Ширшова Ольга
Комплексное занятие в старшей группе «Хлеб всему голова».
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель квалификационной категории
Ширшова Ольга Михайловна, г. Москва.
Комплексное занятие
«Хлеб всему голова» для детей 5-6 лет.
Цель: Закрепить и конкретизировать представление детей о производстве хлеба и о процессе выпекания хлебобулочных изделий.
Учить детей различным способам лепки булочек из теста (скатыванию, разминанию, смазыванию, защипыванию, разрезанию и т. д.)
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе „Хлеб всему голова“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать общую моторику рук и тонкую моторику движений пальцев, синхронность работы обеих рук.
Активизировать словарь ребенка определениями (сахарная, маковая, сдобная, румяная, испеченная, ароматная, душистая, пышная, аппетитная, вкусная, обобщающим понятием «продукты питания», закрепить названия профессий: повар и пекарь.
Развивать мышление, воображение, восприятие, внимание, память.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать самостоятельность у детей.
Продолжать закреплять соблюдение гигиенических требования и правил во время работы с тестом.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям труда.
Предварительная работа:
1. Беседы с детьми по темам: «Хлеб всему голова», «Культура поведения за столом», «Что за зернышко такое, не простое-золотое», «Как мы можем беречь хлеб».
2. Экскурсии на кухню детского сада и в хлебный магазин.
3. Рассматривание картины «Рожь», «Жатва», «Комбайнер».
4. Изодеятельность: рисование «Колосок»; аппликация «Хлебобулочные изделия»; лепка хлебобулочных изделий из соленого теста «мукосолька».
5. Игра-драматизация по укр. нар. сказке «Колосок».
6. Хозяйственно-бытовой труд «Посев пшеницы».
7. Ознакомление с художественной литературой : Павлов «Бывает и холодное согревает», Кон «Пшеница», «Рожь», Глинский «Прости меня, хлеб».
Заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе.
8. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Мы обедаем», «Что лишнее?», «Съедобное, не съедобное».
9. Создание альбома «Рецепты наших мам – готовим вместе».
10. Фото – выставка «С хлебом русский человек – богатырь из века в век».
Материалы и оборудование:
Сдобно-дрожжевое тесто, мак, сахар, растительное масло, рабочие салфетки, бумажные салфетки, влажные тряпочки (для уборки рабочего места, целлофановые мешочки для теста, кондитерские кисти, пластиковые ножи и ложки, подставки, фартуки, шапочки, образец готовой булочки, противень, набор продуктов для дид/игры «Что лишнее?» (мука, соль, вода, яйца, консервы, сок, конфеты, макароны, овощи, колбаса).
Атрибуты для п/игры «Собери колосок»(зерна, стебельки, мел, корзины 2шт., медальки с изображением «зернышек» и «стебельков».
Духовой шкаф на кухне для выпечки булочек.
Форма организации детей:
Групповая.
Ход занятия.
В группу входят дети с воспитателем и здороваются с гостями.
Релаксация «Дружбы» - создание положительной эмоциональной атмосферы.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмем друг друга за руки, улыбнемся друг другу, передадим хорошее настроение своим товарищам, покажем какие мы дружные, сплоченные, готовые друг другу помочь.
«Дружат в нашей группе,
Девочки и мальчики,
Дружат в нашей группе,
Саши, Жени, Танечки».
Воспитатель: Ребята, вы такие же дружные, как зернышки в одном колосе. А как вы думаете, почему я сравнила вас с зернышками?
Дети: Потому что зернышки в колосе находятся рядышком, тесно прижавшись друг к другу.
Воспитатель: Приготовим руки и покажем, как растут зернышки и колосок.
Логоритмика «Золотистый колосок».
«Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?
Тёплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом,
А еще людские руки,
Что в труде не знают скуки.
Мне без них не стать таким-
Сильным, рослым, золотым!»
Воспитатель: Ребята, за что же люди так ценят хлебный колос? Для чего им нужны зерна?
Дети: Из зерен делают муку.
Воспитатель: А для чего человеку нужна мука?
Дети: Из муки месят тесто.
Воспитатель: А что же делают с тестом?
Дети: Пекут хлеб и хлебобулочные изделия (булочки, батоны, сайки, плетенки).
Воспитатель: А хотите посмотреть, что лежит у нас на столе?
Дети: Да!
Воспитатель: Головки опускаются, глазки закрываются. Не подглядывайте, не подсматривайте. (Воспитатель убирает покрывало).
Головки поднимаются, глазки открываются. Посмотрите на стол. Как можно назвать это одним словом?
( на столе лежат продукты: мука, соль, яйца, сок, вода, макароны, овощи, конфеты)
Дети: Это продукты питания.
Дид. Игра «Что лишнее?»
Воспитатель: Ребята, выберете пожалуйста из этого набора продуктов те, которые нам необходимы для приготовления теста.
Дети выбирают необходимые продукты, называют.
Воспитатель путает детей, предлагая добавить в тесто макароны или конфеты.
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз назовем необходимые компоненты для приготовления теста. (закрепляют).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно!
Как называют людей, которые месят тесто и выпекают из него различные изделия?
Дети: Пекари!
Воспитатель: А у меня для вас есть сюрприз! (Воспитатель дает детям красивую, маковую булочку).
Посмотрите, какую чудесную булочку приготовили для вас пекари!
«Вот смотрите, малыши,
Сдоба – прямо из печи.
Булочка пшеничная,
На вкус просто отличная!
Сахарком посыпана,
Маком пересыпана!»
Дети рассматривают булочку.
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать об этой булочке? Какая она?
Дети: Румяная, аппетитная, маковая, сахарная, сдобная, пахучая, душистая.
Воспитатель: Да, конечно! Очень аппетитно она выглядит. Но вас много, а булочка одна! Не хотите ли вы сами испечь себе булочки?
Дети: Хотим!
Воспитатель: «Раз, два, повернись – в маленького пекаря превратись!»
(Воспитатель делает пасы руками, а дети одевают фартуки и колпаки, закатывают рукава и садятся за столы).
Приготовились к работе? А руки у вас чистые?
Дети: Да, мы руки мыли с мылом.
Воспитатель: Ребята, у нас есть готовое тесто. Как вы думаете, кто его для нас приготовил?
Дети: Повар – Юлия Семёновна.
Воспитатель: Что вы можете сказать о тесте? Какое оно? А на вкус?
Обследование и рассматривание теста.
Дети: Тесто белое, на ощупь мягкое, липкое. На вкус кисленькое, невкусное.
Воспитатель: Тесто можно есть сырым?
Дети: Нет, его надо приготовить: испечь, пожарить, сварить.
Объяснение и показ способов и приемов лепки воспитателем
Воспитатель: Чтобы приготовить такую же маковую булочку, надо кусочек теста скатать между ладошек в шар.
(Воспитатель показывает на образцы последовательности лепки, которые лежат на разносе).
Шар из теста положить на салфетку и размять ладошкой, чтобы получилась круглая, ровная лепешка. Кондитерской кисточкой намазать всю поверхность лепёшки растительным маслом. Ложечкой посыпать сахар по всей поверхности лепешки, разровнять. Свернуть лепешку колбаской, защипать края (Для чего? Чтобы не вытек сахар) и соединить концы. Выложить получившуюся «улитку» широкой частью к себе и, придерживая рукой, сделать разрез. Повернуть булочку разрезом вверх и пальчиками расправить края. Получается «розочка». Сверху посыпать маком и выложить готовую булочку на противень. Всем понятно, как лепить булочку? Можете приступать к работе.
Дети достают тесто из мешочков.
Воспитатель: Ребята, а почему ваше тесто лежит в целлофановых мешочках?
Дети: Чтобы не засохло и хорошо лепилось.
Работа детей.
Дети лепят булочки, Воспитатель задает наводящие вопросы:
Что ты, Женя, будешь делать сейчас?;
Андрюша, каким инструментом ты пользуешься?;
Добиваться полных ответов детей, использование в их речи терминов:
кондитерская кисть, скатываю, разминаю, защипываю, разрезаю.
Готовые изделия дети выкладывают на противень, берут влажные тряпочки и убирают своё рабочее место. Руки вытирают салфетками, снимают и аккуратно вешают на спинку стула специальную одежду.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На славу потрудились! Замечательные булочки у вас получились! Как же нам теперь с ними поступить?
Дети: Отнести на кухню и испечь!
Воспитатель: Правильно, попросим Елену Владимировну отнести их не кухню. А пока наши булочки пекутся, отгадайте загадку:
«Стоит в поле дом,
Полон зерен он,
Стены позолочены,
Ходит дом ходуном,
На столбу золотом?»
Дети: Колос!
Воспитатель: Правильно, молодцы! А из чего состоит колос?
Дети: Из стебелька и зернышек.
Воспитатель: За правильный ответ награжу я вас медалями. Что на них изображено?
Дети: Стебельки и зернышки!
Воспитатель: Давайте поиграем в игру и выложим колоски!
Здесь у нас стоит корзина с эмблемой «зернышек», а здесь с эмблемой «стебельков». Разделитесь на две команды: «зернышки» подойдут к своей корзине, «стебельки» к своей. Первым в команде «зернышки» встанет Саша Т., в команде «стебельки» - Женя Т.
(Воспитатель прочерчивает мелом черту).
Ребята, соблюдайте правила игры: бежать по одному, касаться товарища за плечо, брать по одному элементу «колоска».
П/игра «Собери колосок»
Воспитатель: Раз, два, три - беги!
Молодцы, ребята! Быстро бегаете и правильно выкладываете колоски, сначала стебелек, затем зернышки.
«Чтобы семя проросло,
Нужны влага и тепло,
Вышел к свету стебелек,
Глубже в почву корешок,
Всем на удивление,
Новое растение!»
Воспитатель: А как мы должны относиться к хлебу? Как мы можем его беречь?
Дети: Брать столько хлеба, сколько съешь! Остатки корочки и крошки отдавать птицам. «Каждую крошку в ладошку!»
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети рассказывают пословицы и поговорки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали, а за это вам в награду я подарю «волшебные зерна». Кто их съест, тот будет быстро расти и не будет болеть. Ешьте на здоровье!
«Хлеб в трудах добывается,
Сам собой не родясь,
Хлеб не просто богатство,
Хлеб - опора для нас!
Каждый к хлебу причастен,
Будем бережны все!
Будет хлеб – будет счастье,
Будет жизнь на земле!»
А теперь давайте узнаем, испеклись ли наши булочки?
Дети угощаются свежеиспеченными булочками.