Ирина Карпова
Комплексное занятие в подготовительной группе «Какая бывает осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщить знания детей об осени как времени года. Раскрыть её художественный образ в творчестве поэтов, композиторов.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.
Знакомить с музыкальными произведениями осенней тематики, различать настроение, слышать развитие музыкального образа.
Развивающие:
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Какая бывает осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.
Развивать творческие способности детей во всех видах художественной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Атрибуты:
Репродукции картин: И. Г. Грабаря «Рябинка», М. Нестерова «Осенний пейзаж», А. Грицая «Летний сад».
Аудиозаписи произведений: А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Осенняя песня, С, Прокофьева «Фея осени».
Стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева.
Видеозапись балета «Золушка» - «Приход осени».
Бумага, кисти, краски для рисования.
Ход занятия
Педагог по ИЗО. Ребята, сегодня у нас большая выставка. Какое время года представлено?
Дети. Осень.
Педагог по ИЗО. Верно, это осенние пейзажи. Что такое пейзаж?
Дети. Это изображение природы.
Педагог по ИЗО. Правильно. Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от жителей острова Чунга-Чанга. Давайте вместе его прочтём.
Открывает конверт, читает.
«Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга – Чанга. У нас крыглый год лето. Мы никогда не видели осень. Какая она? Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста. До свидания!»
Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга – Чанга узнать, что такое осень, и какая она бывает. Мы расскажем об осени в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлём жителям острова. Договорились?
Давайте поговорим об осени.
Вам нравится осень? Почему?
Осенние дни похожи друг на друга?
Даже в течении одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает осенью?
Поэты, художники, композиторы передают настроение осени в красках, в музыке, в стихах. .Давайте рассмотрим картину «Осенний пейзаж» Нестерова и «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря.
Что изображено на картинах? Какие цвета использовали художники?
Педагог рассказывает о картинах обобщая ответы детей.
Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора-весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Музыкальный руководитель. Послушайте фрагмент музыкального произведения итальянского композитора Антонио Вивальди. Это произведение так и называется – «Осень». Оно написано только для скрипок: оркестр скрипок и одна солирующая скрипка. Когда будете слушать, постарайтесь услышать, какая осень изображена в музыке.
Дети слушают фрагмент скрипичного концерта «Осень» А. Вивальди.
Какое настроение у музыки?
Педагог рассказывает о музыке, обобщая ответы детей.
Включается «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Педагог по ИЗО.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
Это картина Алексея Михайловича Грицая «Летний сад».
Педагог рассказывает о картине, под инструментальное сопровождение.
Музыкальный руководитель. Когда вы рассматривали картину, звучала печальная, хмурая, унылая музыка. Как вы думаете, она передаёт настроение этой картины? Музыка, которую вы слышали, называется «Осенняя песня». Написал её Пётр Ильич Чайковский.
Педагог рассказывает о музыке.
Послушайте теперь фрагмент другого произведения, которое написал русский композитор Сергей Прокофьев. Это произведение носит название «Фея Осени». Прокофьев написал эту музыку для балета «Золушка». Когда сёстры и мачеха Золушки уехали на бал, к ней явились феи Осени, Зимы, Весны и Лета. Каждая приходила со своей музыкой. Послушаем произведение и скажем какой характер у феи Осени?
Дети слушают фрагмент «Фея Осени» из балета С. Прокофьева «Золушка».
Педагог рассказывает о музыке, обобщая ответы детей.
Есть ли на вашей выставке картины, изображающие ветреную, сердитую, ледяную осень?
Дети. Нет.
Дети смотрят фрагмент балета «Приход Осени», педагог походу видеозаписи даёт комментарии, обращая внимание детей на выражение характера образа в танце.
Педагог по ИЗО. Мы посмотрели разные по настроению картины: светлую, спокойную; радостную, солнечную; грустную, печальную. А теперь я предлагаю вам нарисовать свою картину осень.
Дети рисуют осень.