Татьяна Григорьева
Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе. Конспекты фрагментов занятий (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Балерина
Рекомендации. Эта история – поучительная. Она показывает детям, как может осуществиться мечта ребёнка. Но для этого необходим труд, учёба. Спросите у детей, кем они мечтают стать? Используется Вальс П. И. Чайковского из «Детского альбома» и другие танцевальные пьесы.
Жила-была девочка Даша, которая очень любила танцевать. Когда она оставалась в комнате дона, то включала магнитофон и танцевала под музыку. Движения её были красивыми, плавными. Девочка любила смотреть на фотографии балерин, и ей очень хотелось быть такой же лёгкой, стройной. Иметь специальные танцевальные туфельки и балетный костюм…. Однажды в гости к Дашиной маме приехала её подруга – тётя Нина. Она была настоящей балериной и танцевала в театре. Дашина мама вдруг сказала: - Моя Дашенька очень любит танцевать. – Это замечательно, - воскликнула тётя Нина. – Покажи-ка своё умение! – Хорошо, – скромно ответила Даша. Она надела своё самое красивое платье и включила магнитофон. Зазвучала спокойная ласковая музыка. Это был вальс. Даша то кружилась, то плавно приседала. Потом музыка зазвучала бодро и подвижно. Даша стала танцевать польку, легко и весело подпрыгивая. Польку сменил менуэт. Под неторопливые грациозные звуки Даша танцевала спокойно и горделиво. А в конце танца она красиво поклонилась, как настоящая балерина. – Я беру тебя с собой в Петербург, будешь учиться в балетной школе. Даша была счастлива! Правда, ей грустно было расставаться с мамой. Вскоре она уехала с тётей Ниной. Мама часто приезжала навещать Дашу. И недавно она была на концерте этой школы и смотрела, как Даша выступала. Ей было радостно за свою дочь.
Публикация «Картотека музыкальных произведений для прослушивания в старшей группе, Конспекты фрагментов занятий (часть 3)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Итальянская песня, Немецкая песня, Французская песня.
Методические приё мы: наглядность (использование картинок с изображением пейзажей разных стран, беседа, творческие задания, оркестровке пьес.
Задачи: учить сравнивать произведения с однотипными названиями
Примерные фрагменты занятий
М. р. Сегодня хочу пригласить вас в путешествие вместе с музыкой П. И. Чайковского. Он много путешествовал, бывал во Франции и Италии, Америке и Германии, слушал там народные песни, запоминал их, обрабатывал, записывал. А потом использовал в своих произведениях. Послушайте Старинную французскую песенку (звучит пьеса). Вот задорная, весёлая, живая Немецкая песенка (звучит пьеса). А вот плавная, напевная Итальянская песня (звучит пьеса)
Затем раздаёт детям колотушки, трещотки, деревянные ложки, бубенцы и т. д. и предлагает детям подыграть, импровизируя, знакомую им Камаринскую П. И. Чайковского
М. р. Понравилось вам такое путешествие? Какая песня больше понравилась: французская, немецкая или итальянская?
Задачи: расширять знания о творчестве Чайковского, совершенствовать умение движением выражать характер музыки, различать средства музыкальной выразительности (регистр, темп, динамика)
Дети рассаживаются около фортепиано. М. р. выставляет картинки-пейзажи, около каждой портреты людей в национальных костюмах: Германия – тирольский наряд, Франция – мушкетёры, Италия – гондольер, итальянские танцовщицы с бубнами.
М. р. Предлагаю ещё раз послушать пьесы, сочинённые П. И. Чайковским во время путешествий. Во Франции его поразила и восхитила «старинная французская песня», мелодия её звучит задумчиво, нежно, протяжно, как воспоминание.
Звучит Старинная французская песенка
М. р. Вот солнечная, задорная, зажигательная, похожая на танец Немецкая песенка (исполняется пьеса). Задорная, живая, весёлая – так и хочется пуститься в пляс (показывает иллюстрацию). Итальянская песня звучит плавно, почти в темпе вальса, звуки её нежны и напевны, прозрачны и воздушны, как тёплый воздух солнечной Италии (исполняется Итальянская песня). Молодцы! Очень внимательно слушали! Музыка П. И. Чайковского покоряет людей всего мира. В Москве есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора. Есть в нашей стране и город Чайковский. Проводится конкурс им. П. И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка. Дня не проходит, чтобы по радио или по телевидению, в концертном зале или в театре не звучали произведения П. М. Чайковского. Его музыка волнует людей всего мира, она всегда искренна, правдива. Слушайте музыку П. И. Чайковского, любите её. Она сделает вас добрее, духовно богаче и чище. Мы ещё много раз будем слушать его замечательные произведения.
Задачи: учить оркестровывать знакомые пьесы, добиваясь ритмичного исполнения, различать тембры музыкальных инструментов.
Дети садятся на стулья у фортепьяно. Звучит Старинная французская песня. Дети узнают её, называют. Им предлагают продирижировать произведение на 2/4. М. р. Послушайте Итальянскую песню. (Звучит пьеса). Её можно спеть и без слов. Попробуем?
Поёт с детьми несколько музыкальных фраз без слов на слог «ля», развивает выразительность исполнения.
М. р. А это что за произведение?
Исполняется фрагмент Немецкой песенки. Дети узнают её. М. р. предлагает сыграть пьесу на румбах, бубнах, треугольниках. Дети исполняют произведение по партиям. М. р. развивает чувство ритма. Учит быть внимательными, добивается творческой активности.
Игра в лошадки, Нянина сказка, Баба-Яга, Сладкая грёза, Мама
Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на музыку П. И. Чайковского из «Детского альбома». Развивать фантазию, воображение, желание в движении передавать характер музыкальных произведений. Вызвать у детей желание высказываться о музыкальных произведениях.
Дети спокойно входят в зал. М. р. встречает их на пороге, здоровается, приглашает на занятие.
М. р. хочу предложить вам путешествие по хорошо знакомому нам «Детскому альбому» П. И. Чайковского – провести один день с детьми, которые жили во времена композитора. Хотите? Тогда подходите к фортепьяно. (Дети группируются вокруг инструмента) Как вы уже знаете, день раньше обязательно начинался с утренней молитвы. Ребенок просил о хорошем дне, радовался предстоящим событиям, задумывался.
Исполняется фрагмент Утренней молитвы
М. р. Добрая. Нежная мама встречает ребёнка, её руки ласковые, тёплые, взгляд приветливый. Как пьеса П. И. Чайковского Мама
Исполняется пьеса
М. р. Что же, день начался хорошо, можно и поиграть. Ребёнок берёт своих солдатиков и отправляется с ними в сказочный поход.
Исполняется Марш деревянных солдатиков
М. р. оставляет солдатиков на посту. Начинает играть в лошадки. Весело, с азартом, неугомонно скачет конь под седоком.
Звучит пьеса Игра в лошадки
М. р. Что это? (Удивлённо и огорчённо.) Кто это стонет и плачет?
Исполняется фрагмент пьесы Болезнь куклы. Дети узнают, называют её.
М. р. Да, у сестры заболела её любимая кукла. Жаль её. Как неутешно и горько она плачет! В музыке слышны боль, вздохи, страдание. (Исполняется пьеса полностью) Не плачь, не плачь, всё будет хорошо. Уложим куклу в постель, пусть выздоравливает. А пока вот тебе новая кукла.
Исполняется пьеса Новая кукла
М. р. в вихре быстрого вальса девочка закружилась от счастья. Музыка звучит радостно, счастливо, подвижно, весело. Но… Делу время – потехе час. Наступило время занятий.
Делает строгий вид, надевает жилет (изображает учителя, обращается к детям: «Господа, сейчас мы с вами отправимся в путешествие» (Выставляет карту.) сначала мы побываем вот в этой стране (показывает на карте Францию). Исполняется Старинная французская песенка. Дети узнают и называют её.
М. р. Из Франции мы отправляемся в Германию (Исполняется Немецкая песенка.) Как звучит эта мелодия?
Дети. Радостно, звонко, весело, задорно, зажигательно.
М. р. Отлично! Можно отправляться дальше.
Исполняется Итальянская песенка. Дети узнают её, называют.
М. р. Урок географии окончен. А теперь к детям спешит учитель танцев. (Снимает жилет, надевает на шею большой бант.) Господа, приглашаю вас в танцевальный зал.
Дети становятся врассыпную по залу, м. р. перед ними.
М. р. Дорогие ученики, музыка подскажет, какой танец исполнять.
Поочерёдно звучат Вальс, Полька, Камаринская. Дети вместе с «учителем танцев» выполняют движения в характере музыки
М. р. (снимая бант). Ну что же, занятия окончились. Дети много играли, путешествовали, танцевали и, конечно, устали. Тут и нянюшка появилась. Во времена П. И. Чайковского у каждого ребёнка кроме мамы была няня. Она и сказку расскажет, и приголубит, и песенку споёт, и утешит, и пожалеет. Посадит вокруг себя ребятишек и давай сказки рассказывать.
Накидывает платок, надевает очки и собирает на ковре вокруг себя детей. В записи звучит Нянина сказка. Дети слушают, а няня мимикой показывает своё отношение к музыке.
М. р. О чём нянина сказка? (Ответы.) Да, она добрая, ласковая, убаюкивающая. Но дети любят разные сказки и просят няню рассказать ещё одну.
Звучит пьеса Баба-Яга, дети с замиранием сердца слушают её. Просят повторить ещё раз. М. р. надевает на голову маску бабы-яги и на метле стремительно «облетает» зал.
М. р. то ли правда, то ли сказка,
То ль привиделось мне вдруг:
На метле влетела бабка, испугала всех вокруг…
Каких только чудес нет в музыке П. И. Чайковского! Его музыка – это мечта, сказка, фантазия, грёза… Вот и закончился день. Можно помолиться (тогда прозвучит пьеса В церкви, а можно и помечтать, вспомнить прошедший день, где были и огорчения, и радости, и игры, и путешествия, и нежный, добрый взгляд мамы, и нянюшкина сказка. Давайте в конце прожитого дня послушаем пьесу П. И. Чайковского Сладкая грёза и помечтаем вместе с ней.
М. р., обняв детей, присаживается с ними на коврик и всем своим видом показывает им, как ему нравится эта пьеса.
М. р. Наше путешествие по «Детскому альбому» П. И. Чайковского подошло к концу. Хочу предложить нарисовать картины на сюжеты прослушанных пьес. Это может быть и добрая, ласковая мама, и заботливая нянюшка, и деревянные солдатики, и игра в лошадки. Попробуйте в рисунках изобразить больную и новую куклу, Бабу-Ягу и многое, многое другое… Буду ждать ваших работ.