Елена Малахова
Комплексное занятие с использованием ИКТ по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эстетического восприятия
детей дошкольного возраста через приобщение
к произведениям искусства.
Методическая разработка интегрированного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Приобретаемые навыки детей (программное содержание) :
Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания.
Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (литература, музыка, изобразительное искусство).
Публикация «Комплексное занятие с использованием ИКТ по развитию эстетического восприятия детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Продолжать развивать умение соотносить по содержанию живописный образ с музыкальным и поэтическим.
Формировать умение видеть, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа.
Обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами.
Продолжать учить детей определять названия цветов, различать оттенки и передавать их в рисунке. Обратить внимание детей на то, что весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды, поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, охристого.
Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Особенности роли воспитателя :
1. И разнообразных использование разнообразных методов и приемов работы с детьми:
- Игровые приемы.
- Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей.
- Приемы обеспечения эмоционального интереса детей.
- Приемы активизации самостоятельного мышления и речи детей.
- Приемы подачи нового материала с опорой на имеющиеся знания.
2. Организация физкультурных минуток.
3. Предварительная работа с детьми:
- Наблюдения за весенними изменениями в природе на участке детского сада.
- Разучивание стихов и песен о весне.
- Рассматривание иллюстраций весенних пейзажей.
Технологические особенности (оборудование) :
- Репродукции картин: А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
- Музыкальные пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка», «Капель».
- Мультимедийный проектор, ноутбук.
- Для рисования – альбомные листы, краски акварельные, гуашь белая, кисти разного размера.
Организация работы:
На экране слайд № 1 с весенним пейзажем. Беседа с детьми.
Воспитатель :
- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда все живое пробуждается от зимнего сна и с ожиданием ждет тепла, солнца. И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи о пробуждении природы, композиторы – музыкальные произведения.
- Послушайте стихотворение, которое называется «Март» Н. Заболоцкого
Слайд № 2
(Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Песня жаворонка»)
Оттепель после метели,
Только утихла пурга.
Разом сугробы осели,
И потемнели снега.
Скоро проснуться деревья.
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
Воспитатель :
- В каких строчках поэт говорит о приходе весны?
- Кто первым известят нас о приходе весны?
- Вы узнали музыкальное произведение, которое сейчас прозвучало?
- Какая пьеса по – характеру?
- Что вы в ней услышали?
Воспитатель :
- Другой поэт И. Бунин в своем стихотворении прославляет весну.
- Другой поэт И. Бунин в своем стихотворении прославляет весну.
Слайд № 3
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада.
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой.
А ветер, мягкий и сырой.
Глаза тихонько закрывает.
Воспитатель :
- Давайте и мы с вами закроем глаза, послушаем музыку.
(Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Капель)
- Представьте голубое небо, бескрайние просторы, почувствуйте тепло от первых ласковых лучиков солнца.
(Дети закрывают глаза и слушают музыку)
Воспитатель :
- О чем композитор хотел рассказать нам, слушателям в этом музыкальном произведении.
- Какая пьеса по характеру?
Воспитатель :
- Эта пьеса называется «Капель». Композитор с помощью музыки передал нам журчание весенних ручьев. Переливы озорной капели карающей с крыш.
- Мы с вами услышали, как поэты и композиторы почувствовали и передали в своих произведениях приход весны, пробуждение природы, таяние снега.
- Давайте вспомним народную потешку «Пришла веснушка-весна».
(Дети становятся в хоровод)
Пришла весна – веснушка.
Веселая гостьюшка;
Водяная, ветреная,
Травяная, солнечная….
Дождиком в окошко –
Стук, стук, стук! (стучат кулачками по коленям)
Травкой у порожка –
Шух, шух, шух! (проводят ладонью об ладонь, имитируют шорох)
Ручейком в канавушках –
Жур, жур, жур!
Стали дни погожие, (вытягивают руки вперед)
Вот и мы, знать дожили (разводят руки в стороны)
До весны, до веснушки. (хлопают в ладоши)
До веселой гостьюшки!
Раздается стук, из-за ширмы появляется кукла – художник Карандашкин.
Карандашкин:
- Здравствуйте ребята! Я услышал веселое журчание ручейка. И решил посмотреть кто здесь?
Воспитатель :
- Здравствуй, Карандашкин! Мы с ребятами решили поговорить о весне.
Карандашкин:
- Замечательно! А я о весне знаю загадки. Давайте загадаю?
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной)
Карандашкин:
- Правильно, молодцы. Вот еще одна загадка.
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Карандашкин:
- Правильно, молодцы, ребята.
Воспитатель :
- Сегодня Карандашкин мы говори о весне, о том, как композиторы и писатели радуются весне и передают свое радостное настроение нам в стихах и музыке.
Карандашкин:
- Вы забыли о художниках. Ведь они тоже радуются весне, подмечают пробуждение природы, показывают в своих картинах трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны. Вот пройдите в картинную галерею и сами все увидите.
Воспитатель и дети заходят в картинную галерею.
Воспитатель :
- Знаешь, Карандашкин, а ведь дети уже знакомы с репродукциями этих картин.
Слайд № 4 репродукция картины «Грачи прилетели».
Воспитатель задает вопросы детям:
- Как называется эта репродукция? («Грачи прилетели»)
- Кто написал картину «Грачи прилетели»? (Алексей Кондратьевич Саврасов)
- Что интересного увидел художник и отобразил в этой картине?
(Художник увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются тому, что вернулись в родные гнезда.)
- В какое время года мы можем увидеть это явление? (Весной)
- Какие краски использовал художник, чтобы передать характерную для весны цветовую палитру?
- Расскажите о грачах. Что они делают? (Ремонтируют гнезда)
- Зачем птицы ремонтируют гнезда? (Скоро у грачей появятся птенцы – грачата.)
Воспитатель :
- Правильно ребята. Вот как об этом времени рассказывает писатель Б. Коваль: «За деревней, на ветках старых берез, висят лохматые грачиные гнезда, плетенные из толстых прутьев. С прилетом грачей начинается на березах галдеж. Грачи кричат, горячатся, поправляя прошлогодние гнезда».
- Художник и писатель увидели это явление и каждый по своему об этом нам рассказал.
Слайд № 5 репродукция картины «Весна. Большая вода»
Воспитатель :
- Вот еще одна репродукция картины о весне.
- Как называется, кто написал? «Весна. Большая вода» Исаак Ильич Левитан.
- Какое явление показал художник в картине?
- Как по-другому называется весенний разлив?
- Расскажите, на что художник хотел обратить наше внимание?
(Вода залила все вокруг. В воде стоят белые березки. Солнце светит ярко. Мы видим тени на берегу и в воде. Тени от деревьев отражаются в воде и кажется что они растут вверх и вниз.)
- Правильно, это делает пейзаж призрачным, загадочным.
- Ребята, какие чувства возникают у нас, когда вы смотрите на эти картины?
(Чувство нежности, от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты, от ожидания тепла, от расцвета природы).
Воспитатель :
- Сейчас я предлагаю вам стать художниками и передать свое весеннее настроение в рисунках. Все необходимое для творчества приготовил Карандашкин.
Акварельные краски, белая гуашь помогут вам найти сочетание цветов, которые предадут вашему рисунку легкость, нежность, спокойствие весеннего пробуждения.
Дети садятся за столы. Начинают рисовать. В процессе рисования воспитатель обращает внимание детей на композицию рисунка. На использование многообразной цветовой гаммы.
Для подведения итога занятия появляется Карандашкин.
Карандашкин:
- Ребята, какие замечательные рисунки вы нарисовали. Настоящие картины. Обязательно принесите их в мою галерею искусств. А я хочу подарить вам весенний подарок, чтобы настроение у вас было радостное, весеннее. Вот смотрите (показывает букет первоцветов).
Воспитатель :
- Ребята, какие это цветы? (Весенние подснежники).
Дети:
- Спасибо, Карандашкин. Мы, поставим цветы в вазу, и будем любоваться.
Дети вместе с воспитателем ставят цветы в вазу и вывешивают свои рисунки в картинной галерее.