МААМ-картинки

Командная игра-путешествие для учащихся 3–4 классов «Устав настоящего помора»

Ирина Семенова
Командная игра-путешествие для учащихся 3–4 классов «Устав настоящего помора»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель игры-путешествия: изучение истории, культуры и этнического образа жизни жителей Архангельского Севера.

Задачи:

-обучение учащихся первичным навыкам исследовательской деятельности;

-знакомство с традиционными занятиями Поморов;

-воспитание патриотизма через знакомство с Поморскими нравами, обычаями и укладом жизни;

-выявление комплекса качеств личности, присущих поморам, которые помогли М. В. Ломоносову стать великим учёным и исследователем, развитие коммуникативных качеств у учащихся;

-формирование ценностей здорового образа жизни;

Публикация «Командная игра-путешествие для учащихся 3–4 классов „Устав настоящего помора“» размещена в разделах

-раскрытие творческих качеств личности ребёнка через решение проблемной ситуации

Итоги игры. Во время игры работает жюри. За каждый пройденный этап команды получают баллы. В конце игры подводится общий итог. Кроме того, жюри выбирается самый полный и состоятельный проект "Устава настоящего помора". Участники игры получают грамоты и дипломы, а также сладкие призы.

Командная игра "Устав настоящего помора"

Команды получают пригласительное письмо. В нём содержатся подробное описание правил игры. Команды до начала игры должны распределить роли (капитан, лоцманы, кормщики, сказители, знахарь, зуйки) и найти в библиотеке заданную информацию, освежить в памяти основные вехи жизненного пути М. В. Ломоносова. Задача педагога на этом этапе - указать область знаний, на которую участник должен обратить наибольшее внимание и дать перечень необходимой литературы.

Ведущий 1: Сегодня мы предлагаем вам, ребята, совершить воображаемое морское путешествие, подобное тому, что не раз совершал наш великий земляк М. В. Ломоносов со своим отцом Василием Дорофеевичем на лёгком и быстроходном двухмачтовом судёнышке «Чайка» по Белому морю. А по окончанию путешествия составить "Устав настоящего помора".

Ведущий 2: В нашем морском плавании будут принимать участие несколько команд поморских судов, капитаны которых приглашаются в кают-компанию нашего порта для регистрации судов.

Конкурсное задание 1. Происходит представление команд и презентация названий.

Итак, все суда прошли регистрацию и могут отчаливать.

Ведущий 2: Напротив Холмогор, среди девяти островов в излучине реки, находится дивный Куростров с тремя стоящими совсем рядом деревеньками, из которых одна - деревня Мишанинская.

Ведущий 1: Внимание, вопрос для судовых команд: почему именно эта деревня стала отправной точкой нашего плавания?

Выслушиваются ответы и подводится итог: Эта деревня - место рождения М. В. Ломоносова.

Ведущий 2: Вот теперь самое время и в путь отправляться. Корабельная рында дает нам сигнал к началу плавания. Желаем вам семь футов под килем. Юный Ломоносов под руководством отца научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направление ветра. Сегодня на каждом из судов тоже находятся опытные лоцманы, которые и помогут нам выйти в открытое море.

Конкурсное задание2. Для лоцманов - эстафета «Проложи свой курс». Лоцман указывает путь членам своей команды (С завязанными глазами. Сделать различные препятствия в виде бумажных конусов, воздушных шаров, хула-хупов)

Ведущий 1: С помощью опыта и хороших знаний наших лоцманов мы благополучно вышли в море. Несомненно, самым главным и распространённым промыслом было рыболовство, исконно поморское дело. В Белом море водится около 120 видов рыб, 20 из которых имели промысловое значение, т. е. вылавливались в пищу.

Ведущий 2: В разное время и в разных частях земли Поморской рыбаки отдавали предпочтение определённому виду. Например, на Мурмане треску ловили. И как же выйти в море и рыбки не наловить? Ну-ка, рыбацкие артели, принимайтесь за работу. Кому нынче больше повезёт, у кого улов богаче будет?

Конкурсное задание3. Ребятам предлагается большое количество названий рыб и среди всего этого многообразия они должны «наловить» как можно большеше рыб имевших промысловое значение для поморов. (На волейбольной сетке прикрепить картинки разных видов рыб. Ребята,по одному человеку от команды, на скорость снимают нужную рыбу)

Ведущий1: Но что же это, не успели мы порадоваться знатному улову, ветер разбойный налетел, шторм губительный начинается. Сил уж нет на ногах стоять да со стихией сражаться. Где стояли, тут и пали, то ли в сон тревожный, то ли в обморок глубокий провалились. Знахарям необходимо состояние здоровья команды проверить, ну и подлечить болезных.

Конкурс задание 4. Для знахарей. На экране показывают травы и ягоды. Знахари, по очереди, говорят их название и профилактическое, медицинское назначение.

Ведущий 2: Слава Богу, все живы-здоровы. Легко отделались - только пару парусов изрядно потрепало, да и те уже зуйки заштопали. А прямо по курсу - уже Соловки маячат!.

Ведущий 1: Внимание. Вопрос судовым артелям! Как связаны Соловки с именем М. В. Ломоносова.

Выслушиваются варианты ответов и подводит итог: Верно, М В Ломоносов неоднократно бывал на Соловецких островах, пытаясь постичь вековую тайну каменных лабиринтов.

Ведущий 2: Но наука наукой, а пора позаботиться и о пополнении пищевых запасов, потому как долог обратный путь. Соловецкий архипелаг богат на природные дары - ягоды, грибы. Если вся команда разом возьмётся, то мигом трюмы под завязочку пропитанием набьём.

Конкурсное задание 5: Проводится эстафетная игра "Сбор ягод". (Преодолевая препятствия, принести каждому участнику по надувному шару).

Ведущий1: Вот уже и позади гостеприимные Соловки, лишь доносится издали благочестивый звон монастырских колоколов.

Ведущий2: Тут и сказителям пришла пора потрудиться - байками, сказами да небылицами поморов - промысловиков потешить. Да нелегко часами напролёт языком чесать, на ходу байки выдумывать! За это и почёт был сказителям и плата за промысел двойная. На каком же судне у нас самый смекалистый да разговорчивый сказитель находится? Ну-ка выходите, сказители.

Конкурсное задание 5. Для сказителей. Пока кормщики работают, сказители поочерёдно, используя слова из поморского словаря, придумают по одному предложению. Их задача составить интересный, последовательный и законченный рассказ.

Да с такими сказителями не заскучаешь, даже если на полгода на промысле застрянешь.

Ведущий 1. Быть участником поморской рыболовной артели, выходить в открытое море, борясь со стихией смотреть в лицо опасности - это очень тяжёлая, ответственная, но такая желанная доля каждого северного мальчишки. Неважно, что сперва ты будешь зуйком, то есть мальчиком на побегушках у взрослых промысловиков.

Ведущий 2: Внимание. Вопрос судовым артелям! Какие обязанности были у зуйка?

Выслушиваются варианты ответов и подводит итог: Обязанности у зуйка простые - чистить рыбу, запасать дрова и воду, помогать варить уху. Бывают дела и потруднее, когда приходится "шкерить" - очищать от чешуи рыбу, - тут уж не зевай!

Ведущий 1: И мальчишки в благодарность пытаются удивить и развеселить старших товарищей и выкидывают разные штуки. Смотрю я: наши зуйки уже с ноги на ногу переминаются. Им уже не терпится свою ловкость да удаль показать. Станут они сейчас силой меряться, канат перетягивать.

Конкурсное задание 6. Зуйки соревнуются в перетягивании каната. Этот конкурс можно провести как в индивидуальном так и в командном варианте.

Ведущий 1: Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Мы уже дома. Пока наше жюри заседающее в кают-компании нашего порта подводит итоги, артели "создают" "Устав правил жизни настоящего помора".

Ведущий 2: Ну что же, пришло время узнать какие выводы сделали ребята из нашего путешествия. (Выступления капитанов с Уставами.)

Ведущий 1: Предоставляем слово членам кают-компании нашего порта. (Подведение итогов членами жюри)

Публикации по теме:

Положение о конкурсе «Помним Вас, ветераны!» Положение о конкурсе «Помним Вас, ветераны!» 1. Цели конкурса 1. Развитие познавательного интереса детей к истории своей Родины. 2. Развитие.

Проект «Навстречу детям»Проект «Навстречу детям» Начала работу над долгосрочным проектом «Навстречу детям» Цель: Развитие мотивации личности, творческого потенциала, адаптации в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Командная игра-путешествие для учащихся 3–4 классов «Устав настоящего помора»
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 02:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Командная игра-путешествие для учащихся 3–4 классов «Устав настоящего помора»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Семенова (УИ 266918) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД