Приложение МААМ

Комплексное занятие в старшей группе «Солнечная керамика»

Елена Ефремова
Комплексное занятие в старшей группе «Солнечная керамика»
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастная группа :старший дошкольный возраст.

Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Этап обучения: итоговый.

Тип занятия :комплексное

Цель:Продолжить знакомить детей с семикаракорским народным промыслом.

Задачи.

Публикация «Комплексное занятие в старшей группе „Солнечная керамика“» размещена в разделах

Обучающие:формировать у детей представление о том, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передаются от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями семикаракорской росписи (элементы, композиции, цветосочетания).

Воспитательные:воспитывать детей на народных традициях, показывая изобразительное творчество, чувство сопричастности с народной художественной культурой Донской земли, овеянной свободолюбивым духом казачества.

Развивающие:развивать познавательные интересы старших дошкольников; способствовать творческой индивидуальности.

Предварительная работа:рассматривание семикаракорского фаянса, сравнение изделий, расписанных хохломской, гжельской, жостовской росписью с донской. Знакомство с народными ритуалами Донского края, рассказ о самой почетной посуде казаков: солонице.

Оборудование:семикаракорский фаянс, фотографии, изоматериалы, альбомы для изодеятельности «Солнечная керамика».

Прогнозируемый результат:дети перенесут в сферу личностных интересов информацию о прошлом и настоящем Донского края, г. Семикаракорска, его культуры и традициях; смогут построить речевые высказывания в форме монолога и диалога, коммуникативные навыки и индивидуальность.

Ход занятия

Дети входят в группу, оформленную в виде мини – музея семикаракорской керамикики.

Воспитатель. Сегодня я приглашаю Вас в мини – музей, который размещен прямо в нашей группе. Мы продолжим знакомиться с особенностями уникального искусства семикаракорской керамики, его историей и сами сможем заняться художественным творчеством, по его мотивам.

Воспитатель проводит экскурсию по мини – музею.

Воспитатель.

Есть станица на Дону

Не чета другим - которым…

Знали Семикаракоры

В старину и в новизну.

И кому с тобой сравниться,

Знаменитая станица!

Чем же, чем она славна?

Да просторными полями,

Да степными табунами,

Виноградами – садами.

Семикаракорская керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. Донское гончарное ремесло развивалось в окрестностях города еще с дохристианских времен, когда были открыты богатые запасы местных глин. В зависимости от возрастающих бытовых потребностей оно усложнялось и совершенствовалось. Этот промысел берет свое начало от вековых традиций гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорской. Достаточно близко от города при раскопках были обнаружены древние многослойные поселения периода средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон. В начале 70-х годов прошлого века на месте кустарной гончарной мастерской с примитивным гончарным кругом была построена керамическая мастерская. Здесь была разработана и внедрена технология литьевого способа изготовления майоликовых изделий с рельефами местной тематики. Рождением своим керамика обязана фантазии и воле одного человека – Арабского Николая Сергеевича, бывшего в то время директором РПК. Именно его идея изготовления керамической посуды с художественным украшением стала толчком к началу этого производства на промкомбинате. В течении десяти лет была создана белая фаянсовая масса. Благодаря ее пластике и белизне получило широкое развитие рукотворное декорирование: кистевая роспись, ажурные орнаменты художественных вырезок, лепка жанровых скульптурок для самостоятельного использования и украшения ими форм изделий. За основу росписи взят букетно – растительный орнамент, дополненный сеткой и другими элементами; в орнамент включены стилизованные изображения флоры и фауны Дона; сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор и его жанры? Дети. Пословицы, поговорки, песни, сказки.

Воспитатель. Какие вы знаете пословицы и поговорки о Земле донской, о казаках, быте и житейской мудрости?

Дети. Земля донская – мать родная.

Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.

Что ни казак, то с Дону.

Казак дружбу соблюдает, в беде коня не бросает.

Не хвались, казак, травой, а хвались сеном.

Дон без песен, что виноградная лоза без винограда.

Казаку всегда мила родная сторона.

На донской земле все родится - надо только хорошо трудиться.

Каков казак - отец, таков и сын молодец.

Дон тихий, а слава о нем громкая.

Воспитатель. Отличительная особенность семикаракорской керамики, которую сегодня все чаще называют «Донской фаянс» в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность и многообразность форм, изобретательность и поэтичность в декоре, передающего красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки. После обжига изделия декорируются ручной росписью, покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает «вечный» декор с нежными тональными переходами. Создают изделия художники – керамисты.

Воспитатель. Я предлагаю Вам тоже стать художниками – керамистами и расписать посуду. Давайте пройдем в «рабочий цех».

Дети выбирают в альбомах понравившиеся рисунки посуды и продолжают узор.

Под тихую напевную казачью песню дети приступают к работе.

В конце занятия дети оформляют выставку и рассматривают все работы, любуясь ими.

Воспитатель. На славу потрудилась наша детвора,

Посуда получилась – просто красота!

Воспитатель благодарит детей за активное участие, проявленное творчество на занятии.

Публикации по теме:

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

План-график контроля старшего воспитателя в ДОУ на 2012–2013 учебный год. Утверждено Заведующим МБДОУ Детский сад «Солнышко» Ковалевой Н. И___ От «»___2012 года План-график контроля воспитательно-образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие в старшей группе «Солнечная керамика»
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 10:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие в старшей группе «Солнечная керамика»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ефремова (УИ 308558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД