Получи документы

Эссе «Композиторы»

Туманова Ольга
Эссе «Композиторы»

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Бертольд Ауэрбах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИЛЕКСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

461350, Оренбургская область, Илекский район, село Илек, Токмаковская улица, 14а

Глинка Михаил Иванович (1804—1857, композитор.

Публикация «Эссе „Композиторы“» размещена в разделах

Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.

После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.

Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.

В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь

в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953, композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.

Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились, то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим — ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» — в 1915 г. Настоящей удачей явилась опера «Игрок» (1916 г.) по повести Ф. М. Достоевского.

С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. — балет «Стальной скок», в 1928 г. — балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.

Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881, композитор.

Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г., подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.).

В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка».

В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.

В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым.

В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова, который завершил в 1877 г.

В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти.

Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

Глинка Михаил Иванович (1804—1857, композитор.

Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.

После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.

Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.

В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь

в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.

Вагнер Вильгельм Рихард (1813—1883, немецкий композитор.

Родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге в артистической семье и с детства увлекался литературой и театром. Огромное влияние на формирование Вагнера как композитора оказало его знакомство с творчеством Л. ван Бетховена. Много занимаясь самостоятельно, он брал уроки фортепианной игры у органиста Г. Мюллера, теории музыки — у Т. Вейлинга.

В 1834— 1839 гг. Вагнер уже профессионально работал капельмейстером в различных оперных театрах. В 1839—1842 гг. жил в Париже. Здесь он написал первое значительное сочинение — историческую оперу «Риенци». В Париже Вагнеру не удалось поставить эту оперу, её приняли к постановке в Дрездене в 1842 г. И вплоть до 1849 г. композитор работал капельмейстером и дирижёром Дрезденской придворной оперы. Здесь в 1843 г. им поставлена собственная опера «Летучий голландец», а в 1845 г. — «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге». В Дрездене же написана одна из самых известных опер Вагнера «Лоэнгрин» (1848 г.).

В 1849 г. за участие в революционных волнениях в Дрездене композитор был объявлен государственным преступником и был вынужден бежать в Швейцарию. Там создавались основные его литературные труды, такие, как «Искусство и революция» (1849 г., «Художественное произведение будущего» (1850 г., «Опера и драма» (1851 г.). В них Вагнер выступил как реформатор — в первую очередь оперного искусства. Его главные идеи можно свести к следующему: в опере драма должна главенствовать над музыкой, а не наоборот; в то же время оркестр не находится в подчинении у певцов, а является равноправным «действующим лицом».

Музыкальная драма призвана стать универсальным художественным произведением, способным нравственно воздействовать на аудиторию. А такого воздействия можно достичь, только оперируя философско-эстетическими понятиями, обобщёнными в мифологическом сюжете.

Либретто для своих опер композитор всегда писал сам. Кроме того, у Вагнера каждый персонаж, даже некоторые предметы, важные для развития сюжета (например, кольцо, имеют свои музыкальные характеристики (лейтмотивы). Музыкальная канва оперы представляет собой систему лейтмотивов. Свои новаторские идеи Вагнер воплотил в грандиозном проекте — «Кольцо нибелунга». Это цикл из четырё х опер: «Золото Рейна» (1854 г., «Валькирия» (1856 г., «Зигфрид» (1871 г.) и «Гибель богов» (1874 г.).

Параллельно с работой над тетралогией Вагнером была написана ещё одна опера — «Тристан и Изольда» (1859 г.). Благодаря покровительству баварского короля Людвига II, который благоволил к композитору с 1864 г., в Байрёйте был построен театр, призванный пропагандировать творчество Вагнера. На его открытии в 1876 г. впервые была поставлена полностью тетралогия «Кольцо нибелунга», а в 1882 г. увидела свет последняя опера Вагнера — «Парсифаль», названная автором торжественной сценической мистерией.

Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров.

Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, а в дальнейшем на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах (особенно в Израиле) вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны

Бетховен Людвиг ван (1770—1827, немецкий композитор.

Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец, чей вспыльчивый и грубый характер почти полностью отвратил мальчика от занятий.

Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе.

В 1785 г. Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. В 1792 Г. по распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у И. Шенка и Й. Гайдна, а после отъезда Гайдна в Англию в 1794 г. — у А. Сальери и И. Г. Альбрехтсбергера.

Наиболее значительные сочинения, созданные Бетховеном к середине 80-х гг. XVIII в. : фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 («Лунная»; название дано уже после смерти автора, оратория «Христос на Елеонской горе» (1802— 1803 гг., «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано (1803 г., Третья («Героическая») симфония (1804 г. ; сначала автор хотел посвятить это произведение Наполеону I, но, когда тот провозгласил себя императором, снял посвящение, опера «Фиделио» (1805 г., поставлена в Вене).

В 1809 г. эрцгерцог Рудольф, князь Лобковиц и граф Кинский предложили Бетховену остаться работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно жил в этом городе. Его выступления проходили с неизменным успехом; в 1814 г. композитор достиг пика своей славы. Но жизнь его омрачалась прогрессирующей глухотой, впервые давшей о себе знать ещё в 1797 г. Болезнь заставила полностью отказаться от концертной деятельности.

Однако, даже полностью потеряв слух, Бетховен продолжал писать музыку. В последние годы жизни он создал пять фортепианных сонат (всего их 32, пять струнных квартетов и др.

Своеобразным синтезом и вершиной всего творчества Бетховена явилась Девятая симфония (1823 г.) с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К радости». Это произведение он писал, уже будучи тяжело больным, мучимый одиночеством и разочарованием в людях.

Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.

Скончался в Вене 26 марта 1827 г.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Композиторы-классики — детям» .

Презентации подборка материала «Забайкальские композиторы» Презентация небольшая подборка материала "Забайкальские композиторы" Презентация помогает расширить музыкально пространство, о композиторах.

Исследовательский проект по музыке ученицы 7 класса «Композиторы Тамбовщины» Слайд 1. Исследовательский проект по музыке «Композиторы Тамбовщины» Подготовила: ученица 7 класса Пономарёва Елена. Слайд 2. «Есть губернии.

Русские композиторы-классики Русские композиторы-классики. Классическая музыка была всегда очень популярна. Несколько лет назад учеными был доказан тот факт, что классика.

«Я — воспитатель». Эссе Эссе «Я - воспитатель» «Детство – каждодневное открытие мира» - В. А. Сухомлинский. На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные.

Эссе «Я — воспитатель» «И цель одна: чтоб детям дать добро, Частичку сердца, да уменье жить. Чтоб вышли в люди, не упав «на дно», За что смогли бы нас благодарить».

Эссе «Я воспитатель» Эссе воспитателя детского сада «Я воспитатель!» К. Гельвеций На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек.

Эссе «Воспитатель — это…» Эссе «Воспитатель это….» Назвать легкой работу воспитателя нельзя. Это кропотливый ежедневный труд. На мне лежит огромная ответственность.

Эссе воспитателя муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Маслянинского района Новосибирской области Эссе.

Эссе «Я — воспитатель» Эссе воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 Сонковского района Тверской области» Колосовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Композиторы»
Опубликовано: 3 сентября 2019 в 16:19
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД