Людмила Ондар
Комплексное занятие «В гости к бабушке на зимнюю стоянку»
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к бабушке на зимнюю стоянку
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 г. Кызыла»
«В гости к бабушке на зимнюю стоянку»
Воспитатель: Ондар Л. Ч.
Кызыл - 2015
Комплексное занятие
«В гости к бабушке на зимнюю стоянку»
Публикация «Комплексное занятие „В гости к бабушке на зимнюю стоянку“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Задачи: создать двуязычную среду; воспитывать у детей дружелюбие, интерес к тувинским национальным традициям, к своей родословной; способствовать пониманию народной мудрости; обобщить знания детей о городе Кызыле, о правилах поведения в юрте; учить грамматически правильно строить предложения, развивать речь, кругозор, память.
Оформление: На центральной стене – горный пейзаж, силуэты животных.
В середине зала – убранство юрты.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какие вы знаете зимние праздники?
Катя: Новый год, Рождество, Шагаа.
Воспитатель: Саша повтори.
Саша: Новый год, Рождество, Шагаа. (спрашиваю 3-4 детей)
Воспитатель: Правильно. А что такое Шагаа?
Батыр: Шагаа- это Новый год по лунному календарю.
Воспитатель: Как отмечают Шагаа?
Дети: В этот день ходят друг к другу в гости, дарят подарки, играют в различные игры. Готовят вкусные блюда.
Ира: В этот день не спят. Рассказывают сказки друг другу, соревнуются пословицами, поговорками и скороговорками.
Воспитатель: Я предлагаю сходить в гости к бабушке и поздравить ее с праздником Шагаа. По- тувинскому обычаю в гости нельзя приходить с пустыми руками. Как вы думаете, что можно подарить бабушке?
Дети: Бабушке можно подарить цветы, конфеты, платок т т. д.
Воспитатель: Правильно. А еще можно подарить стихи, песню, сделать музыкальное поздравление. Так как у нас наступает год козы, я предлагаю подарить бабушке козу (сказку, песню, стихи и т. д.). А вот и юрта нашей бабушки. Но прежде чем войти в юрту, давайте вспомним, как надо вести себя.
Дети: В юрте нельзя баловаться, когда пришли гости.
Менги: Нельзя кричать, а то души умерших рассердятся.
Чинчи: Нельзя свистеть- соберутся злые духи.
Кудер: Нельзя скрипеть зубами- мама и бабушка рассердятся.
Арслан: Нельзя плевать в огонь, огонь- это священно.
Орлан: Нельзя громко икать- удача уйдет.
Оксана: Нельзя показывать язык- мама плкать будет.
Херел: Нельзя сморкаться, слизывать сопли- это некрасиво.
Алла: Нельзя смотреть, скосив глаза, глаза- это зеркало души.
Воспитатель: А как надо заходить в юрту?
Дети: Перед входом в юрту надо стряхнуть с себя пыль, снег. Нельзя стучать, надо покашлять, как бы предупреждая о своем приходе.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я хочу рассказать, как правильно сидеть в юрте. Гости должны сидеть с левой стороны очага. Мальчики сидят, скрестив ноги. Эта поза называется «баскактанып олурар». Девочки сидят- одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыты платьем- «согедектей олурары». Нельзя сидеть: ноги ножницами, ноги врозь. Руки не должны упираться о землю, а то тувинцы говорят, что землю держишь на плечах (все позы показываются на ребенке). Приветствие по- тувинскому: у младшего обе руки вытянуты ладонями вверх, а затем тот, кто старше кладет на руки младшего свои руки ладонями вниз.
Воспитатель: А теперь давайте предупредим бабушку о нашем приходе. (Все громко кашляют, отряхивают одежду. Бабушка выходит из юрты.)
Дети: Амыр- ла!
Бабушка : Амыр! Ко мне в гости пожаловали. Проходите, пожалуйста, в юрту.
Дети и воспитатель проходят в юрту, бабушка разливает чай.
Диалог между воспитателем и бабушкой :
- Все ли у вас благополучно?- спрашивает воспитатель.
- Да, все благополучно,- отвечает бабушка.
- В сохранности ли ваш скот?
- Все в порядке.
- Как ваше здоровье?
- Хорошо. Пока не жалуюсь.
- Как ваши дети?
- Мой сын вырос. Внуки приезжают на каникулах. А вы откуда, где вы живете, дети?
Дети: Мы живем в городе Кызыле.
Бабушка : О-о! я слышала про город Кызыл. А где он находится?
Дети: Город Кызыл находится на берегу реки Енисей, в центре Азии.
Бабушка : А что у вас в городе есть интересного?
Дети: У нас есть многоэтажные дома, магазины, садики, больницы, школы, стадионы. В городе есть хлебозавод: там пекут хлеб, булочки, пряники, торты. Есть кирпичный завод: там делают кирпичи, из которых строят дома. На овчинно- шубной фабрике шьют дубленки, теплые меховые шубы, выпускают ковры. На швейной фабрике шьют одежду взрослым и детям. У нас есть парк им. Гастелло, театр им. В. Кок- оола.
Бабушка : Как это интересно! Говорят, больше увидишь и услышишь- умнее станешь. Мальчик, кажется, я тебя знаю, кто твои родители, откуда они родом?
Ребенок: Меня зовут Мерген (ребенок рассказывает о своей родословной).
Бабушка : Я, видимо, обозналась. Но все равно было приятно познакомиться.
Воспитатель: Бабушка, дети знают стихи о нашем городе.
Айдысмаа: Чайгы эртен унген хуннун
Саарылган херелинин
Алдынчыжыр хылын суйбап,
Аян ырым бадырыптым.
Улуг-Хемнин онмас чечээ
Уруг чаштан кавай черим-
Кызыл хоорайым- аныяк хоорайым
Кызыгааржок ынак хоорайым.
Валера: Родился, начал жить я здесь.
Увидел город в солнце весь.
Пел Улуг-Хем мне свой хоомей
Над колыбелью первых дней.
Не благословлю, не хвалю,
И красок ярких зря не лью,
Всем городам любовь дарю,
Но город свой сильней люблю.
Воспитатель: Мы также хотим спеть песню о Кызыле.
Дети поют песню о Кызыле.
Бабушка : Молодцы, ребята. А вы знаете, какой год наступает по лунному календарю?
Дети: Год козы.
Настя: Наступает год синей козы.
Воспитатель: Молодец, правильно. В год козы, бабушка желаем вам счастья, здоровья и благополучия. Примите от нас подарок сказку.
Инсценировка сказки «Алдын-кушкаш» - «Золотая птица».
Бабушка : Спасибо, дети. Очень интересная сказка. Желаю вам вырасти умными, смелыми и мужественными. А в год козы желаю всем счастья, благополучия, не болейте, слушайтесь родителей и взрослых.
Воспитатель: спасибо, бабушка. Нам пора. Счастливо оставаться! До свидания!
Бабушка : Счастливого пути! До свидания!