Светлана Рыженкова
Казачьи забавы. Подвижные народные игры Кубани
▼ Скачать + Заказать документы
Заря-зарница
Ход игры:
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один
из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладт ленту на
плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берт
ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто
останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются,
пока водящий выбирает, кому положить на плечо
Публикация «Казачьи забавы, Подвижные народные игры Кубани» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
ленту. Бегущие не должны пересекать круг
Иголка, нитка, узелок
Ход игры:
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку»
и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или
«Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг, то эта группа
считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от
друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не
задерживая, и сразу же закрывать круг.
Золото
Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе. Один из
играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг,
держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:
Я золото хороню, хороню,
Я чистое прихораниваю!
Мое золото пропало,
Чистым порохом запало,
Метелицей замело.
Угадай, у кого?
Все: Гадай, гадай, девица,
В какой руке перица?
Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы
оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при
словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в
кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит
в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как его зовут и
прочее, после чего она снова хоронит «золото», в какой руке перица?
Лёвкин-хвост
Ход игры:
Играющие берутся руками один за другого гуськом. Первый ребнок берет в руки
хворостину и, приговаривая: «Свисти Лвка, шопоти Лвка, поворачивайся», бросается в
сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие дети (хвост); отставшие
подгоняются хворостиной.
Бобр
Один из играющих изображает хозяина, один бобра, а стальные собак. Хозяин
говорит:
- Бобре, бобре, ховайся добре, як найду, так-таки собаками растравлю!»
Бобр прячется, а собаки его ищут. Пойманный бобр делается собакой, а поймавший
- бобром.
Ляпка
Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей
симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет
обидчивость недотрог, застенчивость робких.
Ход игры:
Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается
кого–то осалить. Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай е другому!» Новый
«Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.
Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой
«ляпок».
Дядя Трифон
Выбирают по считалке водящего и ставят в центр круга - он и будет дядей
Трифоном. Остальные берутся за руки и с
песней ходят по кругу.
Слова песни:
"Как у дяди \дядюшки (тти \ттушки) (далее называют имя водящего) было
семеро детей они не
пили, не ели, друг на друга вс глядели, разом делали вот так".
После чего водящий (ая) показывает какое-то движение, которое каждый из круга
должен повторить, а кто по мнению водящего хуже всех сделает, того он выбирает на сво
место.
Дрёма
Играющие становятся в кружок, в середине на скамье сидит Дрема. Хор поет о Дреме:
Сиди, Дрема,
Сиди, Дрема,
Выбирай-ай, Дрема„
Выбирай-ай, Дрема,
Бери-и, Дрема,
Бери-и, Дрема!
Дрема встает со скамьи, выбирает кого-нибудь, и выбранный считается Дремой.
Пчёлы
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и
Пчл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчлки яровые, Аль вас солнышком печт?
Крылья золотые, Летите за горы высокие,
Что вы сидите, За леса зелные —
В поле не летите? На кругленький лужок,
Аль вас дождичком сечт, На лазоревый цветок.
Пчлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают
им. Как только одной из Пчл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,
не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и
«пожужжать» в уши.
Веретено
С помощью считалки выбирается «веретено» и ведущий. «Веретено» стоит
посередине зала или площадки, наступив на конец веревки ногами. Ведущий ребенок
стоит на расстояние 5-6 шагов от веретена, держа в руке другой конец веревки. Ведущий
бегает по кругу вокруг «веретена», наматывая веревку вокруг него, поднимая вверх или
опуская вниз. Дети в этот момент стараются подлезть под веревку, перепрыгнуть или
перешагнуть через не. Тот, кто ошибся, выполнил упражнения неправильно, выходит из
игры. Ведущий, запутав «веретено», распутывает его, двигаясь в обратную сторону по
кругу. Дети выполняют те же движения и при распутывании «веретена».
Пугало
Играют две команды. Из каждой команды считалкой выбираются два «пугала»,
которые становятся по разным углам зала или площадки. В рукавах у них палки, а на
голове шапки. Они стоят в обручах, а перед ними корзины с «картошкой» (средние и
малые мячи).
Задача «пугала» - мешать детям, брать «картошку» из корзин.
Дети (стоят) говорят:
- В поле пугало стоит,
И на нас оно глядит.
Скачем около него,
Не боимся не чего!
Дети подходят к корзинам, пытаясь вытащить «картошку» и перенести е в ведро.
Тот, кого пугало коснется, выбывает из игры. Та команда, которая перенесет быстрее
картошку, считается победителем.
Оборудование: 2 корзины, мячи среднего и малого размера, 2 гимнастические
палки, 2 шляпы, 2 обруча. 2 ведра.
Тяни холсты
Равное количество из двух команд. Берутся за концы холста. По команде начинают
тянуть так, что бы середина холста оказалась на их половине. Игра сопровождается
присказками, прибаутками
Оборудование. Холст – ткань длиной 7-10 м., середина которого отмечена яркой
лентой. Игра повторяется 2-3 раза.