Анна Доронкина
Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой (В. Сухомлинский)
Актуальность
Роль семьи.
Публикация «Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет» размещена в разделах
Проблема художественно-эстетического воспитания должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям и в первую очередь семьей. Важно включить в этот процесс родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т. д.
Роль педагогики.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, введены в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 01.01.2014 года, в которой главной целью является –создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Способствуя всестороннему гармоническому развитию личности каждого воспитанника, музыкальное воспитание реализуется через разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми.
Анализ внешней среды
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом. Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей слышать, видеть, понимать.
Анализ внутренней среды
Работа по данному проекту осуществляется в МБДОУ «Детский сад №174 «Микроша» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей», который находится в ведении управления образования администрации г. Чебоксары. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка –актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Достижению этой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей 6-7 лет путем знакомства их с огромным миром классической музыки.
В детском саду созданы все условия для достижения этой цели.
Проблематика:
• расширение познавательно-развивающей системы работы по формированию художественно-эстетических качеств личности дошкольника 6-7 лет.
• подбор методической, музыкальной литературы;
• налаживание контактов с музыкальными коллективами г. Чебоксары;
• систематизировать работу по проблеме художественно-эстетического воспитания средствами музыки;
• заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.
Участники проекта:
• педагоги,
• воспитанники,
• родители воспитанников.
Целеполагание
Цель проекта:
• художественно-эстетическое воспитание детей 6-7 лет через восприятие классической музыки.
Задачи проекта:
1. Изучить современную программно-методическую литературу по формированию художественно-эстетических качеств дошкольников средствами классической музыки.
2. Разработать систему мероприятий для дошкольников 6-7 лет.
3. Разработать план работы с родителями для содействия в решении проблемы.
4. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
5. Обогатить духовный мир ребенка. Развивать музыкальные творческие способности ребенка посредством приобщения к музыкальному искусству.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы :
-удовлетворение в потребности ребенка эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях;
-обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности;
- учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей;
- определение репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.
План реализации проекта.
1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;
2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;
3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;
4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;
5 этап – контрольно-аналитический.
1 этап включает следующие направления работы:
- создание музыкального центра для слушания музыки.
В проведении занятий большое значение имеет применение современных средств обучения. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать величайших исполнителей, удовлетворение потребности ребенка в эмоционально насыщенных и разнообразных переживаниях; обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний через слушание классической музыки и передачу их в творческих видах деятельности; учет музыкальных предпочтений педагогов и родителей; определение репертуара в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который включает в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.
На 2 этапе накопления детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями. В процессе слушания учим детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:
– слушание произведений, написанных для данного вида деятельности;
– слушание в процессе разучивания танцев, пьес для детского оркестра;
– слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.
Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, использую в других видах музыкальной деятельности, прежде всего в движениях и оркестре, пении. На 3 этапе происходит обучение детей приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.
Работа с детьми осуществляется через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыке, рисованию, живописи, поэзии. Одним из любимых занятий являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. В детском саду используются разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводим тематические концерты, включаем слушание музыки в сценарии праздничных утренников и развлечений.
4 этап: организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной.
Принципы работы:
Гуманизации;
Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Учета развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки
Педагогической поддержки;
Сотрудничества и сотворчества;
Целенаправленности процесса восприятия музыки детьми, систематичности и последовательности;
Художественности музыкальных произведений;
Продуктивности процесса детского восприятия.
Часто основа музыкального произведения, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений Любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. В них дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощенно.
Заключение
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:
– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия : появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;
– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное
описание картины;
– стали различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Положительным результатом своего опыта считаю поступления бывших воспитанников детского сада в музыкальную школу на разные музыкальные инструменты (фортепиано, скрипка, народные инструменты) которые успешно обучаются, там и надеюсь, в дальнейшем придут к нам в детский сад с выступлением.