Приложение МААМ

Комплексное занятие «В гости к бабушке на зимнюю стоянку»

Людмила Ондар
Комплексное занятие «В гости к бабушке на зимнюю стоянку»
▼ Скачать + Заказать документы

В гости к бабушке на зимнюю стоянку

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 г. Кызыла»

«В гости к бабушке на зимнюю стоянку»

Воспитатель: Ондар Л. Ч.

Кызыл - 2015

Комплексное занятие

«В гости к бабушке на зимнюю стоянку»

Публикация «Комплексное занятие „В гости к бабушке на зимнюю стоянку“» размещена в разделах

Задачи: создать двуязычную среду; воспитывать у детей дружелюбие, интерес к тувинским национальным традициям, к своей родословной; способствовать пониманию народной мудрости; обобщить знания детей о городе Кызыле, о правилах поведения в юрте; учить грамматически правильно строить предложения, развивать речь, кругозор, память.

Оформление: На центральной стене – горный пейзаж, силуэты животных.

В середине зала – убранство юрты.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какое время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какие вы знаете зимние праздники?

Катя: Новый год, Рождество, Шагаа.

Воспитатель: Саша повтори.

Саша: Новый год, Рождество, Шагаа. (спрашиваю 3-4 детей)

Воспитатель: Правильно. А что такое Шагаа?

Батыр: Шагаа- это Новый год по лунному календарю.

Воспитатель: Как отмечают Шагаа?

Дети: В этот день ходят друг к другу в гости, дарят подарки, играют в различные игры. Готовят вкусные блюда.

Ира: В этот день не спят. Рассказывают сказки друг другу, соревнуются пословицами, поговорками и скороговорками.

Воспитатель: Я предлагаю сходить в гости к бабушке и поздравить ее с праздником Шагаа. По- тувинскому обычаю в гости нельзя приходить с пустыми руками. Как вы думаете, что можно подарить бабушке?

Дети: Бабушке можно подарить цветы, конфеты, платок т т. д.

Воспитатель: Правильно. А еще можно подарить стихи, песню, сделать музыкальное поздравление. Так как у нас наступает год козы, я предлагаю подарить бабушке козу (сказку, песню, стихи и т. д.). А вот и юрта нашей бабушки. Но прежде чем войти в юрту, давайте вспомним, как надо вести себя.

Дети: В юрте нельзя баловаться, когда пришли гости.

Менги: Нельзя кричать, а то души умерших рассердятся.

Чинчи: Нельзя свистеть- соберутся злые духи.

Кудер: Нельзя скрипеть зубами- мама и бабушка рассердятся.

Арслан: Нельзя плевать в огонь, огонь- это священно.

Орлан: Нельзя громко икать- удача уйдет.

Оксана: Нельзя показывать язык- мама плкать будет.

Херел: Нельзя сморкаться, слизывать сопли- это некрасиво.

Алла: Нельзя смотреть, скосив глаза, глаза- это зеркало души.

Воспитатель: А как надо заходить в юрту?

Дети: Перед входом в юрту надо стряхнуть с себя пыль, снег. Нельзя стучать, надо покашлять, как бы предупреждая о своем приходе.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я хочу рассказать, как правильно сидеть в юрте. Гости должны сидеть с левой стороны очага. Мальчики сидят, скрестив ноги. Эта поза называется «баскактанып олурар». Девочки сидят- одно колено упирается в землю, колени должны быть укрыты платьем- «согедектей олурары». Нельзя сидеть: ноги ножницами, ноги врозь. Руки не должны упираться о землю, а то тувинцы говорят, что землю держишь на плечах (все позы показываются на ребенке). Приветствие по- тувинскому: у младшего обе руки вытянуты ладонями вверх, а затем тот, кто старше кладет на руки младшего свои руки ладонями вниз.

Воспитатель: А теперь давайте предупредим бабушку о нашем приходе. (Все громко кашляют, отряхивают одежду. Бабушка выходит из юрты.)

Дети: Амыр- ла!

Бабушка : Амыр! Ко мне в гости пожаловали. Проходите, пожалуйста, в юрту.

Дети и воспитатель проходят в юрту, бабушка разливает чай.

Диалог между воспитателем и бабушкой :

- Все ли у вас благополучно?- спрашивает воспитатель.

- Да, все благополучно,- отвечает бабушка.

- В сохранности ли ваш скот?

- Все в порядке.

- Как ваше здоровье?

- Хорошо. Пока не жалуюсь.

- Как ваши дети?

- Мой сын вырос. Внуки приезжают на каникулах. А вы откуда, где вы живете, дети?

Дети: Мы живем в городе Кызыле.

Бабушка : О-о! я слышала про город Кызыл. А где он находится?

Дети: Город Кызыл находится на берегу реки Енисей, в центре Азии.

Бабушка : А что у вас в городе есть интересного?

Дети: У нас есть многоэтажные дома, магазины, садики, больницы, школы, стадионы. В городе есть хлебозавод: там пекут хлеб, булочки, пряники, торты. Есть кирпичный завод: там делают кирпичи, из которых строят дома. На овчинно- шубной фабрике шьют дубленки, теплые меховые шубы, выпускают ковры. На швейной фабрике шьют одежду взрослым и детям. У нас есть парк им. Гастелло, театр им. В. Кок- оола.

Бабушка : Как это интересно! Говорят, больше увидишь и услышишь- умнее станешь. Мальчик, кажется, я тебя знаю, кто твои родители, откуда они родом?

Ребенок: Меня зовут Мерген (ребенок рассказывает о своей родословной).

Бабушка : Я, видимо, обозналась. Но все равно было приятно познакомиться.

Воспитатель: Бабушка, дети знают стихи о нашем городе.

Айдысмаа: Чайгы эртен унген хуннун

Саарылган херелинин

Алдынчыжыр хылын суйбап,

Аян ырым бадырыптым.

Улуг-Хемнин онмас чечээ

Уруг чаштан кавай черим-

Кызыл хоорайым- аныяк хоорайым

Кызыгааржок ынак хоорайым.

Валера: Родился, начал жить я здесь.

Увидел город в солнце весь.

Пел Улуг-Хем мне свой хоомей

Над колыбелью первых дней.

Не благословлю, не хвалю,

И красок ярких зря не лью,

Всем городам любовь дарю,

Но город свой сильней люблю.

Воспитатель: Мы также хотим спеть песню о Кызыле.

Дети поют песню о Кызыле.

Бабушка : Молодцы, ребята. А вы знаете, какой год наступает по лунному календарю?

Дети: Год козы.

Настя: Наступает год синей козы.

Воспитатель: Молодец, правильно. В год козы, бабушка желаем вам счастья, здоровья и благополучия. Примите от нас подарок сказку.

Инсценировка сказки «Алдын-кушкаш» - «Золотая птица».

Бабушка : Спасибо, дети. Очень интересная сказка. Желаю вам вырасти умными, смелыми и мужественными. А в год козы желаю всем счастья, благополучия, не болейте, слушайтесь родителей и взрослых.

Воспитатель: спасибо, бабушка. Нам пора. Счастливо оставаться! До свидания!

Бабушка : Счастливого пути! До свидания!

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка»Обрывная аппликация с элементами рисования «Волшебница ёлочка» Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие «В гости к бабушке на зимнюю стоянку»
Опубликовано: 30 января 2015 в 11:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие «В гости к бабушке на зимнюю стоянку»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ондар (УИ 241831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД