Приложение МААМ

Комплексное занятие «Хлеб наше богатство» (10 фото)

Галина Морозова
Комплексное занятие «Хлеб наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Хлеб наше богатство»

Предмет: развитие речи, музыкальная деятельность в детском саду.

Возраст детей: подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени :

1 занятие - 40 минут.

•Организационный момент чтение стихотворения Н. Семеновой «Хлебушко» – 2 минуты.

•Беседа с вопросами – 3 минуты.

•Сюрпризный момент загадка про колосок - 2 минуты.

«Песня о хлебе» муз. В. Виткиной, сл. П. Когановой - 2 минуты.

•Беседа – 3 минуты.

Публикация «Комплексное занятие „Хлеб наше богатство“» размещена в разделах

•Хоровод «Земелюшка - чернозем» – 3 минуты.

•Рассматривание иллюстрации «Крестьянин пашет землю» – 3 минуты.

•Чтение стихотворения В. Трутневой «Золотой дождик» – 1 минута.

•Рассматривание иллюстрации из книги Л. Виноградовой «Трактор» – 3 минуты.

•Чтение стихотворения «Хлеб созрел» – 2 минуты.

•Слушание музыки И. Клишко «Комбайнер» – 2 минуты.

•Презентация «Как хлеб на стол пришел» – 2 минуты.

•Выкладывание схемы «Как хлеб на стол пришел» – цепочки – 3 минуты.

•Чтение стихотворения Я. Якима «Хлеб» – 2 минуты.

•Физкультминутка «Калачи» – 2 минуты.

•Пословицы и поговорки о хлебе – 3 минуты.

•Чтение стихотворения С. Дрожкиной «Каравай» – 2 минуты.

Материалы к занятию :

Дидактический материал: технологии ТСО компьютерная презентация на тему «Как хлеб на стол пришел» - 18 слайдов, музыкальный центр, кассета с записью русской народной мелодии.

Раздаточный материал: Коробки с материалом для занятий оригами, в которых лежат: квадратные листы бумаги, клей, ножницы, фломастеры.

Методы и приемы использованные на занятии :

•информационно– рецептивный метод,

•словесный метод,

•наглядный метод,

•практический метод.

В занятие включены : организационный и сюрпризный момент, музыкальное сопровождение, художественное слово, презентация «Как растят хлеб».

Цель: Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи

Обучающие задачи:

•Приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературно-художественных произведений.

•Совершенствовать навык чтения наизусть стихотворений.

•Познакомить с музыкальным произведением И. Кишко «Комбайнер».

•Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу, вызывать интерес к коллективному труду. Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека.

Развивающие задачи:

•Развивать выразительную литературную речь.

•Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

•Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок о хлебе.

Заучивание стихотворений и песен о хлебе.

Объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Чтение рассказов: марийская народная сказка «Лепешка», Ю. Жадовская «Нива, моя нива», Плещеева «Осенью», Я. Дягутите «Колыбельная», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришел», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я. Аким «Хлеб», Е. Трутнева «Золотой дождик», Н. Семенова «Хлебушко», С. Дрожжина «Каравай». Чтение рассказов М. Глинской "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб".

Сравнение колосков ржи и пшеницы. Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Рассказы о труде хлеборобов.

Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге «Богатырь из теста» и иллюстраций о труде хлеборобов.

Сюжетно – ролевая игра «Жатва», «Путешествие по родному краю».

Рисование рисунков по темам экскурсий.

Экскурсии на поле: наблюдение разных стадий созревания и уборки урожая, работу мощных сельскохозяйственных машин.

Первая экскурсия: показать детям пахоту, обращаю внимание на огромные размеры поля, на работу трактора, который прицепленными плугами отворачивает широкие полосы земли: «Как ножом режет». Загадываю загадку: «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет – семь плугов тащит». Рассказываю, какие умные машины придумали люди, чтобы облегчить труд колхозника.

Вторая экскурсия: показать детям, что по вспаханному полю опять идет трактор только сзади у него не плуги, а сеялки. Объясняю, что этот трактор сеет зерно, рассматриваем зерна пшеницы, рассказываю, что из каждого зерна вырастет много зерен.

Третья экскурсия: когда появляются первые всходы пшеницы, поле все зеленое, как ковер, ровными рядами.

Четвертая экскурсия: в поле, когда колосится пшеница. Ребята берут в руки колосья, сколько в них зерен: «Целая семья», «А поле как золотое море».

Пятая экскурсия: во время уборки урожая, наблюдаем за работой комбайна, смотрим, как в машину сыплется крупное золотое зерно.

Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»

Для того чтобы дети могли играть в эту игру, необходимо дать им знания о том, кто и как выращивает хлеб. Для этого рассказывала о труде хлеборобов, читала художественную литературу, рассматривала иллюстрации, беседовали о пословицах и поговорках о хлебе.

Например, почему так говорят: «Хлеб — всему голова», «Будет хлеб, будет и песня».

Вместе с детьми подбирали иллюстрации о хлебном поле весной, летом, осенью; о машинах, которые работают в поле в разное время года, которые помогают людям выпекать хлеб. Затем готовили три большие карточки, на которых изображено поле летом, осенью, весной (их наклеивают на картон) одинакового размера. На меньшие по размеру картонные карточки наклеивали изображения машин, механизмов, используемых хлеборобами в их труде : борона, сеялка и др. ; хлебопекарные печи, специальные машины: «Мука», «Хлеб» и другие. Эти карточки также одинакового размера и в равном количестве для каждого сезона года.

После того как наглядные пособия для игры подготовлены, я предложила детям начать игру. Но до ее начала напоминали участникам о труде хлеборобов, читает им стихотворение например, В. Степанова:

ПОЧЕМУ У ПИРОГА ЗАРУМЯНИЛИСЬ БОКА

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода —

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое — страда

— Праздник мирного труда.

Убран хлеб — и тихо стало.

Мелят мельницы зерно.

Поле-полюшко устало

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что

днем весенним,

Летним днем,

Осенним днем

Согреваем землю все мы

И любовью, И трудом!

Мы вместе с детьми вспоминали рассказы, такие, как «Моя мама пахнет хлебом», «Жатва», «Кто в поле главный».

- А теперь, дети, поиграем в новую игру,— и объясняем правила. — Здесь лежат три карты. Надо выбрать трех бригадиров. Выбираем их считалкой. Каждый бригадир возьмет одну карту по выбору, назовет изображенное на ней время года. Тот, у кого изображено поле весной, будет бригадиром бригады «Зернышко», у кого летнее поле, будет бригадиром бригады «Колосок». А если на карте нарисовано хлебное поле осенью, то как будет называться бригада?

- «Булочка»,— догадывались ребята.

Бригадир выбирает в свою бригаду еще одного играющего. По сигналу водящего (хлопок в ладоши) все бригады должны привести на поле машины, нужные для работы в то время года, которое изображено на картинке.

Мы уточняли, все ли дети поняли правила игры. Подчеркивали, что чья бригада первой закроет клетки возле своего поля, та и выигрывает, она получает картинку (на картинке нарисованы зернышко, колосок, булочка).

После того как считалочкой выбрали бригадиров и членов бригад, они садятся за стол, на котором лежат большие карты и маленькие картинки. Роль ведущего вначале брал на себя взрослый. Мы подавали сигнал начинать игру. Дети отбирали нужные карточки и закрывали ими пустые клетки. В ходе игры мы выступала и в роли арбитра.

- Бригада «Колосок» первой привела свои машины на поле. Она получает свою картинку,— говорили мы.

Затем происходила замена бригадиров и бригад, и игра повторялась.

Анализируя игру, я обязательно подчеркивала, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечали тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались быстро и правильно выполнить задание.

В итоге спрашивала:

- Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре? Кто из вас лучше справился с заданием и почему?

Словарь:

Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход занятия:

Педагог: читает стихотворение Н. Семенова «Хлебушко»

Вот он - хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

- Ответы детей.

Педагог: правильно о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать. А еще у меня для вас есть сюрприз.

- К нам кто – то пришел в гости, а кто - это вы должны угадать?

«Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят». Кто же это?

Ответы детей: Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Педагог: Колосок, послушай, какую наши дети знают «Песню о хлебе» музыка В. Витлина, слова П. Кагановой (сборник «Музыка в детском саду»).

Дети исполняют песню

1 куплет.

Сеют в поле зерна

Раннею весною.

А над нами светит

Солнышко родное.

2 куплет.

На ветру веселом

Зашумят колосья.

Будет урожайной

Наша осень

3 куплет.

И зерно в амбары

Потечет рекою.

И его машины

Сделают мукою.

4 куплет.

На заводе пекарь

Хлеб спечет с любовью.

Скажет он ребятам:

Кушайте на здоровье.

Педагог: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели.

- Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

- Ответы детей: на поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово «снегозадержание».

Колосок для чего проводится эта работа?

Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Ответы детей: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса. Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот.

Какие работы пришли с наступлением весны?

Какие произошли изменения в природе?

Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Ответы детей: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают: «Черная земелька, а милее нет. Черная земелька – будет белый хлеб». (Э. Мошковская).

Педагог: Ребята, давайте, и мы с вами заведем хоровод под русскую народную песню «Земелюшка – чернозем».

Дети исполняют хоровод.

Педагог: Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию «Крестьянин пашет землю».

Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин.

Ребята, кто знает, как раньше собирали урожай? - жали серпом.

Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время? - комбайны, трактора.

Почему земля для посева должна быть мягкой? - чтобы зернам было легче прорастать.

После того как землю вспашут, что с ней делают? - вспаханное поле боронят.

Чем её боронят? - к трактору прицепляют борону.

Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? - сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождик»

«По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой».

Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать.

А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли? - растения нужно пропалывать и поливать.

Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово - «орошают». А людей, занятых на этой работе, называют - мелиораторами.

Педагог: Посмотрите на эту картину – показ иллюстраций из книги

Л. Виноградовой «Трактор», вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок: Ребята, отгадайте загадку: «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?»

Дети – комбайн.

Ребенок читают стихотворение:

Хлеб созрел, в полях моторы песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры - полевые корабли.

Педагог: Прослушайте музыку И. Кишко «Комбайнер»

Ребята, кто работает на комбайне? - комбайнер.

Отгадайте загадку?

«На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба» - элеватор, это здание где хранят зерно.

А затем куда везут зерно? - на мельницу, мукомольный завод.

Что там делают с зерном? - зерно перемалывают в муку.

Как называют человека, который работает на мельнице? - мельник.

Куда потом везут муку? - на хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть презентацию «Как хлеб на стол пришел» и поиграть в игру «Как хлеб пришел на стол

Педагог комментирует слайды

1. Идет снегозадержание на полях.

2. Поля пашут и удобряют.

Землю пашут тракторами, гусеничными и колесными, сзади которых прицеплены плуги.

Если внести удобрения в почву, т. е. подкормить, то урожай будет богаче.

3. Боронят поля. Землю рыхлят бороной.

4. Сеют зерно. - Засевать пшеницу могут и весной и осенью.

- Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют весной - яровой.

К тракторам прикрепляют сеялки, за сеялки - бороны. В сеялки насыпают зерно вместе с удобрением. В маленькие отверстия зернышки выпадают прямо в землю. А борона сверху присыпает их землей.

Нынче сеялка-машина важным делом занята.

Роет борозды проворно, в них укладывает зерна.

- Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!

К свету, к солнцу из земли ты, росток, скорей пошли!

5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.

6. Идет сбор урожая.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой

8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

9. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Детям раздаются карточки - картинки и они должны правильно выложить схему – цепочку правильного прихода хлеба на стол.

Схема выкладывания цепочки:

1. Идет снегозадержание на полях.

2. Поля пашут и удобряют.

3. Боронят поля.

4. Сеют зерно.

5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.

6. Идет сбор урожая.

7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

9. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Хлеб»

«Пашут каждую весну, подымают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Я предлагаю вам провести физкультурную разминку

«Калачи»

Ча - ча – ча – наша печка горяча, - разводят руки в стороны.

Чи – чи – чи – печет печка калачи – приседание.

Чу – чу – чу – будет всем по калачу – лепят ладошками калачи.

Чо – чо – чо – осторожно горячо – хлопки перед собой.

Педагог: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Много снега, много хлеба.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Упустишь время – потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Труд земледельца велик и почетен.

Педагог: Ребята, мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах.

Колосок: Спасибо ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит. Труд земледельца нелегок, но почетен. Я уверен вы вырастите настоящими людьми любящими и уважающими труд. За ваши знания я угощаю вас вкусным караваем.

Девочка в русском костюме вносит на вышитом рушнике каравай и читает стихотворение С. Дрожжина «Каравай»

«Вот лежит каравай у меня на руках.

Черный хлеб на руке - нет, милей на земле.

Будет плакать мой хлеб, каравай мой румяный,

Если я разленюсь, если лодырем стану.

Плачет хлеб, что лентяй его в руки берет,

Плачет хлеб, если лодырю в рот попадет.

Но ведь я не лентяй, я в работе проворный.

Улыбнись, каравай, улыбнись, хлеб мой черный.

Вот увидишь: тебе горевать не придется.

Пусть не плачет мой хлеб, пусть он только смеется».

Педагог: Хлеб нужен каждому человеку каждый день.

Хлеб – наш достаток и богатство.

Берегите хлеб!

Хотела вставить презентацию, но формат не позволил, вот сфотографировала картинки.

Комплексное занятие «Хлеб наше богатство»
Фото «Хлеб наше богатство»
Комплексное занятие - фото
Фото №1 Тема Хлеб наше богатство Предмет развитие речи музыкальная деятельность в детском саду Фото №2 Возраст детей подготовительная группа детского сада лет Фото №3 Алгоритм продолжительности занятия по времени занятие минут Фото №4 Организационный момент чтение стихотворения Н Фото №5 Семеновой Хлебушко минуты Фото №6 Беседа с вопросами минуты Фото №7 Сюрпризный момент загадка про колосок минуты
Публикации по теме:

Детские развивающие занятияДетские развивающие занятия "Мама+малыш" комплексное занятие для малышей 1-3 лет "Малышок" музыкальные занятия для малышей "Танцуем с мамой" логоритмика для детей 2-3.

Конспект занятия «В каждой крошке хлеба — труд!» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе. Воспитатель Ковалевская Галина Ивановна. Тема «В каждой крошке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие «Хлеб наше богатство»
Опубликовано: 18 февраля 2012 в 15:38
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие «Хлеб наше богатство»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Морозова (УИ 2879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД