Получи документы

Комплексное занятие «Природа родного края» для детей подготовительной к школе группы

Галина Кивгазова
Комплексное занятие «Природа родного края» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

Краеведение начинается с Краелюбия. Невозможно познать то, что не любишь, как и невозможно полюбить то, чего не знаешь.

Цель: Расширить и углубить представления детей о животных и речных обитателях нашего края.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представления детей о животных и речных обитателях нашего края.

Формировать умение выдвигать гипотезу, находить способы её доказательства или опровержения, применять полученные знания в практической деятельности; формировать умение оценивать себя, умение работать в команде.

Публикация «Комплексное занятие „Природа родного края“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

Развивать инициативу и творчество; повысить уровень речевой активности детей.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: шляпка, карты – схемы животных и рыб, напольные подушечки, голубая ткань, конверты с пазлами, цифровой ряд с соответствующими им буквами, знаки-символы, два обруча, ёмкости с солёной и пресной водой, свеча, зажигалка, алюминиевая ложка, ёмкости с водой на каждого ребенка, кусочек картофеля на каждого ребёнка, алгоритм опыта 2, шкатулка с рыбками для самооценки.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Шум моря»,

«Шум леса» .

Ход занятия.

В. Посмотрите, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.

Д. Здравствуйте.

В: Дети сегодня утром я получила по телефону смс: «Ребята, давайте с вами дружить?». А подписи нет. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Ответы детей) Я сейчас вам раздам карточки, вы соедините буквы с цифрами и тогда мы узнаем, от кого пришло смс.

(Дети выполняют задание).

В: Дети, так значит кто с нами хочет подружиться? У меня опять пришло смс. «Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие – в мир знаний, открытий и фантазий.»

Вы согласны ребята?

Ответы детей.

В: В путешествии вам понадобятся ваши знания, умения и способности. А собрать всё это в единую силу нам поможет наша волшебная шляпка.

Тихо, тихо надеваем шляпку на голову, закрываем глазки и мысленно набираемся сил.

Дети по очереди надевают шляпу. Шляпа возвращается к воспитателю.

В. Все готовы? Отправляемся! Пойдемте за мной.

Дети подходят к «Бюро находок».

В: Что это такое?

Д. Бюро находок. Для чего нужно оно?

Ответы детей.

Дети рассматривают схему животных, рыб.

В: Почему вы думаете, что это алгоритм животных?

Ответы детей.

В: Чем похожи и чем отличаются животные?

Ответы детей.

В: Как называются животные, которые питаются травой?

Ответы детей.

В: Как называются животные, которые питаются другими живыми существами?

Ответы детей.

В. Здесь расположите хищников. (Воспитатель кладёт в обруч знак-символ)

Здесь расположите травоядных. (Воспитатель кладёт в обруч знак-символ)

Х - хищники Т - травоядные

Дети раскладывают животных

.

В. Замечательно! Всё верно. (Дети забирают животных, воспитатель - символы)

Дети подходят к подушкам.

В: Что это такое?

Д. Подушки.

В. Давайте представим, что это не подушечки, а речные камушки, и тихонечко присядем на них. Удобно? Тогда слушайте и смотрите.

Дети рассаживаются на подушечки. Звучит музыка «Шум моря» из цикла «Звуки природы»

В. Ребята, а это что такое? (Воспитатель замечает ткань на полу)

Предполагаемые ответы детей : ткань, лужа, тряпочка…

В. Давайте представим, что мы сидим на берегу реки. Будем погружаться на дно речное, и, может быть, кого-нибудь там встретим.

Звучит музыка. Дети, оставаясь на «речных камушках», осторожно растягивают и поднимают ткань за края, заглядывают в «глубину речную» и ведут беседу с воспитателем.

Приблизительная беседа.

В. Ну вот мы и начали погружение. Коля, ты кого-нибудь видишь?

Д. Я вижу карпа!

В. Какого он цвета? А глаза у него есть? Расскажи нам про него…

Д. Карп зеркального цвета. У него круглые глаза. Карп теплолюбивая рыба, может жить до 50 лет и больше.

В. Ой, а кто это к нему подплывает София?

Д. Это сазан.

В. Расскажи нам про него, какой он?

Д. Сазан – ближайший родственник карпа. У сазана интересный режим питания. Весной он питается молодыми побегами водных растений, а осенью переходит на мелких водных насекомых. Он живет до 30 – 35 лет.

В. Давайте опустимся ниже в глубину речную.

Дети опускают ткань, наклоняясь.

В. Валера, а кто это нам мешает опуститься глубже?

Д. Рыба- угорь.

В. Почему она так называется? Расскажи нам про неё.

Д. Эта рыба обладает длинным извивающимся телом с буроватой спиной, с желтизной на боках и брюшке.

В. Смотрите, замерла, качнулась, повела плавниками и скрылась в водорослях. Давайте и мы за ней опустимся на дно речное.

Дети опускаются ниже, рассказывают, что они видят.

В. А что это Оксана за крупная рыба на дне лежит?

Д. Это сом. Это самая крупная бесчешуйчатая рыба. Сом – хищник, питается крупной рыбой, иногда водоплавающей птицей. Ребята нам пора подниматься на поверхность.

Дети имитируют подъём.

В. Ой, а кто это Катя проплывает возле нас?

Д. Это окунь…

В: Егор, а ты видишь кого – ни будь?

Д: Я вижу щуку…

В: Ребята нам пора подниматься на поверхность. Выходим из воды, осторожно наступаем на мелкий песочек, и – вот мы опять на берегу.

Дети оставляют ткань на полу.

Вместе с Колей мы сейчас немного поиграем! (Физкультминутка)

В. Пока мы рассматривали жителей подводного царства, произошло маленькое чудо.

Речные волны приготовили для нас сюрприз. Загляните под камушки.

Дети находят под подушками конверты. В них пазлы с изображением рыб.

В. Что это?

Д. Пазлы, разрезанные картинки.

В. Давайте подойдём к столу, соберём пазлы (или соберём картинки) и увидим, какой сюрприз приготовила нам река.

Дети подходят к столу и собирают картинки.

В. Все справились? Великолепно! Проверьте друг у друга. Ребята, так что же нам подарили волны?

Д. Рыбок.

В. А теперь давайте узнаем, как называются ваши рыбки. Перед вами карточки с числами. Расположите числа в порядке убывания слева направо, от самого большего числа к меньшему. (Дети раскладывают карточки)

В. Переверните карточку, и вы узнаете название своей рыбки.

Дети читают название своей рыбы.

В. Рома, прочитай, как называется твоя рыбка.

Д. Сазан.

В. Возьми сазана и положи его в любой круг.

Ребёнок кладёт рыбу в обруч, лежащий на полу.

Так воспитатель проверяет каждого ребёнка. Дети кладут рыб в любые два обруча.

В. Ребята, ещё раз посмотрите на наших рыб. Чем похожи ваши рыбки?

Д. У всех рыб есть голова, плавники, хвост, чешуя…

В. А чем рыбы отличаются друг от друга?

Д. Размером, формой, способом питания, местом обитания…

В: Ребята, а где живут рыбы?

Д. В океане, море, озере, реке, в аквариуме…

В. Как называются рыбы, которые живут в морях и океанах?

Д. Морские.

В. А как называются остальные рыбы?

Д. Пресноводные.

В. Предлагаю вам разделить рыбок по их месту обитания.

Здесь расположите морских рыб. (Воспитатель кладёт в обруч знак-символ)

Здесь расположите пресноводных рыб. (Воспитатель кладёт в обруч знак-символ)

Дети раскладывают рыб.

М - морские П - пресноводные

В. Ребята, а чем отличается вода в океанах и морях, от остальной воды?

Д. В океанах и морях вода солёная, а в реках и озёрах – пресная.

В. Интересно, как можно отличить пресную воду от морской?

Д. Попробовать, понюхать.

В. Разве можно пить морскую или речную воду?

Д. Нельзя, она грязная, неочищенная.

В. Я приглашаю вас отправиться в лабораторию и провести эксперимент.

Дети рассаживаются за столом.

В. (Обращает внимание на две емкости на столе) Ребята, посмотрите, перед вами две емкости с водой. В одной из них – вода солёная, морская, а в другой – вода пресная. Как же нам определить, где какая вода, не пробуя её на вкус?

Д. ….

В. Если вода солёная, значит в ней что присутствует?

Д. Соль.

В. Как можно увидеть эту соль? (Предполагаемые ответы детей)

А я знаю способ, как можно увидеть соль. Мы будем её получать путём выпаривания.

Опыт с выпариванием соли.

В. Осторожно зажигаем свечку. Набираем в чайную ложку воду и нагреваем её над пламенем свечи. Как вы думаете, что происходит с водой?

Д. Вода кипит.

В. А при дальнейшем кипении, что будет происходить с водой?

Д. Вода испарится.

В. Правильно. Вода кипит и испаряется. Посмотрите, что осталось в ложке?

Д. Ложка чистая и пустая.

В. А теперь возьмём воду из другой ёмкости.

Вода закипает и испаряется. Что это в ложке осталось?

Д. Соль.

В. Значит, какой можно сделать вывод?

Д. В этой ёмкости у нас солёная вода, а здесь – пресная вода.

В. Великолепно! Ребята, а вы сможете таким способом определить наличие соли в воде?

Д. Нет. Это опасно.

В. Я же знаю более безопасный способ, как определить наличие соли в воде.

Как вы думаете, если положить в воду картофель, что с ним случиться?

Д. Он упадёт на дно, утонет.

В. Замечательно! Картофель утонет, если вода пресная. А солёная вода - тяжёлая, поэтому предметы, помещённые в неё, не утонут. Сейчас я раздам вам ёмкости с водой, а вы определите, у кого вода пресная, а у кого – солёная, не пробуя её на вкус.

Посмотрите на алгоритм и проведите опыт самостоятельно.

Воспитатель предлагает детям алгоритм действий.

Дети экспериментируют.

В. Большое всем спасибо! Саша, какая у тебя вода в ёмкости? Почему?

Дети говорят о своих результатах.

Звучит музыка «Шум леса» из цикла «Звуки природы»

В. Ребята, слышите, лес шумит. Он зовёт нас, он приглашает нас в гости в лесное царство.

Пойдёмте за мной. (Возвращаемся на камушки.) Воспитатель показывает слайды о природе и животных Самарской Луки.)

В: ребята, мне опять пришло смс: «Я очень рада встрече с вами, ребята. Лукерья Патрикеевна!»

Воспитатель показывает слайды о природе и животных Самарской Луки.)

Дети – экскурсоводы рассказывают детям о животных Самарской Луки.

А эта хитрая рыжая плутовка вам хорошо известна. Это самое распространенное животное на территории нашей страны. Конечно же это лиса! Именно она является символом Национального парка «Самарская Лука». На территории парка открыт «Дом-музей Лисы». У входа гостей встречает хозяйка домика - лиса.

Страшный враг всех лесных обитателей – волк. Наши предки серьезно взялись за его истребление. Теперь волк заходит на территорию только, по волжскому льду.

Лось - самый крупный зверь, обитающий в заповеднике. Он большой, сильный, быстро бегает, может сильно ударить копытами. И хотя в прошлом на него велась в нашем крае беспощадная охота, все же ему повезло: его сберегли и теперь он находится под охраной закона.

ЗАЯЦ-БЕЛЯК окрашен в желтовато-бурый цвет, на зиму становится совершенно белым, только кончики ушей черные.

ЗАЯЦ-РУСАК –серовато-бурый, с черным налетом. Брюшко белое. Поздней осенью мех русака получает светло-серебристый оттенок. Хвост у русака более узкий и длинный, чем у беляка, и сверху на нем темное пятно, не исчезающее и зимой.

В: Дети, вам понравилось наше путешествие?

Что вам особенно запомнилось?

Вечером дома обязательно расскажите мамам, папам, бабушкам, дедушкам о самых интересных моментах нашего путешествия, покажите опыт, нарисуйте подводное царство.

А теперь подумайте, что у вас получилось сегодня, а в чём вы испытывали затруднения, оцените свою работу. У меня в шкатулке рыбки трёх цветов.

Жёлтую – зовут Хорошо.

Оранжевую – Очень хорошо.

Красную – Отлично.

Выберите себе ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой на занятии.

Превосходно! Я вами горжусь!

Публикации по теме:

Краеведение для детей старшего дошкольного возраста (г. Бологое) В детском саду я провожу много лет кружок "Краеведение". Краеведение - это наука, изучающая родной край, природу, население,.

Проект «Наши меньшие друзья» (средняя группа) Ростовская область г. Морозовск детский сад №2 «Солнышко» Проект «Наши меньшие друзья». Средняя группа. Актуальность проекта: Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие «Природа родного края» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 12 января 2015 в 19:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие «Природа родного края» для детей подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кивгазова (УИ 294411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД