Наталья Бузаева
Картотека потешек
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека потешек
Актуальность. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Поэтому ранний возраст является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Потешки относятся к малым формам фольклора. В основном потешки связаны с детским фольклором, поскольку они входят в жизнь малышей задолго до того момента, когда дети овладевают навыками речи.
Публикация «Картотека потешек» размещена в разделах
Потешки – это песенки или короткие стишки, которые сопутствуют игре с ребенком при помощи его пальчиков и ножек, головы и ручек. Они необходимы для полноценного и всестороннего развития малыша, именно поэтому потешки причисляются к элементам педагогической науки. Потешки не только знакомят детей с русским языком, его особенностями, мелодией. Они учат детей говорить первые слова, делать первые шаги.
Использование потешек в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Они создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей. Соблюдение режима в детском саду будет происходить легче, веселее и интереснее под веселые народные песенки и потешки.
Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях может помочь ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или шумит.
С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи. Хорошо также этому способствуют фольклорно-игровые занятия. Привлекая детей через поисковую деятельность, самостоятельность, развития фантазии. Взрослые создают специальную среду, а ребенок попадает в мир, где может почувствовать себя в русской народной сказке. Для развития внимания к звучащей речи лучше совместно произносить слова, договаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.
Потешки к разным видам деятельности.
ГОТОВИМСЯ КО СНУ
ТРОПИНКА КО СНУ
Пять котят спать хотят,
А шестой - не спит.
Пять котят спать хотят,
А шестой - шалит!
Хвостиком виляет, громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал: спать пора!
Мирно хвостиком вильнул,
И быстрее всех уснул.
И тебе он, между прочим,
Пожелал:
«Спокойной ночи!»
ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»
Спи, усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят.
***
Малиночка сладенькая,
Спи, дочка маленькая.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят-поспят, всему миру спать велят.
***
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Песни громко поет,
Ване спать не дает
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
Только глазки закрывать.
***
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
***
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши
***
Ай, качи, качи, качи,
Улетели в лес грачи.
Не летают гули –
Все давно уснули.
Не скребутся паучки –
Влезли в норки у печи.
Только наша Оленька
Спать ложится поздненько.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном –
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
***
Ходит сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
А Сониха - по другой-
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут.
***
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать
***
Баю,баю, паренька,
На полянке пахарька,
Н а гулянке плясунка,
На беседе форсунка.
***
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее засыпай.
Баю-баю, спи-усни,
Угомон тебя возьми.
***
Баю-бай, баю-бай,
Пойди бука под сарай,
Пойди бука под сарай,
Под сараем кирпичи,
Буке некуда легчи.
***
Баю-баю-баиньки,
Купим детке валенки.
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет детонька ходить,
Будет валенки носить.
***
Люли, люли, баеньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Насте спать велят.
***
Люли, люли, люли, бай
Поскорее засыпай.
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою.
***
Ходит сон у окон,
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.
ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА.
***
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разу мок!
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
***
Потягушечки, потягушечки
Поперек толстушечки,
А в ручки хватушечки,
А в ножки ходушечки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже.
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку.
«Здравствуй,
солнышко-колоколнышко!»
ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ.
***
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
***
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
- Посмотрите, крошки,
- На свои ладошки.
- Ах, какие ладошки!
- Чистые ладошки!
***
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
***
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.
***
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода.
***
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
По-нем-нож-ку,
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей.
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей гурьбой
Побежали мыться.
***
Кран, откройся,
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
***
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чем не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается.
ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ.
***
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
***
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.
***
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку,
Детки - за молоко.
***
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
***
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные
С маслицем, сметаною.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
***
Обед
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
***
Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ.
НА ПРОГУЛКУ
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя деточки,
ждут малолеточки!
***
Дождик, дождик,
полно лить,
Малых детушек мочить!
***
Бабочка - коробочка,
Ветер или дождь!
Полетишь - так ветер,
Упадешь - так дождь!
***
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!
***
Мотылек-ветилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.
***
Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
КТО ПЛАЧЕТ ИЛИ ШУМИТ
***
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки –
Для Машиной потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
***
Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это Вова-ревушка.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
***
Тише, тише, тишина,
Разговаривать нельзя.
А кто будет говорить,
Того будем выводить,
Выводить, наказывать,
Слезы не показывать.
***
Что ты плачешь,
«ы» да «ы»,
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать
АБРИ-ФИНИ, МОКРЫЙ НОС!
Абри-фини, абри-кос!
Едут слезы без колес!
Едут, едут, ка-тят-ся!
Капают на платьице!
Плачут щечки, плачет нос:
«Нам не дали Аа-бри-кооос!
Ну подумаешь - не дали
Абри-фини, абри-кос!
Но зато - по-це-ло-вали
В самый мокрый в мире нос! Чмок!
КТО ТУТ ПЛАЧЕТ?
Кто тут плачет,
Ой-ей-ей!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже -
Посмотрите!
ПРО ЯНУ-НЕСМЕЯНУ.
Насупилась, нахмурилась,
Ну вот! Совсем не Яна!
А может, в гости к нам пришла
Царевна Несмеяна?
Опять капризничать начнет,
Наплачет - океан!
Ну вот, и слезный дождь идет -
Мы знаем Несмеян.
Сейчас бы лодку намечтать,
И весла раздобыть,
И через этот океан
Куда-нибудь уплыть.
Туда, где солнышко живет,
И где растут бананы,
И где не плачут никогда Царевны Несмеяны!
ХНЫЧУ-ПЛАЧУ.
А у нашего Петра
Настроенья нет с утра!
Хнычу-плачу, хнычу-плачу,
Не помогут доктора!
Ну а если доктор - Дынька?
Доктор Персик? Виноград?
Пусть приходят, прилетают!
И домой, и в детский сад!
Список литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. –М. : Академия, 1999.
2. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М. : Просвещение, 1987.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М. : Педагогика, 1972.