Лилия Файзуллина
Компьютерные ресурсы развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерные ресурсы развивающей среды
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача коррекционно-развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особенностями психофизического развития. Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекции отклонений в развитии ребенка.
Публикация «Компьютерные ресурсы развивающей среды» размещена в разделах
Многие дошкольные учреждения оснащены компьютерами, в некоторых функционируют компьютерные классы. Педагоги дошкольного образования используют специальное программное обеспечение в учебно-воспитательном процессе. Все больше учителей – логопедов и воспитателей осваивают компьютерные технологии и успешно применяют их на практике. В зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существует компьютерные программы, направленные на различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно- логическое мышление и другие.
Коррекционное - воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предлагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ трёх видов :
. обучающих
. развивающих
. диогнастических
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога умения использовать новые возможности компьютерного обучения. Сложная структура нарушений при недоразвитии речи определяет необходимость про ведения системной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения виртуальных заданий и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов (например, персонажей из мультфильмов) позволяет активизировать компенсаторные механизмы на зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнения заданий компьютерной программы. Применение компьютерных технологий позволяет предоставлять ребёнку информацию в привлекательной форме, что ускоряет запоминание, делает его осмысленным и долговременным.
Выполняя компьютерное задание, ребёнок приучается к самостоятельности, принимать решения, он учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, сосредоточенность, усидчивость, а именно эти качества обеспечивают психическую готовность ребёнка к обучению в школе. Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры». Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при других вторичных нарушениях.
В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединё нными в четыре тематических блока:
. «Просодика»
. «Звукопроизношение»
. «Фонематика»
. «Лексика»
Каждый блок программы состоит из нескольких модулей.
Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребёнку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребёнок, играя, помогает компьютерному герою Тигрёнку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а весёлый и забавный герой Тигрёнок, который объясняет ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполнения задания. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребёнку интересно общаться с компьютерным героем.
Применение специализированной компьютерной логопедической про-
граммы делает процесс коррекции речевых нарушений и развития речи увлекательным и интересным как для ребёнка, так и для специалиста. Опыт использования данных программ на коррекционных занятиях в дошкольных учреждениях показывает, что у детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.