МААМ-картинки

Комментированное рисование в детском саду

Ирина Иванова
Комментированное рисование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблемы, связанные с целевым и содержательным компонентом обучения и в особенности проблемы познавательно – речевого развития детей дезориентируют педагогов, становятся проблемами организационно – деятельностного компонента образовательного процесса.

На их преодоление направлены общие и специальные технологии, которые используют педагоги в своей работе.

Коммуникативно – ориентированные технологии очень хорошо разработаны для организации общения детей. Эти технологии в качестве отдельных методик и приёмов часто используют при организации разных форм образовательной деятельности с детьми.

Публикация «Комментированное рисование в детском саду» размещена в разделах

Развитие способностей детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, навыков всё это происходит на фоне комментированного рисования. Поэтому в своей работе с детьми я использую именно этот приём, разработанный О. П. Гаврилушкиной.

Приём комментированного рисования.

Самый простой вариант использования: я рисую и комментирую свои действия, при этом ребёнок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая его детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.

Более сложный вариант в условиях работы с группой детей. Использую, как совокупность игровых педагогических ситуаций. Я на глазах у детей зарисовываю на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дети становятся объектами изображения, и комментирую их. Например: «Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а вы мне будете по – настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя… Хотите вместе со мной рисовать?. Андрей, узнай у Багдана, с кем он играл в мяч? Егор, спроси, во что вы играли? Марина, узнай, нравится ли Ане играть вместе с Настей? Я дополняю ответы, делаю их грамматически и орфоэпически правильно оформленными, логически законченными предложениями.

В это время на доске возникают мини – ситуации, описывающие поведение и игры детей на прогулке. Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Можно описать и зарисовать поведение детей в разных режимных моментах: прихода в детский сад (ситуация в раздевалке, занятия в музыкальном (физкультурном зале, утренники, возвращение домой (ситуация на улице) и др.

Затем я перехожу к следующей части НОД – к рассказыванию по картине – рисунку с моделированием коммуникативной ситуации. Например, говорю: «Видите, какая красивая у нас получилась картина. Вы все тут изображены. Только я не пойму, где кто. Давайте попробуем рассказать о том, что здесь нарисовано». Дети выходят по очереди и рассказывают сначала о себе, а потом о товарищах, об их играх и занятиях. Можно предложить: «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Рассказы выглядят примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату, дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и Олег. Они в мяч играют».

Таким образом передаётся содержание всех эпизодов.

Если же рисованием были заняты дети, выполняя задания в парах, то им предлагаю рассказать о том, что у них получилось (можно использовать схему, рекомендованную Т. В. Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н Кутеповой).

• Расскажи, что у вас получилось?

• Расскажи, что вы делали сначала, а что – потом?

• Расскажи, о чём рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?

• У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?

Использование памятки для воспитателей «Основные правила проведения комментированного рисования» (приложение 1).

Методика комментированного рисования.

Цель: развивать коммуникативные языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования.

Принципы, позволяющие достичь данную цель на практики:

деятельностный, способности человека развиваются в процессе формирования системы ориентировочных действий в деятельности ребёнка (основными средствами действий выступают приёмы «вхождение в рисунок» и комментированного рисования, методы игрового моделирования движений и конструирования фигуры из геометрических форм);

развивающего обучения, основное содержание педагогического взаимодействия ребёнка и взрослого на НОД – создание «зоны ближайщего развитая», которая выражается в совпадении интереса детей к деятельности и развития их способностей. Создаются серии игровых обучающих ситуаций, направленных на развитие у детей:

способности к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др. ,

активности ориентировки в новых условиях,

переноса её в новые условия,

переключаемости с одного способа на другой,

быстроты образования новых понятий и способов действия,

темпа, выносливости, работоспособности.

коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на каждой НОД:

- создаются оптимальные условия для мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит,

- обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (сверстнику,

- стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка,

- широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Эти принципы реализуются на каждом этапе работы с детьми.

Этапы реализации связанных с целью задач в каждом возрастной группе детского сада можно обозначить следующим образом.

Подготовительный этап работы

Сюда входят:

• создание речевой среды и формирование положительной установки у детей на комментирование их действий;

• воспитание любознательности и интереса к изобразительной деятельности;

• развитие социальных эмоций (удивления от процесса и результата познания, радости от совершаемых открытий, сопереживания и сочувствия, восхищения красотой);

• овладение комментирующей функцией речи;

• развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображённое на картинке и рисунке взрослого и сверстника;

• Развитие образного мышления, формирование умений создавать простые контурные изображения путём наложения геометрических фигур;

• Развитие способности действовать самостоятельно в условиях репродуктивной и продуктивной деятельности, вносить изменения в образец взрослого.

Основной этап работы:

Этот этап включает:

• формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинами;

• положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, развитие способности к экспериментированию, творческого воображения и формирование умений осуществлять художественно – творческие действия в процессе рисования;

• умения создавать художественное изображение (рисунок) конструктивным способом;

• социальных эмоций, нравственно – эстетических представлений и чувств;

• способности к восприятию перспективы, в частности определения направления движения фигуры и «точки схода»;

• мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в художественно – речевой деятельности;

• антиципации («предвосхищения») в создании воображаемой ситуации, пространственного мышления, умений описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая её содержание с содержанием рисунка.

Заключительный этап работы:

Закрепление полученных навыков и обобщение результатов работы включает:

• формирование навыков коммуникативно – игрового поведения в процессе комментированного рисования, работы с картинками, режиссёрских игр и игр – драматизаций;

• умений и навыков создавать правдоподобные изображения людей и животных в статике и движении;

• умений создавать композицию рисунка и рассказывать о тех событиях, которые она передаёт;

• позиции «Я – художник», положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формулировать его в речи;

• способности к эстетическому восприятию движения, художественного мышления и вкуса, к рефлексии художественно – творческой деятельности;

• способности к восприятию перспективы, формирование представлений о способах определения направления движения фигуры, её приближения и удалении, заслонении другими фигурами;

• расширение и углубление экологических представлений детей, восприятие экологического создания.

Перечисленные методы и приёмы могут быть реализованы с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. В частности, НОД проводится в зависимости от возраста: по рисованию – 1 раз в месяц, как интегрированное – 1 – 2 раза в неделю, в первой половине дня. Организуются они по дгруппам от 4 до 6-7 человек.

В младшей группе – 1 занятие.

В средней -1 занятие.

В старшей – 2 занятия.

В подготовительной школе группе – 2 занятия.

В результате их проведения наблюдаются:

увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности;

оптимизация развития языковой и коммуникативной способностей, увеличение показателей развития интеллектуальной способности на 20% - 25%;

рост количества творческих действий в процессе моделирования коммуникативной ситуации, комментированного рисования и игры – драматизации – 70%.Приложение 1

Основные правила проведения комментированного рисования (памятка для воспитателей).

1. Использование приёма транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».

2. Связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года). Повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты, игры, наблюдения в природе и пр.

3. Главными героями создаваемых рисунков выступают конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, - отношения.

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полутора – или двухлетнего ребёнка, которая всё время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая им понятную всем языковую структуру.

5. Воспитатель создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.

6. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показывать с помощью изобразительных движений.

7. В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Комментированное рисование в детском саду
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 09:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комментированное рисование в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иванова (УИ 29536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД