МААМ-картинки

Комплекс упражнений для развития речевого дыхания

Лилия Горбунова
Комплекс упражнений для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы

Комплекс упражнений для развития речевого дыхания

1. Футбол.

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. Губы вытянуты трубочкой. Струя воздуха должна быть непрерывной и длительной.

2. Ветряная мельница.

Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

3. Снегопад.

Публикация «Комплекс упражнений для развития речевого дыхания» размещена в разделах

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объясните ребёнку, что явление, когда идёт снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

4. Листопад.

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги жёлтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребёнку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, длительно произнося звук «ф», сдуть листок с книжки. Книжку держать на уровне рта ребёнка. Щёки не надувать, следить, чтобы струя воздуха была узкой, при этом слышен звук «ф», а не «х». Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, берёзовые. Научите детей узнавать листья деревьев. Это смогут даже неговорящие дети:

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

5Бабочка.

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать натку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребёнка. Взрослый и ребё нок произносят приговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на небко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребёнок делает длительный плавный выдох.

5. Кораблик.

Взрослый и ребёнок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребёнку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребё нок и взрослый вместе поют:

Ветерок, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

6. Одуванчик.

Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

7 Шторм в стакане.

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладётся соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны.

7. Чей пароход лучше гудит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырёк берёт себе, а другой даёт ребёнку. Взрослый показывает, кА можно погудеть в пузырёк. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребёнку. Если гудок не получается, значит, ребёнок не соблюдает одно из данных требований.

8. Понюхать цветок.

Пойдём, погуляем в саду. Какие красивые цветы! Как они чудесно пахнут! Глубоко вдохнуть и выдохнуть, как бы улавливая аромат цветов на картинке.

9. Фокус.

Фокусник заставляет ватку летать. А ты сможешь проделать этот фокус? Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а посередине образовался желобок. Язык принимает форму ковшика. На нос положить ватку и сдуть её струёй воздуха, проходящей посередине языка по желобку. Если ватка полетит вверх, упражнение выполнено правильно.

10. Ныряльщики (1).

Предложить ребёнку представить, что он ныряет од воду. Для этого необходимо вдохнуть носом, задержать дыхание от 5 до 10 секунд. Выдохнуть ртом 2 -3 раза.

11. Ныряльщики (2).

Вдох ртом, а выдох носом. Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Затем, обхватив себя руками и приседая «в воду», делать выдох носом. Выполнять 2-3 раза.

12. Песенка.

Вдох носом, произносить на одном выдохе гласные звуки, продолжительно (а. а. а, прерывисто (а-а-а-а, громко, тихо. Затем на одном выдохе слоги: мА, па, ба и т. д. (непрерывно, прерывисто). Важно, чтобы ребёнок произносил все слоги на одном выдохе и во время произношения не вдыхал дополнительно.

13. Птицеферма

Вдох носом, на одном выдохе произнести слоги: га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-ря, куд-куда. Произносить 2-3 раза, постепенно увеличивая до 5-6 раз.

14. Счёт

Вдох носом, произнести на одном выдохе слова: один, один-два, один-два-три и т. д. до тех пор, пока хватит дыхания, не доводя до перенапряжения.

15. Хорошо пахнет.

На вдохе понюхать яблоко (на картинке, муляж, натуральное, на выдохе плавно произнести «хорошо», ещё раз со словами «очень хорошо» и ещё раз с фразой «как хорошо пахнет».

16. Произносить на одном выдохе:

Ау-ау-ау-ау

Уа-уа-уа-уа

Иа-иа-иа-иа

Ай-ей-ай-ей

Ой-ёй-ой-ёй

Ту-ту-ту-ту-ту-ту

Ва-ва-ва-ва-ва-ва

Фу-фу-фу-фу-фу-фу

Пи-пи-пи-пи-пи-пи

Ко-ко-ко-ко-ко-ко

На ёлке удод, под ёлкой енот.

Аля ахала, а Оля охала.

И я иду, и Юля идёт.

Это эхо, эхо это.

Иголки у ёлки, колки иголки.

У Тани ноты, у Тони боты.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

1. «Медвежонок в берлоге»

Цель: активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание: дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нём мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог: Медведь в берлоге сладко спит

И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

2. «Страшный сон мышонка»

Цель: Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание: в норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Педагог: Как дышит мышка-крошка,

Коль снится злая кошка?

Дети дышат поверхностно и учащённо.

3. «Медуза»

Цель: учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

Описание: дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Педагог:

Я лежу на спине,

Как медуза в воде.

Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

4. «Чайка»

Цель: учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание: дети лежат в сухом бассейне на спине.

Педагог:

Спокойно на спине лежу.

Как чайка, медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу:

Вверх – вдох на выдохе – опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

5. «Ленивец»

Цель: удерживать позу общего расслабления

Описание: дети ложатся животом на мячи-гиганты.

Педагог:

Я ленивец, милый, славный,

Неуклюжий и забавный.

Вишу на ветке целый день.

Даже и висеть мне лень.

6. «Полоскание»

Цель: учить выполнять упражнения с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание: дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу, и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием брызг.

Педагог:

Руки в бассейн опущу,

Тщательно прополощу.

Ну, а потом по порядку

Выну, встряхну, разотру.

7. «Гора»

Цель: развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.

Описание: дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Педагог:

Это, конечно, не Эверест.

Гору нагрёб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

8. «Водный велосипед»

Цель: укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом.

Описание: дети сидят в сухом бассейне, опираются спиной о бортик.

Педагог:

Водный мой велосипед

Как он любит непосед!

На педали нажимаю.

Рыбок стаи распугаю.

Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.

9. «Сосчитай мячики»

Цель: упражнять правильное речевое дыхание.

Описание: мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.

10. «Покачай игрушку на животе»

Цель: укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.

Описание: дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика «В гостях у язычка» с использованием ИКТ Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике. Так же несколько упражнений на развитие речевого дыхания. Все.

Настольная игра «Воздушный футбол».Настольная игра «Воздушный футбол». Цель: Приобщать детей к командным спортивным играм. Задачи: Познавательная: познакомить с правилами игры в хоккей. Воспитательная: учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс упражнений для развития речевого дыхания
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 18:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс упражнений для развития речевого дыхания» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Горбунова (УИ 153779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД