Екатерина Суслова
Комплексные коррекционные занятия с детьми раннего возраста в условиях дома ребёнка «Двигаемся и говорим»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия составили : воспитатель по физической культуре Суслова Екатерина Николаевна, логопед Мартюкова Елена Николаевна.
СЕНТЯБРЬ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: КУКЛА
ЗАДАЧИ:
1. Учить ходьбе по ограниченной поверхности;
2. Упражнять в ползании на четвереньках;
3. Развивать чувство равновесия;
4. Учить соотносить движение и слово, предмет и слово.
5. Побуждать повторять за взрослым слова.
ПОСОБИЯ: дорожка, гимнастическая палка, гимнастическая доска, корзинка с шишками, игрушка кукла.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Ходьба по дорожке «В гости к кукле»
Публикация «Комплексные коррекционные занятия с детьми раннего возраста в условиях дома ребёнка „Двигаемся и говорим“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
«Аня к куколке идёт,
Ни за что не упадёт.
Топ, топ, топ»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ОРУ с гимнастической палкой:
• И. п. – о. с., палка внизу,
1 - поднимать палку вверх
2 – и. п. (дозировка - 4 раза)
• И. п. – лёжа на спине, палка внизу.
1 – поднимать палку вверх
2 – и. п. (дозировка 4 раза)
• И. п. – лёжа на спине, палка перед собой
1 - сесть
2 – и. п. (дозировка 4 раза).
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
• Ходьба по гимнастической доске;
• Перешагивать палочку, лежащую на полу.
• Ползанье на четвереньках по дорожке.
В конце дорожки препятствий ребёнка ждёт кукла : «Аня, вот ляля!». Скажи: «Ляля!»
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Соберём шишки»
Ребёнок собирает рассыпанные по полу шишки в корзину:
«Аня по лесу гуляла,
Аня шишки собирала,
Аня долго собирала,
И в корзиночку клала».
Когда все шишки собраны, усаживаем ребёнка на скамеечку :
«Села Аня отдыхать,
Будем шишки мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять».
Предлагаем показать шишки кукле: «Смотри, ляля, вот и вот и вот».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Ребёнок укачивает куклу : «А – а – а – а»
ОКТЯБРЬ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: СОБАКА.
ЗАДАЧИ:
1. Учить проползать под дугой, ходить и ползать по ограниченной поверхности;
2. Развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве. Укреплять крупные группы мышц.
3. Учить соотносить предмет и слово, предмет и действие; звукоподражать.
ПОСОБИЯ: гимнастическая палка, дорожка, гимнастическая доска, дуга, игрушка собака.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
«Ав – Ав, - кто там?
Там собачка в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол,
Дай собачка Ане лапу».
Ходьба за собакой по периметру зала:
«Вот собачка идёт, нашу Аню ведёт.
Наша Аня идёт ни за что не упадёт».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОРУ с гимнастической палкой:
• И. п. – о. с. ,
1 – гимнастическая палка вверх
2 – и. п. (дозировка – 4 раза)
• И. п. – сидя, гимнастическая палка на коленях
1 – гимнастическая палка вверх
2 – и. п. (дозировка – 4 раза)
• И. п. – сидя, гимнастическая палка перед собой
• 1 – ложиться на пол
2 – и. п. (дозировка 4 раза).
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
• Ходьба по доске
• Ползание на четвереньках по дорожке
• Проползание под дугой
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЁС БАРБОС»
Логопед с игрушкой в одном конце зала, ребёнок с воспитателем в другом. Медленно приближаются к собаке и говорят :
Вот сидит наш пёс Барбос,
В лапы свой, уткнувши нос.
Ну, Барбос, скорей вставай,
Нашу Аню догоняй!»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Релаксация на большом мяче:
«Мячик, мячик, мой дружок,
Покажи нам свой бочок!
Я на мячике лежу,
Крепко я его держу! Ай!»
НОЯБРЬ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: КОШКА.
ЗАДАЧИ:
1. Учить бросать мяч вдаль;
2. Упражнять в ползании и проползании под дугой;
3. Развивать чувство равновесия и ориентировку в пространстве;
4. Продолжать вслушиваться в речь взрослого, повторять звукоподражания.
ПОСОБИЯ: гимнастическая палка, гимнастическая доска, широкая доска, дуга, мячи, маска мыши, игрушка кошка.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Ходьба по периметру зала до игрушки.
«Уходи с дороги, кот,
Наша Анечка идёт.
Топ – топ – топ – топ
Ни за что не упадёт».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОРУ с палкой:
• И. п. – о. с., палка внизу
1 – поднять палку вверх
2 – и. п. (дозировка – 4 раза)
• И. п. – лёжа на спине, палка вперёд
1 – поднять ноги до палки
2 – и. п. (дозировка – 3 раза)
• И. п. – сидя, палка на коленях
1 – лечь
2 – и. п.
ДОРОЖКА ПРЕПЯТСТВИЙ.
1. Пройти по гимнастической доске
2. Проползти по широкой доске под дугой
3. Достать мячик из корзины и бросить
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОТ И МЫШИ»
Игрушка на скамейке «котик спит», мышка на стульчике «в норке». По сигналу «мышки гуляют», ребёнок медленно приближается к игрушке под слова взрослого
«Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто, спит.
Мышки, мышки вам беда,
Разбегайтесь кто куда».
Кошка просыпается, мяукает. Ребёнок бежит в «норку».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Укачиваем кошку:
«Уложили кошку спать,
Стали песню напевать.
Баю – бай, баю – бай,
Глазки кошка закрывай».
ДЕКАБРЬ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: КОРОВА.
ЗАДАЧИ:
1. Учить перешагивать через верёвочку, приподнятую над полом на высоту 5 см.
2. Упражнять в ползании, закреплять умение бросать мяч вдаль;
3. Развивать внимание, чувство равновесия. Воспитывать самостоятельность;
4. Продолжать повторять за взрослым звукоподражания.
ПОСОБИЯ: узкая и широкая дорожка, гимнастическая палка, средний мяч, колокольчик, игрушка корова, верёвочка привязанная к стойкам.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба по узкой и широкой дорожке. В конце одной – позвонить в колокольчик, в конце другой – нажать на коровку и произнести му – у – у.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ОРУ с палкой:
• И. п. – о. с. палка внизу
1 – палка вверх
2 – и. п. (дозировка – 4 раза)
• И. п. - лёжа на спине, палка на коленях
1 – сесть
2 – и. п. (дозировка – 3 раза)
• И. п. – лёжа на животе
«Лодочка» (дозировка – 3 раза)
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
1. Перешагивание верёвочки, приподнятой над полом на высоту 5 см.
2. Ползание по дорожке на четвереньках.
3. Бросание мяча обеими руками из – за головы, стоя за верёвкой, натянутой на уровне груди ребёнка :
«Бросаю мой мяч,
Бросаю опять.
Беру, не роняю
И снова бросаю».
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «ДОГОНИ МЯЧ».
Взрослый отбивает мяч от пола и приговаривает:
«Ай – да мячик, ай – да мячик,
Как легко, легко он скачет.
Прыг – скок, прыг – скок,
Мяч покатился в уголок».
Ребёнок догоняет мяч на слова:
«Вот наш мячик покатился
И назад не воротился.
Надо нам его догнать,
Надо нам его поймать».
Игра повторяется 3 – 4 раза.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ребёнок ходит по залу и водит за собой игрушку корову:
«Погуляем с Аней, вот как погуляем.
Мы коровку с Аней вместе покатаем».
ЯНВАРЬ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗАЯЦ.
Задачи:
1. Учить подпрыгивать, держась за палку;
2. Упражнять в катании мяча в прямом направлении; закреплять умение перешагивать рейки гимнастической лестницы, приподнятых над полом на 5 см.
3. Развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать уверенность, самостоятельность;
4. Продолжать учить соотносить предмет и слово, предмет и действие;
5. Приучать повторять за взрослым некоторые звукоподражания.
Пособия: обруч, гимнастическая лестница, наклонная доска, корзина с мячами, игрушка заяц.
Вводная часть:
Ходьба за игрушечным зайцем:
«Вот как мы шагаем,
Ножки поднимаем:
Топ, топ, топ.
Анечка шагает, ножки поднимает:
Топ, топ, топ»
Основная часть:
ОРУ с обручем.
И. п. – о. с. обруч перед собой в двух руках.
1- обруч вверх,
2- и. п.
(дозировка – 4 раза)
И. п. – о. с. обруч перед собой на полу.
1- наклон, взять обруч,
2- поднять обруч вверх.
3- наклон, положить обруч,
4- и. п.
(дозировка – 3 раза)
Основные упражнения:
• Перешагивание реек гимнастической лестницы приставным шагом;
• Прокатывать мяч по наклонной доске.
• Собрать мячи в корзину.
Подвижная игра «ПОПРЫГУШКИ».
Взрослый держит гимнастическую палку, ребёнок стоя лицом к взрослому, держится за палку и ритмично, в такт стихотворению слегка сгибает ноги в коленях или выполняет поскоки:
Прыг – прыг попрыгушки,
Скачет зайка на опушке.
Прыг – прыг попрыгушки,
Скачет Аня на опушке.
Скачет Аня, не боится,
С зайцем весело резвиться.
Оп – оп – оп – оп – оп.
Заключительная часть.
Ребёнок укачивает зайку.»Баю – бай, баю – бай, спи, мой зайка, засыпай».
ФЕВРАЛЬ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ТРАНСПОРТ.
Задачи:
1. Учить забрасывать мяч в обруч;
2. Упражнять в подпрыгивании, стоя на батуте;
3. Развивать умение действовать по сигналу, укреплять крупные группы мышц и свод стопы;
4. Закреплять умение действовать по слову, повторять знакомые звукоподражания.
ПОСОБИЯ:
Обруч малый, обруч большой, мячи средние 5 -6 штук, корзина для мечей, игрушка машина.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: ходьба за машиной. В руках у ребёнка руль. На сигнал:»Стой!» ребёнок останавливается и говорит, повторяя за взрослым:»Би – Би».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ОРУ с малым обручем.
И. п. – о. с., обруч в руках внизу
1 – обруч вверх, посмотреть на обруч
2 – и. п. (дозировка 3 раза)
И. п. – о. с., обруч в руках внизу
1 – присед
2 – и. п.
И. п. – о. с., обруч перед собой на полу
1 – перешагнуть
2 – и. п.
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
• Бросать мяч в обруч, находящийся в руках у взрослого в горизонтальном положении;
• Собрать мячи в корзину (Во время броска и собирания мячей ребёнок повторяет за взрослым: «оп-па, оп-па».)
• Прыжки на батуте, ребёнок стоит лицом к взрослому, держится за руки с ним, подпрыгивает.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА»ПАРОВОЗ»
Ребёнок держится за взрослого, взрослый говорит : «Поехали ту - ту – у». Идут топающим шагом, доходят до игрушки машины, ребёнок берёт руль : «Поехали на машине Би – Би «.Игра повторяется 2 раза.»Приехали. стоп».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Игра» Где же наши ручки?».
МАРТ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПЕТУШОК И КУРОЧКА.
ЗАДАЧИ:
1. Учить ходьбе по ребристой дорожке;
2. Продолжать учить забрасывать мяч в обруч;
3. Воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в пространстве;
4. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, умение звукоподражать.
ПОСОБИЯ: разноцветные ленты, ребристая дорожка; мячи 3 – 4 шт., обруч, игрушки петушок и курочка.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: игровое упражнение «Птичий двор».
Обращаем внимание ребёнка на игрушки, спрашиваем: «Это кто? Как кричит?» Да это петушок, он кричит ку – ка – ре – ку. Вот он, какой красивый, петушок Ане ленточки принёс. Взрослый раскладывает ленты и поё т:
«Кто проснулся рано? Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: ку – ка – ре – ку.
Кто ещё лежит там на боку?»
Ходьба по дорожке из лент (между ними, перешагивая через них).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОРУ с лентами:
• И. п. – о. с., ленты внизу
1 – ленты вверх
2 – и. п. (дозировка 4 раза)
• И. п. – то же
1 – ленты вперёд помахать ими
2 – и. п. (дозировка 4 раза)
• И. п. – о. с. ленты в стороны
1 – 3 – покружиться вправо
4 – и. п.
5 – 7 – покружиться влево
8 – и. п. (дозировка 2 раза).
ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Бросать мяч в обруч на расстоянии вытянутых рук ребёнка.
2. Ходьба по ребристой дорожке.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА»КУРЫ В ОГОРОДЕ».
Взрослый сидит на стуле в одном конце зала, он сторож. Ребёнок с другим взрослым в другом конце зала. На сигнал «пошли курочки гулять» ребёнок и взрослый подлезают под дугу и идут к сторожу, имитируя клевание зёрнышек. Когда подходят к сторожу близко, он их прогоняет»Кыш – кыш». Ребёнок убегает. Повторить 2 раза.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Походим как петушок:
«Идёт петушок, красный гребешок.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Двойная бородка, частая походка.
Утром рано встаёт, голосисто поё т :Ку – ка – ре – ку».
АПРЕЛЬ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: МЫШКА.
ЗАДАЧИ:
1. Учить ползать по наклонной плоскости;
2. Упражнять в ходьбе по ребристой дорожке;
3. Развивать чувство равновесия, смелость и самостоятельность,
4. Развивать реакцию на знакомое слово, звукоподражание.
ПОСОБИЯ: ребристая дорожка, дорожка, погремушки, наклонная доска; игрушка мышка и кот; маска кошки и мышки; дуга.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Ходьба по дорожкам. На сигнал «мышка» присесть и сказать:»пи – пи»
ОРУ с погремушками:
• И. п. – о. с., погремушки внизу
В. : поднять руки вверх и позвенеть погремушками
• И. п. – то же
В. : наклониться и постучать погремушкой по коленкам
• И. п. – то же
В. : присесть и спрятать погремушку
ДОРОЖКА ПРЕПЯТСТВИЙ
1. Ходьба по наклонной доске
2. Ходьба по ребристой доске
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОШКИ _ МЫШКИ».
Ребёнок в маске мышки сидит в «норке». На слова взрослого подлезает под дугой и бегает по залу, произнося звукоподражание: «пи – пи».
«Мышка вылезла из норки, мышка очень хочет есть.
А на кухне возле шкафа видит мышка – кто – то есть.
Эй, мышка не зевай, поскорее убегай!
Убегай из этих мест, а то кошка тебя съест!».
На последние слова взрослый в маске кошки как будто догоняет ребёнка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Игровое упражнение:»Кто тише?»
У ребёнка в руках игрушка мышка. Задание: пройти тихо мимо игрушки кошки:
«Тихо – тихо ты иди, кошку ты не разбуди!».
МАЙ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ.
ЗАДАЧИ:
1. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, подлезать под дугу, ползать по наклонной плоскости;
2. Упражнять в умении произносить знакомые звукоподражания, соотносить слово и предмет, слово и действие;
3. Воспитывать самостоятельность, развивать чувство равновесия.
ПОСОБИЯ: Машина с игрушками, дорожка, наклонная доска, дуга, ребристая дорожка, мыльные пузыри.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: сюрпризный момент.
Стук в дверь. Появляется кукла, которая везёт за верёвочку машину с игрушками. Взрослый спрашивает: «Кто это?». Ребёнок : «Ляля».
Ходьба за куклой по дорожке.
ОРУ с игрушками:
• Котёнок есть во дворе моём.
Я учу его говорить, а он:»Мяу!».
В. : поднять руки вверх – опустить(4 раза)
• Щеночек есть во дворе моём.
Я учу его говорить, а он:»Ав – Ав!».
В. : приседание с упором на ладошки(4 раза)
• Корова есть во дворе моём.
Я учу её говорить, а она:»Му – у – у!».
В. : наклоны вперёд(4 раза)
• Курочка есть во дворе моём.
Я учу её говорить, а она:»Ко – ко – ко!».
В. : махи руками(4 раза)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Дорожка препятствий: игровое упражнение»Мышка».
1. Ходьба по ребристой дорожке
2. Ползание на четвереньках по наклонной доске, проползание под дугой.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ».
Ребёнок старается поймать мыльные пузыри.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ребёнок собирает на машину все игрушки, и машина уезжает»Би – Би».
Библиография
1 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., доп. –М. :Мозаика-Синтез, 2011г. -336с.
2 Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». Сост. Е. Г. Батурина. Изд. 3-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1974г.
3 Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. -М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2006.-120с. Аторский коллектив Костыкина Л. Ю., Рыкова О. Г., КорниловаТ. Г.
4 ВласоваТ. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М. : Просвещение, 1973.-379с.
5 ДубровинаИ. В., РузскаяА. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. -М. :Просвещение, 1990.-402с.
6 КоробейниковИ. А., СлуцкийВ. М. О некоторых особенностях формирования интелекта детей в условиях психической депривации/ Дефектология,- 1990.-№3.-С. 12-16.