Получи документы

Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Кира Валерьевна Афоничкина
Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Преодоление эмоционально-волевых отклонений в развитии дошкольника, формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Задачи:

1. Обеспечение детям атмосферы психологической поддержки: понимания, принятия, признания

2. Обучение детей навыкам адаптированного поведения, дружеского взаимодействия, саморегуляции

3. Отреагирование различных эмоциональных состояний

Публикация «Комплекс занятий, Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы» размещена в разделах

Описание комплекса упражнений:

Комплекс упражнений направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы и рассчитан на детей дошкольного возраста с 4 лет. Занятия проводятся с детьми в группе 6-8 человек, общей продолжительностью 20 минут 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий 15.

Структура занятия:

1. Приветствие

2. Снятие эмоционального напряжения

3. Упражнение на снижение агрессивности, гиперактивности

4. Упражнение по формированию навыков саморегуляции и самоконтроля

5. Подведение итога

6. Прощание

Занятие № 1

Звонок колокольчика приглашает всех сесть в кружок (на всех занятиях).

1. «Знакомство»- по кругу, передавая мячик, друг другу сказать «меня зовут…»

2. «Приветствие» - «Клубочек»- передавая по кругу клубок и не выпуская нитку из рук сказать соседу, называя его имя: «мне приятно тебя видеть».

Ведущий: «Клубочек вернулся ко мне, и наш кружок замкнулся, подержитесь за ниточку и почувствуйте, как она нас объединила и подружила».

3. Упражнение «Слушай хлопки» - направлено на снятие напряжения.

1 хлопок - дотронься до кончика носа

2 хлопка – до мочек ушей

3 хлопка- до макушки

4. Упражнение «Разговор с руками»

Направлено на обучение навыку контроля своих действий.

Предложите детям обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Какие вы? Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. Важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать сами. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: здороваться, мастерить, играть и никого не будут обижать. Если ребенок согласится, то потом можно снова проиграть эту игру.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 2

1. Приветствие: Дети должны передать прикосновением свои добрые чувства со словами : «Мне приятно тебя видеть».

2. Упражнение «Котенок»

Направлено на снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Дети располагаются на ковре и подражают действиям котенка, о котором рассказывает взрослый, - нежатся на солнышке, потягиваются, умываются, царапают лапками с коготками коврик.

3. Упражнение «Это я. Узнай меня»

Направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессивности, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят : «Это я. Узнай меня». Ребенок должен отгадать, кто до него дотронулся.

4.«Морщинки» – обучение методам саморегуляции.

-несколько раз вдохни

-широко улыбнись соседу

- наморщи лицо: лоб, брови, плечи, расслабь мышцы лица, скажи себе: «спокойно!»

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 3

1. Приветствие: мне приятно тебя видеть. Передать соседу самую веселую улыбку.

2. Упражнение «Лифт» направлено на снятие напряжения

Показываем голову, грудь, живот.

-сделав вдох носом, начинаем поездку на лифте, руки на животе. Выдыхая, почувствуй как воздух начинает путь от живота.

-вдох-воздух поднимается выше (желудок). Выдох- руки следуют за воздухом.

-вдох-грудь-выдох

-вдох-горло, щеки, лоб. Почувствуй, как воздух наполняет голову.

Когда выдохнешь, ты ощутишь, как все напряжение и волнение вышли из твоего тела словно из двери лифта.

3. Упражнение «Жужа» - отреагирование агрессивности.

Один ребенок сидит на стульчике с полотенцем в руках. Все остальные строят ему рожицы, трогают, щекочут, обзывают овощами. «Жужа» терпит, но когда все это надоедает – вскакивает и догоняет детей, стараясь хлестнуть полотенцем по спине.

4. Упражнение «За что меня любит мама»

Направлено на повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей. Дети сидят по кругу, каждый высказывается, за что его любит мама. Желательно, чтобы дети повторяли слова предыдущего. Важно обсудить с детьми, приятно ли было, что другие дети запоминали сказанное ими.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 4

1. Приветствие: «Мне приятно тебя видеть». Передать соседу «горячую картошку»

2. Упражнение «Маленькое привидение»

Направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать : «ууу». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете гудеть громко. Но помните, что вы добрые привидения и хотите только пошутить. Затем взрослый говорит : «Давайте снова станем детьми».

3. Упражнение «Цветик - семицветик»

Направлено на развитие умения оценить свое состояние, проанализировать поведение.

На цветах, вырезанных из картона, изображены дети и взрослые в различных бытовых ситуациях (на каждом лепестке разные). Ребенок смотрит на лепестки, рассказывает о случаях, когда он находился в похожей ситуации, описывает эмоции, которые при этом испытывал.

4. Упражнение «Драка»

Направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук. Дети становятся в пары. «Представьте, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко стисните зубы. Сожмите кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. А теперь задумайтесь, может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?»

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание : Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 5

1. Приветствие

2. «Слушай хлопки» - направлено на снятие напряжения.

1 хлопок - дотронься до кончика носа

2 хлопка – до мочек ушей

3 хлопка- до макушки

3.«Узнай по голосу» - развитие произвольности поведения.

Один ребенок с завязанными глазами в центре круга, все тихо идут по кругу, по сигналу «стоп» останавливаются и кто-то издает любой звук. Ребенок угадывает.

4.«Мышь и мышеловка» - повышение уверенности. Все в кругу, плотно прижались друг к другу плечами, ногами, бедрами, обнимая за пояс друг другу. Мышка в кругу всеми способами пытается выбраться.

5. «Солнечный зайчик» - обучение методам саморегуляции. Зайка заглянул в глаза – закройте глазки, представьте, как он побежал по лицу, погладьте его нежно пальчиками: на лбу, носу, щеках, голове, шее, животике, руке, ноге. Он любит тебя и ласкает, а ты погладь его и подружись с ним.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 6

1. Приветствие: мне приятно тебя (имя) видеть - передать соседу пушинку

2. Упражнение «Шалтай-болтай». Направлено на снятие напряжения.

Шалтай-болтай сидел на стене

Шалтай-болтай свалился во сне

(С. Я. Маршак)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

3. Упражнение «Встреча с другом». Игра направлена на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, на развитие выразительных движений.

Ведущий рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе друг без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!»

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

4. Упражнение «Обзывалки»

Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Перед началом упражнения следует предупредить, что это только игра и обижаться не стоит.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, овощей, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». В заключительном круге дети должны сказать что-нибудь приятное друг другу.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

Занятие № 7

1. Приветствие: назови соседа ласковым именем и передай самую добрую улыбку.

2. Упражнение «Насос и мячи» - осознание чувств напряжения и расслабления. «Мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, корпус вперед, голова опущена. «Насос» начинает имитировать действие насоса, надувая мячи – постепенно дети расправляют плечи, поднимают голову, надувают щеки и поднимают руки. Затем с силой издают звук «Ш-Ш-Ш», возвращаясь в исходное положение.

3. Упражнение «Дотронься до…». Направлено на развитие внимания, быстроты реакции.

Все дети ходят по комнате, а ведущий просит их дотронуться до:

Деревянного предмета

Круглого предмета

Желтого предмета

Куколки

Машинки

Паровозика.

4. Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Направлено на выработку навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях, способствует повышению самооценки. Упражнение проводится по кругу. Каждый выбирает для себя роль значимого для него человека (известного актера или певца, сказочного персонажа). Затем изображает невербально, а остальные должны угадать. Затем проводится обсуждение чувств.

5. Итог: Ведущий задает вопросы детям: «Чем занимались, что понравилось, что не очень понравилось, кому хочется сказать спасибо и за что».

6. Прощание: Говорим до свидания друг другу, называя имена.

На заключительном занятии можно сделать совместный альбом из фотографий с занятий и картинок

Публикации по теме:

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возрастаПроектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Опубликовано: 27 октября 2014 в 19:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы» (включая файлы) размещена пользователем Кира Валерьевна Афоничкина (УИ 200405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД