МААМ-картинки

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет

Анна Доронкина
Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой (В. Сухомлинский)

Актуальность

Роль семьи.

Публикация «Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет» размещена в разделах

Проблема художественно-эстетического воспитания должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям и в первую очередь семьей. Важно включить в этот процесс родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т. д.

Роль педагогики.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, введены в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 01.01.2014 года, в которой главной целью является –создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Способствуя всестороннему гармоническому развитию личности каждого воспитанника, музыкальное воспитание реализуется через разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми.

Анализ внешней среды

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом. Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей слышать, видеть, понимать.

Анализ внутренней среды

Работа по данному проекту осуществляется в МБДОУ «Детский сад №174 «Микроша» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей», который находится в ведении управления образования администрации г. Чебоксары. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка –актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Достижению этой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей 6-7 лет путем знакомства их с огромным миром классической музыки.

В детском саду созданы все условия для достижения этой цели.

Проблематика:

• расширение познавательно-развивающей системы работы по формированию художественно-эстетических качеств личности дошкольника 6-7 лет.

• подбор методической, музыкальной литературы;

• налаживание контактов с музыкальными коллективами г. Чебоксары;

• систематизировать работу по проблеме художественно-эстетического воспитания средствами музыки;

• заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.

Участники проекта:

• педагоги,

воспитанники,

• родители воспитанников.

Целеполагание

Цель проекта:

художественно-эстетическое воспитание детей 6-7 лет через восприятие классической музыки.

Задачи проекта:

1. Изучить современную программно-методическую литературу по формированию художественно-эстетических качеств дошкольников средствами классической музыки.

2. Разработать систему мероприятий для дошкольников 6-7 лет.

3. Разработать план работы с родителями для содействия в решении проблемы.

4. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);

5. Обогатить духовный мир ребенка. Развивать музыкальные творческие способности ребенка посредством приобщения к музыкальному искусству.

Ожидаемые результаты:

У детей сформированы :

-удовлетворение в потребности ребенка эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях;

-обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;

- учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей;

- определение репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.

План реализации проекта.

1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;

2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;

5 этап – контрольно-аналитический.

1 этап включает следующие направления работы:

- создание музыкального центра для слушания музыки.

В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать величайших исполнителей, удовлетворение потребности ребенка в эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях; обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности; учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей; определение репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.

На 2 этапе накопления детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями. В процессе слушания учим детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

– слушание произведений, написанных для данного вида деятельности;

– слушание в процессе разучивания танцев, пьес для детского оркестра;

– слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, использую в других видах музыкальной деятельности, прежде всего в движениях и оркестре, пении. На 3 этапе происходит обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.

Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии. Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. В детском саду используются разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводим тематические концерты, включаем слушание музыки в сценарии праздничных утренников и развлечений.

4 этап: организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной.

Принципы работы:

Гуманизации;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

Учета развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки

Педагогической поддержки;

Сотрудничества и сотворчества;

Целенаправленности процесса восприятия музыки детьми, систематичности и последовательности;

Художественности музыкальных произведений;

Продуктивности процесса детского восприятия.

Часто основа музыкального произведения, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. В них дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощенно.

Заключение

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное

описание картины;

– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Положительным результатом своего опыта считаю поступления бывших воспитанников детского сада в музыкальную школу на разные музыкальные инструменты (фортепиано, скрипка, народные инструменты) которые успешно обучаются, там и надеюсь, в дальнейшем придут к нам в детский сад с выступлением.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сценарий собрания-игры с родителями «Войди в природу другом» Тематическое родительское собрание - игра «Войди в природу другом». Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального.

Консультация для родителей «Природа и дети» «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 23:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Доронкина (УИ 119325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД