (2).

Публикация «Картотека дыхательной гимнастики для занятий с детьми дошкольного возраста с ТНР по лексическим темам» размещена в разделах

Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.

3. Вдыхаем аромат леса.

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

4. Ветерок кружит листочки.

Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.

5. Ветерок качает листок.

Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.

6. Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые.

Дутье на листочки. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2, продолжительный выдох ртом.

7. Дождик (2).

И. п. : о. с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

8. Идём по лужам.

И. п. : о. с. 1 — ходьба на месте (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте (вдох носом); 4 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3—4 раза.

9. Вода в лужах.

И. п. : о. с. 1 — на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза.

10. Погреем пальчики

Дети вдыхают, делают паузу, затем при выдохе «греют пальцы», дуют на них, длительно произнося [ш] [ф] [х].

Художественный материал.

Осенние листочки

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый — а-а-а.

Рябиновый — и-и-и.

Березовый — о-о-о.

Дубовый — у-у-у.

М. Картушина

* * *

Мелкий дождик моросит:

Кап, кап, кап, кап.

В листьях сада шелестят,

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет мяч у ворот,

Кап, кап, кап, кап.

Мокнет поле, огород,

Кап, кап, кап, кап.

А. Воронова

* * *

Что нам шепчут листья?

Подойдем и спросим.

Листья отвечают:

«Осень!

Осень!

Осень!»

С гор сползают тучи,

Птиц куда-то прячут.

Все сильнее ветки

Плачут,

Плачут,

Плачут.

И. Цекович

Тема : Деревья

1. Дерево.

Ребёнок поднимает руки над головой, делает вдох, пауза в 3 секунды, затем, покачивая руками, произносит звук [ш]. После ребёнок опускает руки вниз («ветер затих»). Повторить 3 – 4 раза.

2. Листочки (3).

Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

3. Сосна (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. 1 — вдох, руки вытянуть в стороны; 2 — наклон туловища вправо (выдох); 3 — и. п. (вдох); 4 — наклон туловища влево (выдох). Повторить 2—3 раза.

4. Елочка (Гуськова А. А).

И. п. : ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и. п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза.

5. Береза (Гуськова А. А).

И. п. : ноги врозь, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2—3 раза.

6. Желуди (Гуськова А. А).

И. п. : ноги вместе, руки за голову. 1 — подняться на носки (вдох); 2 — присесть (выдох). Повторить 2—3 раза.

7. Орех (Гуськова А. А).

И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — сед с прямыми ногами (вдох); 2 — руки протянуть к носкам (выдох). Повторить 2—3 раза.

8. Вдыхаем запах леса (Гуськова А. А).

И. п. : о. с. 1 — руки поднять вверх (вдох); 2 — руки опустить вниз (выдох). Повторить 2—3 раза.

9. Послушай тишину и подыши (Гуськова А. А)

И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — продолжительный вдох; 2 — продолжительный выдох. Повторить 2—3 раза.

10. Шум леса (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.

11. Звуки леса (Гуськова А. А)

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку!»; 3 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 4 — на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук!»; 5 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 6 — на выдохе произносить несколько раз: «Стрр-стрр!». Повторить 2—3 раза.

Художественный материал

Осенние листочки

Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый - а-а-а.

Рябиновый - и-и-и.

Березовый - о-о-о.

Дубовый - у-у-у.

Закричали все: «Ау!»

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Наше эхо возвращается

К нам тихо: «Ау! Ау!»

Эхо! Эхо! Вот потеха.

Это эхо каждый раз

Передразнивает нас.

Е. Благинина

Девочка в лесу

Громко я в лесу кричала,

Гулко эхо отвечало.

Скоро будут холода?

Отвечало эхо: «Да!»

Сколько елочек, смотри!

Отвечало эхо: «Три!»

Старый дуб совсем засох.

И вздохнуло эхо: «Ох!»

Ну, прощай, иду домой!

Огорчилось эхо: «Ой!»

И. Калинина

Деревянный старичок

Налетит сердитый ветер,

Зашумит, задышит бор –

И послышится скрипучий

Деревянный разговор

- Ох, ах, ах, ох,

До чего я стар и плох!

Молча слушают осинки,

Им, осинкам, невдомек,

Что когда-то

Был ветвистым, молодым,

зеленолистым

Этот дряхлый и горбатый

Лысый дедушка Пенек!

Н. Подлесова

Тополиные пушинки

Тополиные пушинки

Легкие, как пух.

Разлетаются повсюду,

Словно туча мух.

Пух-пух-пух, пух-пух-пух.

Мухи белые на крыше.

В парке на траве,

На дорогах, тротуарах,

В окнах на стекле.

Пух-пух-пух, пух-пух-пух.

Лезут в нос они и в глазки,

Хочется чихнуть.

И бегут они, как в сказке,

Выбирая путь.

Пух-пух-пух, пух-пух-пух.

Только дождик им преграда.

И дождю они не рады.

Е. Алябьева

Эхо

- Эхо, я тебя зову!

- Ау, ау!

- Ты уже поело?

- Ело, ело!

-Хочешь булочку мою?

- Чью? Чью?

- Я тебе конфетку дам!

- Ам! Ам!

- Эхо, ближе подойди!

- Эхо, ближе подойди!

- Ты иди! Ты иди!

- А вдруг там болото?

- То-то, то-то!

- Ладно, я потом приду!

- Жду! Жду!

Т. Власова, А. Пфафенродт

Тема : Овощи

1. Отдыхаем

Исходное положение – лёжа на спине. Сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперёд и развести их вверх и в стороны. Выдох плавный, через рот. Длину выдоха постепенно увеличивать. Повторить 3 – 6 раз.

2. Овощи-толстушки и овощи-худышки (Гуськова А. А).

И. п. : о. с. 1 — на вдохе втянуть щеки (овощи-худышки); 2 — на выдохе надуть щеки (овощи-толстушки). Повторить 3—4 раза

3. Синьор-помидор (Гуськова А. А).

И. п. : стоя, ладони на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. 1 — на вдохе руками сопротивляться расхождению ребер, пауза; 2 — на выдохе плотно сжать губы, препятствуя выдоху воздуха. От напряжения всех мышц краснеет лицо. Повторить 3—4 раза.

4. Капуста растет (Гуськова А. А)

И. п. : сидя на корточках. 1 — медленно подниматься (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-о-о-о-х!». Повторить 3—4 раза.

5. Стручки гороха раскрываются (Гуськова А. А)

И. п. : нога вместе, руки, сложенные ладонями вместе, вытянуты вперед. 1 — раскрывать ладони (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Вскр-вскр-вскр!». Повторить 3—4 раза.

6. Тянем морковь (Гуськова А. А)

И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — наклонить туловище вниз (вдох); 2 — «тянуть морковку», на выдохе произносить: «У-у-у-х!». Повторить 3—4 раза.

7. Большая тыква (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. 1 — сед, руки округлить перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-г-о-о-о!». Повторить 3—4 раза.

8. Чистим лук и плачем (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. 1 — имитировать чистку лука (вдох); 2 — тереть глаза, на выдохе произносить: «Ой-е-е-е-ой!». Повторить 3—4 раза.

Художественный материал

* * *

Ахи-ахи-ахи-ох!

Маша сеяла горох!

— Чу-чу-чу!

Я горох молочу,

Молочу на гумне.

Пришла курочка ко мне:

— Дайте горошку

Петушку немножко!

Детская потешка * * *

По дороге Миша шел

Он горошину нашел.

А горошина упала,

Покатилась и пропала.

Ах-ах-ох-ох!

А там вырастет горох?

И. Демьянов

* * *

Туки-туки-туки-тук!

Рубят вместе много рук

Ты, капуста, рубись,

Ты, капуста, солись!

Туки-туки-туки-тук!

Рубят вместе много рук.

Тема : Фрукты, ягоды

1. Сбор урожая

Ребёнок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоки надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперёд и вниз – выдох (яблоки надо положить в корзину).

2. Сбор яблок

Ноги вместе, прямые руки вверх. Согнув ноги в коленях, наклониться вперёд, как бы подбирая упавшие яблоки – выдох. Вернуться в И. П. – вдох.

3. Щечки-яблочки.

И. п. : о. с. 1 — вдох ртом, задержать дыхание на 2—3 с, надуть обе щеки; 2 — спокойно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.

4. Спрячем абрикос за щечку.

И. п. : о. с. 1 — вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую то левую щеку; 2 — спокойный выдох. Повторить 3—4 раза.

5. Вкусная груша.

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3—4 раза.

6. Кислое яблоко.

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-у-у-у!». Повторить 3—4 раза.

Художественный материал.

Яблоко

Во дворе у Адылжана

Яблоня, яблоня.

Спелый плод не удержала

Яблоня, яблоня.

С ветки яблоко упало —

В руки мальчику попало:

До чего душист и ярок

Старой яблони подарок!

Все в полосках,

В ярких блестках

Яблоко, яблоко.

С алым боком.

Сладким соком —

Яблоко, яблоко.

П. Мумин

Ежик и барабан

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик. ,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Г. Виеру

Тема : Перелётные птицы

1. Птички полетели.

Для игры нужны бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать.

2. Улетают птицы.

И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох; 2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

3. Аист.

Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту.

Голова гордо поднята, спина — прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и одну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытягиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш…». Так же — с другой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повторить 6-7 раз.

По болотам, без дороги

Ходит аист длинноногий.

Поют с ветром камыши,

Подпевает аист: «Ш-ш-ш».

4. Журавль.

И. п. –о. с. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять, опустить медленно вниз. Вдох носом, выдох ртом на звуках (у-у-у-р-р-р-р).

5. Грач.

И. п: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – вдох, подняться на носки, руки вверх в стороны. 2 – и. п., на выдохе произнести: «крак - крак». Повторить 3-4 раза.

Тема : Посуда

1. Пыхтит кастрюля

Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы плавно; прерывисто ([ф]![ф]). Щёки не надувать.

2. Чайник со свистком

Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, монотонный длительный свист. Свистеть легко, свободно. Можно медленно выдыхать со звуком [у]. Снова сделать вдох, на выдохе произносить [ш] («чайник выпускает пар»). Губы не напрягать, выдыхать экономно.

3. Самовар кипит (Гуськова А. А)

И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Пыхчу! Пыхчу!». Повторить 3—4 раза.

4. Чайная посуда (Гуськова А. А)

И. п. : ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу, ладони подняты кверху. 1 — поворот вокруг себя, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!». Повторить 3— 4 раза.

5. Мясорубка (Гуськова А. А)

И. п. : стоя, ноги слегка расставлены. 1 — «крутить ручку мясорубки» правой рукой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хр-хр-хр! Хр-хр-хр!». Повторить 3—4 раза.

- Кто же вымоет тарелки?

- Вы, конечно, вы, вы, вы.

- Почему же мы, мы, мы?

- Может, лучше ты, ты, ты?

- Отдохните, вы и ты.

- Все тарелки вы-мы-ты.

Тема : Одежда, обувь.

1. Забыли рукавицы.

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

2. Укололи пальчик.

Вдох через нос, подуть на пальчик, произнося на выдохе «Ой – ой – ой! Ой – ой – ой – ой!» Повторить 3 – 4 раза

3. Шитьё на швейной машинке.

И. п. : о. с. 1 - правой рукой «крутим ручку швейной машины» (вдох); 2- на выдохе произносить: «Т-т-т-т-т!» (ручная швейная машина); 3 - правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машины» (вдох); 4 - на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д!» (электрическая швейная машина). Повторить 2 раза.

4. Застёгиваем молнию на куртке.

И. п. : о. с. 1 - правой рукой застегивать куртку (вдох); 2 - на выдохе произносить: «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3-4 раза.

5. Укололи пальчик иголкой.

И. п. : о. с: указательные пальцы соединить перед грудью. 1 - резко раздвинуть пальцы (вдох); 2 - на выдохе произносить: «Ой-ой-ой!»; 3 - вдох; 4 - подуть на «больное» место. Повторить 3- 4 раза.

6. Стираем бельё.

И. п. : о. с. 1 - потереть кулачки друг о друга (вдох); 2 - на выдохе произносить: «Трем-трем-трем!».

Художественный материал (Гуськова А. А)

* * *

Четыре Анюточки,

Ни устав ничуточки,

Пляшут третьи суточки

Все под прибауточки:

Чок-чок, каблучок,

Чуки-чуки-чуки-чок!

Башмачки

А-чки-чки-чки!

Мы купили башмачки!

Ой, какие мы купили

Веселые башмачки.

Разок шагнешь,

Другой шагнешь,

А потом, потом, потом

Плясать пойдешь!

Н. Пикулева

Голубые варежки

Баю-баю-баюшки,

Голубые варежки

Мама шила, вышивала,

Где с трудом, а где легко.

Крепкой ниткой пришивала

Настенькино имечко.

Баю-баю-баюшки,

Именные варежки.

А. Прокофьев Наперсток

Вышивает, шьет иголка - шьет, шьет.

Пальцу больно,

Пальцу колко - ой, ой!

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг! Прыг! Прыг!

Говорит иголке:

- Шей! Шей! Шей!

А колоться ты не смей, смей, смей!

М. Кульская

* * *

У маленькой Мариночки

Скрипучие ботиночки:

Скрип-скрип, скрип-скрип.

Ботиночки скрипучие –

Самые лучшие.

Скрип-скрип, скрип-скрип.

Соседи все встревожены,

Терпеть не расположены.

Скрип-скрип, скрип-скрип.

Однако делать нечего,

И слушают до вечера:

Скрип-скрип, скрип-скрип.

Пора уж спать Мариночке,

Сняла она ботиночки –

И прекратился скрип.

А. Бродский

Тема : Зима

1. Воет буря

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

2. Погреем пальчики

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

3. Вьюга(1)

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

4. Вьюга (2) (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. — стоя прямо, ноги вместе, руки опущены. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» — вьюга начинается; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»; 5 — вдох носом; 6 — на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» — вьюга заканчивается. Повторить 2 раза.

5. Снежинка

Ребёнок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, снежинка при этом покачивается. Щёки не надувать.

6. Снежинка на носу

Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, подуть на кончик носа (сдуть ватку с носа и т. д.).

7. Ураган

Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.

8. Пурга (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга начинается; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить громко: «В-в-в-в!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга заканчивается. Повторить 2 раза.

9. Снег идёт (Гуськова А. А)

И. п. : ноги вместе, руки подняты вверх. 1 — плавно опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.

10. Снег скрипит (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. 1 — ходьба на месте (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3—4 раза.

11. Холодно зимой (Гуськова А. А)

И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2 — обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3—4 раза.

12. Погреемся (Гуськова А. А)

И. п. : стоя, ноги вместе, руки в стороны. 1 — вдох; 2 — быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить: «Ух-х-х! Ух-х-х!». Повторить 3—4 раза.

13. Снежки (1) (Гуськова А. А)

И. п. : стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 — бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3—4 раза.

14. Снежинки (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. 1 — вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 — на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза.

15. Катание с горы(1) (Гуськова А. А)

И. п. : о. с. 1 — сед, руки вытянуть вперед (вдох); 2 — на выдохе произносить: «У-у-у-у-х!». Повторить 3—4 раза.

16. Катание на коньках (1) (Гуськова А. А)

И. п. : стоя, левая рука за спиной, спина слегка согнута. 1 — имитировать катание на коньках (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хруп-хруп-хруп! Хруп-хруп-хруп!». Повторить 3—4 раза.

17. Лепим снеговика (Гуськова А. А)

И. п. : стоя, ноги слегка расставлены. 1 — наклон туловища вперед, поднимать «ком снега» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза.

18. Снеговик веселится

И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

19. Снежный ком

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

Художественный материал

Снегирек

Сел на ветку снегирек — ф-ф, ф-ф!

Брызнул дождик — он промок — ф-ф, ф-ф!

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька — ф-ф, ф-ф!

Немецкая песенка

Тяжелый снег

Сыплет с неба снег-снежок,

Словно легкий пух-пушок.

Отчего ж, вздыхая тяжко,

Шепчет крыша: «Ох, как тяжко»?

Ц. Ангелов

* * *

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова

Зимние забавы

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили.

А потом снежки катили.

А потом без сил упали.

И домой мы побежали.

Н. Нищева

Снежки (2)

Будто мелом, будто мелом

Все мороз разрисовал.

Даже черный пудель белым

От снежинок сразу стал.

Сколько снега!

Сколько снега!

Чистый, легкий, как пушок.

Сколько снега!

Сколько снега!

Если в цель попал снежок!

А. Майский

Едем на лошадке

Едем, едем на лошадке - цок-цок-цок!

По дороге зимней, гладкой.

Санки скрипят - ш-ш-ш!

Бубенчики звенят - динь-динь!

Дятел стучит - тук-тук-тук!

Вьюга свистит - с-с-с!

Белка на ветке орешки грызет - щелк-щелк!

Рыжая лисичка зайца стережет - ф-ф-ф!

Холод, холод - в-в-в!

Стужа - брр-брр!

Снег пушистый

Кружит, кружит - о-о-о!

Ехали мы ехали - цок-цок-цок!

Наконец доехали:

С горки - ух!

В ямку - бух!

Приехали!

Т. Тютюнникова

Вьюга(3)

Вьюга воет:

- У-у-у!

Завертеть я вас могу.

Замести в большой сугроб.

Хоп-хоп-хоп,

Хоп-хоп-хоп.

Е. Алябьева

* * *

Снег, снег, снег, снег

Осыпает ветки.

На березе, на сосне

Снежные конфетки.

И. Векшегонова

* * *

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки — хлоп!

Сенька — в бок!

Санька — скок!

Соньку — с ног!

Детская потешка

Первый снег

Утром кот принес на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Я. Аким

* * *

Рано-рано выпал снег.

Удивился человек.

— Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

В октябре? Не может быть!

Неужели это снег? —

Удивился человек.

И. Суриков

Как на горке, на горе

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто на льду,

Кто на снегу.

С горки — ух,

На горку — ух,

Бух!

Захватывает дух!

А. Прокофьев

* * *

Ветер веет, веет, веет,

Теплым снегом сеет, сеет

Пух да пух — бело кругом,

Сразу тихо-тихо стало.

Снег лежит, как одеяло.

Л. Квитко

Тема : Зимующие птицы.

1. Ворона.

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и. п., на выдохе произносить: «Кар-кар!». Повторить 3—4 раза.

2. Кукушка (Гуськова А. А)

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и. п., на выдохе произносить: «Ку-ку! Ку-ку!». Повторить 3—4 раза.

3. Воробышки дышат.

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «ч-и-и-и-р-и-и-к», постукивая пальца ми по крыльям носа. Повторить 3 раза. Темп медленный. Указание детям: «Вдох должен быть короче выдоха».

4. Дуем на крылышки.

Вдох—на 1, 2 счета. Выдох—на 1, 2, 3, 4 счета (20 секунд).

Художественный материал

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин

***

У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

3. Александрова

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для дыхательной гимнастики «Самолётик» с детьми дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению атрибутов для дыхательной гимнастики «Самолётик» с детьми дошкольного возраста «Самолётик», мастер-класс по изготовлению атрибутов для проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Подготовила Красикова.

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» в младшей группе СЕНТЯБРЬ 1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»» Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть.

Картотека дыхательной гимнастики для детей младшего возраста Как мыши пищат? Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания. Оборудование: игрушка мышка. Мышка вылезла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дыхательной гимнастики для занятий с детьми дошкольного возраста с ТНР по лексическим темам
Опубликовано: 27 мая 2024 в 03:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дыхательной гимнастики для занятий с детьми дошкольного возраста с ТНР по лексическим темам» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Рыбченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД