Папки-передвижки

Картотека «Композиторы Оренбургской области»

Людмила Панфилова
Картотека «Композиторы Оренбургской области»

Композиторы Оренбургской области

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 19»

Картотека «Композиторы Оренбургской области»

Разработала воспитатель группы № 4 :

Панфилова Людмила Сергеевна

Публикация «Картотека „Композиторы Оренбургской области“» размещена в разделах

Александр Иосифович Зельцер - дипломант областного конкурса авторов оренбургской песни. Родился в 1946 году в селе Спасском Саракташского района Оренбургской области. Со школьных лет принимал активное участие в художественной самодеятельности, тогда же начал писать свои первые песни. В 1971 году окончил Оренбургское областное культурно-просветительное училище. Его песни издаются областным государственным методическим Центром народного творчества, звучат на оренбургском радио и телевидении. В 1998 году был издан первый сборник песен "Пою о крае родном". Автор сборников "Мы живем на земле", "Над Уралом зори", "Лейся, песня оренбургская!", "Песня сердца сближает", "Старина Урал". Многие из них полюбились его землякам - их поют на уроках музыки, в детских садах, ими открывают свои концерты творческие коллективы области. Мелодии его песен нежны и красивы, лиричны и проникновенны, в них чувствуется гордость за родные бескрайние оренбургские степи, теплота и любовь к родным местам. Несомненно, что человек, написавший их, горячо любит свой край, предан ему.

Алексей Цибизов родился в 1929 году в семье Елены Фаддеевны и Фёдора Лаврентьевича Цибизовых. В пять лет самостоятельно научился играть на гармошке, в шесть лет выступал на районных смотрах художественной самодеятельности. Учился в Троицкой общеобразовательной школе, закончив которую в 1947 году поступил в Оренбургское музыкальное училище. В 1951 году закончил его с отличием, был призван в армию, направлен для учёбы в Зенитно-ракетное училище. В 1954 году уже в качестве офицера связи стал участником событий на Тоцком полигоне во время войсковых тактических учений с применением ядерного оружия, за что позже, в 1992 году награждён Орденом Мужества[1]. В начале 1960-х годов демобилизовался, окончил институт культуры. Преподавал в Оренбургском училище культуры, руководил ансамблем «Родничок», основал хор «Колхозные голоса». Написал более 400 песен, музыку к тридцати спектаклям и двум опереттам[2]. Неоднократно становился лауреатом и дипломантом всесоюзных и республиканских конкурсов[3]. Произведения композитора исполняются Государственным Уральским народным хором, Государственным академическим Оренбургским русским народным хором, коллективами художественной самодеятельности. Иосиф Кобзон исполнял песню Цибизова «Милицейский соловей». В 1987 году Алексей Цибизов был удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 1999 году стал Почётным гражданином Оренбурга (Постановление Оренбургского городского Совета от 10.05.1999 г. № 83)[4].Умер 21 мая 2014 года.

Семён Козолупов родился в станице Краснохолмской[1]; в детстве обучался игре на скрипке, но из-за вывиха левой руки не мог продолжить обучение и был вынужден сменить инструмент. Его первым учителем игры на виолончели ещё в Оренбурге стал музыкант-любитель полковник русской армии В. М. фон Кох[2]. В 1904—1907 годах Козолупов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у А. В. Вержбиловича и И. И. Зейферта. С 1908 по 1912 и с 1924 по 1931 год был солистом оркестра Большого театра. В 1911 году выиграл конкурс виолончелистов в Москве, посвящённый 50-летию Русского музыкального общества, участвовал в Московском струнном квартете, играл в камерных ансамблях. В 1912—1916 и в 1921—1922 годах преподавал в Саратовской консерватории (директор консерватории в 1921—1922[3], в 1916—1920 годах — в Киевской консерватории, наконец, с 1922 года до самой смерти — в Московской консерватории (с 1923 года — профессор, в 1936—1954 годах — заведующий кафедрой виолончели). Среди учеников Козолупова — Мстислав Ростропович, Святослав Кнушевицкий, Фёдор Лузанов, Валентин Фейгин, Валентин Берлинский и многие другие выдающиеся виолончелисты. Исполнение Козолупова отличалось большой виртуозностью и глубоким, полным звучанием. Под его редакцией были выпущены в печать многие сочинения для виолончели композиторов эпохи барокко и малоизвестных русских авторов. Семён Козолупов умер 18 апреля 1961 года в Москве.

Мстислав Леопольдович Ростропович (27 марта 1927, Баку — 27 апреля 2007, Москва) — советский российскийвиолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века. Народный артист СССР (1966, лауреат Ленинской премии (1964, Сталинской премии II степени (1951). Пятикратный лауреат премии Грэмми[1]. Супруг певицы Галины Вишневской. С 1974 года жил с семьёй за рубежом, в 1978 году был лишён гражданства СССР (в 1990 гражданство восстановлено). Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов — виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой, в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова[2]. Начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями. В 1932—1937 годах учился в Москве в Музыкальной школе имени Гнесиных[3]. В 1941 году его семья была эвакуирована в Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище (ныне Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, в котором преподавал его отец. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу виолончели у Семёна Козолупова и изучал композицию у Виссариона Шебалинаи Сергея Прокофьева. Под руководством Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки. Окончил консерваторию в 1946 году (его имя занесено на мраморную доску выдающихся выпускников консерватории). Позднее признавался, что три композитора : Прокофьев, Шостакович, а также Бенджамин Бриттен, оказали огромное влияние на формирование его личности. Первое выступление как виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в Славянске. Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль III Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Г. П. Вишневской. После возвращения из Праги Г. Вишневская рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра»[4]. Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Благодаря международным контрактам и гастрольным турам стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со С. Рихтером, в трио с Э. Гилельсом и Л. Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Г. Вишневской. В 1962 году на фестивале, посвящённом музыке Д. Шостаковича, впервые встал за дирижёрский пульт. Через 6 лет под его руководством в Большом театре была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, позднее — оперы «Война и мир» С. Прокофьева. В конце 1960-х — начале 1970-х годов продолжал активную исполнительскую деятельность. Преподавать начал в 1947 году в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, будучи аспирантом. С 1948 года — ассистент С. Козолупова в консерватории, вскоре получил собственный класс С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса, с 1959 по 1974 год — профессор. Семь лет был педагогом Ленинградской консерватории (в 1961—1966 — заведующий кафедрой виолончели)[6]. С 1974 года, покинув СССР, он стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов (1977—1994) был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии. С 1987 по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция, где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара. Последними его записями были Концерт для виолончели с оркестром № 2 А. Г. Шнитке и «Возвращение в Россию» — документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году. Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения музыканту посвятили около 60 композиторов, в том числе С. Прокофьев, Д. Шостакович, Т. Хренников, Б. Чайковский, А. Хачатурян, Б. Бриттен, Л. Берио, А. Шнитке, К. Пендерецкий и др. В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила его «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Л. Уэббер назвал его «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007)[11][12]. Летом 2006 года тяжело заболел[13] : в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени[14]. Скончался в клинике Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Н. Н. Блохина в Москве 27 апреля 2007 года. Прощание с музыкантом состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Впоследствии рядом с ним была похоронена Галина Вишневская.

Александр Затаевич окончил в 1886 году Орловский кадетский корпус[4], после чего был направлен в город Полоцк, где он всё своё свободное время использовал для изучения и сохранения музыки. В 1896 году он познакомился с композитором С. В. Рахманиновым, который проявил интерес к пьесам Затаевича и способствовал их изданию. Также Рахманинов посвятил Затаевичу пьесу «Шесть музыкальных моментов»[5]. В 1904—1915 годах Затаевич служил в Варшаве, где также занимался активной музыкально-общественной деятельностью. Являлся музыкальным критиком газеты «Варшавский дневник», где опубликовал более тысячи статей и рецензий о творчестве польских, русских и западно-европейских композиторов и исполнителей, а также записывал образцы польского фольклора[5]. Член совета Варшавской консерватории[6]. С 1920 года проживал в Оренбурге, где в основном его творческая деятельность выражалась в сборе, записи и систематизации казахской народной музыки. Он записал более 2300 произведений музыкального фольклора. Опубликованные Затаевичем сборники «1000 песен казахского народа» и «500 казахских кюев и песен» (1931)[6]представляют антологию казахского музыкального фольклора с древних времён до 1930-х годов. В его трудах в Казахстане впервые появились характеристики творчества таких видных народных композиторов, как Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов, Даулеткерей, Балуан Шолак, Мухит, Ибрай, а также видных народных исполнителей Амре Кашаубаева, Габбаса Айтпаева, Кали Байжанова и др. [4][5]. Третий заключительный том музыкальной энциклопедии, в которую должны были войти записи, сделанные в юго-восточных и южных районах Казахстана, остался неопубликованным и хранится в рукописном виде в Центральной научной бибилиотеке[6]. Затаевич является одним из основателей казахской профессиональной фортепианной музыки. Является автором сборника «Казахские песни в форме миниатюр для фортепиано» (1925—1928, «Песни казахстанских татар» (1932, «Песни Казахстана» (1932, «60 песен казахстанских татар» (1933)[6], «250 киргизских инструментальных пьес и напевов» (1934, «Песни разных народов» (издана в 1971, «Киргизские инструментальные пьесы и напевы» (издана в 1971)[5].

Умер 6 декабря 1936 года.

Салих Замалетдинович Сайдашев (тат. Salix Camaletdin ul Sydev, Салих амалетдин улы Сйдшев; 3 декабря 1900, Казань — 16 декабря 1954, Москва) — татарский композитор, один из основоположников татарской профессиональной музыки. Музыкальное дарование Сайдашева проявилось рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники приобрели для него рояль. Первым учителем его был народный музыкант Загидулла Яруллин, а затем видные педагоги Казанского музыкального училища. Отец С. Сайдашева умер, так и не увидев сына. Салих воспитывался в семье сестры, муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции. В 1918 молодой музыкант организует оркестр. В 1920 г. он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга. В 1922 Сайдашев возвращается в Казань и в Татарском государственном академическом драматическом театре им. Г. Камала начинает свою деятельность в качестве дирижёра и музыкального руководителя. Широко развертывается творческая деятельность Сайдашева: один за другим появляются музыкальные произведения к драмам: «Галиябану» М. Файзи, «Ил» («Родина», «На Кандре», «Голубая шаль» К. Тинчурина, «Наемщик» Т. Гиззата и др. Сайдашев продолжил традиции заложенного С. Габяши нового жанра в татарском театральном искусстве, получившем название музыкальная драма. В эти же годы он написал знаменитый «Марш Советской Армии», активно трудится над созданием новых и новых музыкальных произведений в различных жанрах, выступает как пианист и дирижёр на многочисленных концертах. В 1934—1938 гг. С. Сайдашев находится на учёбе в студии татарской оперы в Москве. Возвратившись из Москвы, он продолжает работу в ТГАТ им. Галиаскара Камала, работает над созданием новых произведений, пишет музыку к спектаклям. Салих Сайдашев считается основоположником татарской профессиональной музыки. На подлинно профессиональном и высоком творческом уровне Сайдашев подытожил, обобщил опыт первых народных композиторов, многовековые традиции народа сумел органически соединить с опытом европейской музыки, с фольклором и создать на этой основе подлинно национальное и профессиональное искусство. Салих Замалетдинович Сайдашев похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы Казани.

Джаудат Харисович Файзи (Файзуллин) родился 4 января 1910 года в Оренбурге в семье учителя. Значительное влияние на музыкальное развитие Джаудата Файзи оказал его дядя драматург Мирхайдар Файзи, который привил ему любовь к музыке и театру. Начальное музыкальное образование Джаудат Файзи получил в музыкальной школе родного города. В 1925 году семья Джаудата Файзи переехала в Казань. Окончив среднюю школу, Джаудат Файзи работал учителем в деревне Ишеево Нижегородской области. В 1929—1933 годах Джаудат Файзи был студентом юридического факультета Казанского государственного университета. В 1934 году в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Джаудата Файзи назначили заведующим учебной частью студии. Одновременно с административной работой он занимался в классе композитора Б. С. Шехтера, а также пользовался консультациями профессора Г. И. Литинского. Основные творческие интересы Джаудата Файзи были сосредоточены в это время в области песенного жанра. В 1938 году Джаудат Файзи вместе с другими выпускниками Татарской оперной студии возвратился в Казань. Здесь он, принимая деятельное участие в музыкально-общественной жизни, работал музыкальным редактором радиокомитета, заведующим музыкальной частью Татарского академического театра имени Г. Камала, директором и художественным руководителем татарской филармонии. Возглавлял музыкально-фольклорные экспедиции в различные районы Татарстана, записал большое количество современных и народных песен, издал их в сборниках. Джаудат Файзи умер 2 мая 1973 года в Казани.

Публикации по теме:

Проект «Композиторы — детям о Магнитке» «Композиторы – детям о Магнитке». Авторский проект (музыкальные руководители: Чабан Т. Г. ; Серёдкина Н. Г.) (Методическая разработка проекта.

История возникновения Курской области Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

Картотека игр-занятий для детей раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» Картотека игр — занятий для детей раннего возраста (1,5–2 лет) по образовательной области «Физическое развитие» Игры на развитие ходьбы.

Картотека пальчиковых игр Игры с пальчиками на кухне Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев.

Конспект занятия «Мы — с Оренбургской земли!» Конспект «Мы — с Оренбургской земли!» конспект, разработанный по социально-личностному направлению развития старших дошкольников в рамках.

Эссе «Композиторы» .

Педагогический проект «Композиторы-классики — детям» .

Исследовательский проект по музыке ученицы 7 класса «Композиторы Тамбовщины» Слайд 1. Исследовательский проект по музыке «Композиторы Тамбовщины» Подготовила: ученица 7 класса Пономарёва Елена. Слайд 2. «Есть губернии.

Русские композиторы-классики Русские композиторы-классики. Классическая музыка была всегда очень популярна. Несколько лет назад учеными был доказан тот факт, что классика.

Конспект занятия «Жемчужины Оренбургской области» Цель: Развивать интегративные качества в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Задачи: Образовательные: - познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Композиторы Оренбургской области»
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 18:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД