Альмира Артамонова
Выступление на педагогическом совете «Комплексно-тематическое планирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные способности, что соответствует совершенным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Авторы программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Комплексно-тематическое планирование“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития ребенка. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах: 1. Проектирование. 2. Организация разных видов деятельности, подчиненных одной форме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).
Разработчики программы рекомендуют одной теме уделять не менее одной недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах развития.
Работая по теме «Перелетные птицы» с детьми средней группы компенсирующей направленности, был разработан комплексно-тематический план на одну неделю. В него входили: задачи, непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, развивающая среда, взаимодействие с семьей.
Непосредственно-образовательная деятельность «Птицы прилетели», задачами является формирование у детей представления об особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный интерес к родной природе. В цикле художественное творчество была запланирована непосредственно-образовательная деятельность по аппликации «Скворечник для скворца», по изобразительной деятельности «Птицы прилетели», по лепке «Прилетели утки». Задачами цикла было учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Продолжать учить в процессе рисования и лепки передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
В цикле чтение художественной литературы было запланировано чтение рассказов и стихотворений: М. Пришвин «Прилет зябликов», «Цветут березки», В. Бианки «Лесной хор», «Игры и пляски», М. Карим «Прилетай же», А. Барто «Скворцы прилетели». Задачами цикла было учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.
Для расширения представлений детей о жизнедеятельности птиц весной была запланирована экскурсия в парк, задачами которой было обратить внимание на то, что делают птицы, учить правильно называть птиц и действия, которые они осуществляют.
Для совместной деятельности были запланированы дидактические игры : «Четвертый лишний», «Что делает птица?», «Парочки», «Улетает - не улетает?», «Назови перелетную птицу», «Узнай птицу по описанию», «Разрезные картинки». Подвижные игры: игра с мячом «Поймай и назови», «Птицы, гнезда, птенцы». «Перелетные птицы», «Гуси-лебеди», «Скворцы и кошка». Сюжетно-ролевые игры: сюжет «Семья собирается на прогулку в весенний лес» - развитие речевой активности, умение договариваться друг с другом, улучшение детских взаимоотношений.
Наблюдения на прогулке: наблюдение за грачом. Познакомить детей с птицей, они одни из первых возвращаются в родные края, активизировать знания детей о частях тела птиц, учить называть их.
Наблюдение за птицами. Предложить детям рассказать о поведении птиц, отметить их оживление. Рассказать о том, что делают птицы весной, какие заботы их ждут, познакомить с названиями перелетных птиц, узнавать их.
Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», целью которого, является развития способностей восприятия произведения изобразительного искусства. Учить детей понимать основную мысль произведения, углубить впечатления, связанные с приходом весны.
Для расширения представлений детей о перелетных птицах была запланирована организация развивающей среды. В нее входили: художественная литература (М. Пришвин «Прилет зябликов», «Цветут березки», В. Бианки «Лесной хор», «Игры и пляски», М. Карим «Прилетай же», А. Барто «Скворцы прилетели»); картинки, фотографии с изображением перелетных птиц, птицы летят клином, птицы в скворечнике, в гнезде. Альбомы для рассматривания изображений перелетных птиц. Презентация «Летят перелетные птицы» с голосами птиц. Среда пополнялась предметами: скворечники, игрушки-птицы, кормушки, гнездо. Для детского творчества: раскраски, трафареты с изображением перелетных птиц. Разработан практический материал: картотека загадок о перелетных птицах, картотека пальчиковых игр.
Для взаимодействии с семьями воспитанников было запланировано изготовление скворечника родителями вместе с детьми. А также родителям было предложено вместе с детьми понаблюдать за перелетными птицами в парках, лесу, послушать пение птиц. Посмотреть и обсудить мультфильмы о перелетных птицах «Весенняя сказка», «Гадкий утенок».
Организуя работу по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста в рамках календарно-тематического планирования, основываясь на ФГОС и программу «От рождения до школы» мы обеспечиваем становление личности ребенка, развивает его индивидуальные способности.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования: Метод. Рекомендации. - М. : «Мозаика-синтез», 2012.