Комплексное занятие в подготовительной группе «Какая бывает осень»

Ирина Карпова
Комплексное занятие в подготовительной группе «Какая бывает осень»

Цель:

Обобщить знания детей об осени как времени года. Раскрыть её художественный образ в творчестве поэтов, композиторов.

Задачи:

Образовательные:

Знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.

Знакомить с музыкальными произведениями осенней тематики, различать настроение, слышать развитие музыкального образа.

Развивающие:

Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.

Развивать творческие способности детей во всех видах художественной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Атрибуты:

Репродукции картин: И. Г. Грабаря «Рябинка», М. Нестерова «Осенний пейзаж», А. Грицая «Летний сад».

Аудиозаписи произведений: А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Осенняя песня, С, Прокофьева «Фея осени».

Стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева.

Видеозапись балета «Золушка» - «Приход осени».

Бумага, кисти, краски для рисования.

Ход занятия

Педагог по ИЗО. Ребята, сегодня у нас большая выставка. Какое время года представлено?

Дети. Осень.

Педагог по ИЗО. Верно, это осенние пейзажи. Что такое пейзаж?

Дети. Это изображение природы.

Педагог по ИЗО. Правильно. Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от жителей острова Чунга-Чанга. Давайте вместе его прочтём.

Открывает конверт, читает.

«Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга – Чанга. У нас крыглый год лето. Мы никогда не видели осень. Какая она? Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста. До свидания!»

Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга – Чанга узнать, что такое осень, и какая она бывает. Мы расскажем об осени в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлём жителям острова. Договорились?

Давайте поговорим об осени.

Вам нравится осень? Почему?

Осенние дни похожи друг на друга?

Даже в течении одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает осенью?

Поэты, художники, композиторы передают настроение осени в красках, в музыке, в стихах. .Давайте рассмотрим картину «Осенний пейзаж» Нестерова и «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря.

Что изображено на картинах? Какие цвета использовали художники?

Педагог рассказывает о картинах обобщая ответы детей.

Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины.

Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора-весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Музыкальный руководитель. Послушайте фрагмент музыкального произведения итальянского композитора Антонио Вивальди. Это произведение так и называется – «Осень». Оно написано только для скрипок: оркестр скрипок и одна солирующая скрипка. Когда будете слушать, постарайтесь услышать, какая осень изображена в музыке.

Дети слушают фрагмент скрипичного концерта «Осень» А. Вивальди.

Какое настроение у музыки?

Педагог рассказывает о музыке, обобщая ответы детей.

Включается «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Педагог по ИЗО.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Это картина Алексея Михайловича Грицая «Летний сад».

Педагог рассказывает о картине, под инструментальное сопровождение.

Музыкальный руководитель. Когда вы рассматривали картину, звучала печальная, хмурая, унылая музыка. Как вы думаете, она передаёт настроение этой картины? Музыка, которую вы слышали, называется «Осенняя песня». Написал её Пётр Ильич Чайковский.

Педагог рассказывает о музыке.

Послушайте теперь фрагмент другого произведения, которое написал русский композитор Сергей Прокофьев. Это произведение носит название «Фея Осени». Прокофьев написал эту музыку для балета «Золушка». Когда сёстры и мачеха Золушки уехали на бал, к ней явились феи Осени, Зимы, Весны и Лета. Каждая приходила со своей музыкой. Послушаем произведение и скажем какой характер у феи Осени?

Дети слушают фрагмент «Фея Осени» из балета С. Прокофьева «Золушка».

Педагог рассказывает о музыке, обобщая ответы детей.

Есть ли на вашей выставке картины, изображающие ветреную, сердитую, ледяную осень?

Дети. Нет.

Дети смотрят фрагмент балета «Приход Осени», педагог походу видеозаписи даёт комментарии, обращая внимание детей на выражение характера образа в танце.

Педагог по ИЗО. Мы посмотрели разные по настроению картины: светлую, спокойную; радостную, солнечную; грустную, печальную. А теперь я предлагаю вам нарисовать свою картину осень.

Дети рисуют осень.

Публикации по теме:

Планирование воспитательно-образовательной работы на январь в подготовительной группе. Тема «Зимушка-зима» Тема недели: «Зимушка – зима» Цель: Продолжать знакомить детей с зимой как временем года. Понедельник Утро: Беседа о прошедшем Новогоднем.

Рассматривание картины Ф. В. Сычкова «Зима в деревне». Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида» Конспект нод по изодеятельности в подготовительной группе «Рассматривание репродукции картины.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Комплексное занятие в подготовительной группе «Какая бывает осень»
Опубликовано: 25 января 2015 в 04:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Видео и музыкально-развивающая сказка с движениями «Рукавичка» для детей средней...
( Рассказывание сказки с элементами драматизации, имитация движений животных) Раз, два, три в сказку попади. Итак, мы в холодном осеннем лесу «Шёл...
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук...
Конспект беседы для детей старшей группы «Бархатцы»
h3]Цели:[/h3] продолжать учить различать и называть цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе....