Наталья Смирнова
Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная, коммуникативная функция языка и речи.
(Л. С. Выгодский)
Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.
Публикация «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств : темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Поэтому, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Актуальность.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М. И. Лисиной, В. А Кан-Калика Н. Д Никандрова, А. Б Добрович, Т. А. Репиной, Е. О Смирновой, Ф. и др.
Исследования показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко, Е. А. Ленская, В. И. Верещагина и др.)
Необходимо отметить что, в последнее время возрастает потребность к овладению способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия (Т. А. Репиной, Е. О Смирнова, Белова Е. А.). Этот процесс может и должен осуществляться в педагогической действительности (выражение В. В. Краевского). Однако на данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию коммуникативной компетентности у дошкольников. Детей учат не столько размышлять и адекватно высказывать свои мысли, сколько полагаются на возможности запоминания ребенком предлагаемого материала. Это противоречие отмечает в своих работах Ш. А. Амоношвили.
Перед воспитателем возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения.
Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности ребенка называются : диалог (Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, Е. А. Белова, создание сюжетных ситуаций (З. Я. Футерман, В. Ф. Толстова, И. О. Рыжкова, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации (C. Новоселова, Н. Е. Короткова) и др. К сожалению, не все возможности игры, как ведущего вида деятельности дошкольников, в частности театрализованных игр, используются для формирования коммуникативной компетентности детей.
В процессе работы с детьми я выявила проблему, как внедрить организацию театрализованной деятельности в педагогический процесс с целью формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как средство развития связной речи.
Цель исследования: заключается в том, чтобы внедрить театрализованную деятельность в педагогический процесс с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитанники групп №8 и №9.
Предмет исследования: влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: систематическая организация театрализованной деятельности окажет положительный результат на развитие связной речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Работу по развитию коммуникативных навыков с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста через использование театрализованной деятельности я построила на основе следующих принципов:
Принцип гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания.
Принцип демократизации: (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность).
Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе.
Принцип системности: системный подход в организации жизнедеятельности коллектива)
Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности).
Принцип успешности (мажорный тон жизни ребёнка опирается на общий психологический дошкольный климат и на собственные успехи в деятельности)
Принцип дифференциации в воспитании (создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе)
Принцип культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям).
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения, школы и семьи.
Задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста коммуникативной компетентности как средства для развития связной речи.
2. Изучить проблему применения театрализованной деятельности в педагогическом процессе.
3. Внедрить организацию театрализованной деятельности в педагогический процесс с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста.
4. Подтвердить целесообразность организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Аналитическая часть.
Вопрос формирования у дошкольников коммуникативной компетентности через организацию театрализованной деятельности в литературе педагогами и психологами раскрыт достаточно хорошо. Однако на практике многие воспитатели в течение дня недостаточно используют игры, проблемные ситуации, наглядный материал для формирования у детей коммуникативной компетентности.
Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность.
Петровская Л. А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Емельянов Ю. Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности - степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.
Столяренко Л. Д. рассматривает понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Е. В. Сидоренко считает, что коммуникативная компетентность - совокупность коммуникативных способностей; адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решений коммуникативных умений и коммуникативных знаний.
Развитие коммуникативной компетентности - поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат - сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня.
Таким образом, коммуникативная компетентность - это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной.
По определению С. Л. Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
На подходы к изучению связной речи дошкольника оказывали влияние исследования, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Г. А. Кудрина, Л. В. Ворошнина, А. А. Зрожевская, Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Л. Г. Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса. В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств для решения комплекса задач по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать сними свои действия.
Речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, а потому многообразные движения пальцев руки в работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи.
Сказка – это наиболее применяемый, эффективный, универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления.
Таким образом, выявлены положительные возможности театрализованных игр в комплексном воздействии на основные психические и физиологические возможности ребёнка. Воспитательно-образовательный процесс, организованный средствами театрализованных игр обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарь, а также способствует социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности ребенка.
Практическая часть.
Работая воспитателем в средней группе, меня заинтересовала проблема формирования коммуникативной компетентности как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста через организацию театрализованной деятельности. Работу по данной проблеме я выстроила в 3 этапа:
I этап. Констатирующий эксперимент.
Задача: Выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста связной речи и коммуникативных навыков. С этой целью была проведена первичная диагностика детей, которая показала следующие результаты:
Результаты диагностирования экспериментальной группы:
Высказывается простыми распространенными предложениями - 12 детей -60% (средний уровень, 8 детей – 40% (низкий уровень.)
Грамматически правильно строит сложные предложения – 2 ребенок – 10% (высокий уровень, 12 детей – 60% (средний уровень, 6 детей – 30% (низкий уровень).
Строит связный рассказ – 2 ребенок – 10% (высокий уровень, 12 детей – 60% (средний уровень, 6 детей – 30% (низкий уровень).
Инициативно высказывается в диалоге - 1 ребенок – 5% (высокий уровень, 10 детей – 50% (средний уровень, 9 ребенка – 45% (низкий уровень).
Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы – 15 детей – 75% (средний уровень, 5 детей –25% (низкий уровень).
Результаты диагностирования контрольной группы:
Высказывается простыми распространенными предложениями - 1 человек -5%(высокий уровень, 12 детей -60% (средний уровень, 7 детей – 35% (низкий уровень.)
Грамматически правильно строит сложные предложения – 2 ребенка – 10% (высокий уровень, 12 детей – 60% (средний уровень, 6 детей – 30% (низкий уровень).
Строит связный рассказ –12 детей – 60% (средний уровень, 8 детей – 40% (низкий уровень).
Инициативно высказывается в диалоге - 1 ребенок – 5% (высокий уровень, 15 детей – 75% (средний уровень, 4 ребенка – 20% (низкий уровень).
Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы – 13 детей – 65% (средний уровень, 7детей –35% (низкий уровень). (Приложение № 1).
Проанализировав результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп, я пришла к выводу, что уровень развития связной речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста требует дополнительной работы.
II этап. Формирующий эксперимент.
Задача: Формирование коммуникативной компетентности как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
В своей работе я использовала перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности. (приложение № 2). Занималась обогащением и обновлением развивающей среды. Создала мини – театр в группе, в котором есть пальчиковый театр, кукольный театр, театр на ложках, театр на конусах, театр бибабо, подборку детской художественной литературы по данной теме, изготовила необходимые атрибуты для театрального уголка. В процесс создания атрибутов, костюмов, декораций были вовлечены и дети и родители. В результате был развит интерес и желание быть активным участником в театрализованных играх и спектаклях.
Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Обе роли являются одинаково значимыми для речевого развития детей.
Содержание театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры - драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
-упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.
Подготовку детей к театрализации сказок осуществляла постепенно. Работая с малышами, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно я стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Я организовала просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Так как в основном дети плохо владели речью я начала знакомство с театральной игрой через игру имитацию:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Чтобы расширить словарный запас, развить грамматический строй речи и совершенствовать звукопроизношение, в работе с детьми применяла сказки, которые используют в своей работе логопеды.
Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.
Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовала рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершенным действием.
Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращала внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается, на его языковые особенности. После того, как дети ответили, перед ними выкладывался пальчиковый театр, и детей просила рассказать сказку. В случае затруднения, оказывала помощь, которая заключалась в том, что начинала предложение, а детям нужно было добавить нужное слово.
Использовала инсценировки с игрушками, в которых главные герои - выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т. п.). Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Игровые действия повышали умственную активность детей, ставили в такие обстоятельства, которые требовали нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
Использовала приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый, отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).
Параллельно обогащался детский словарь. Проводились игры типа "Чего не стало?", "Что игрушка рассказывает о себе?", "Угадай игрушку", в которых привлекалось внимание детей к отдельным признакам объектов, описывались игрушки, дети искали, что описано. Так, в играх "Чего не стало?", "Угадай игрушку" дети учились подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т. п., а в игре "Что игрушка рассказывает о себе" они подбирали прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т. п., существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - норка, избушка, лес, теремок; колобок - домик, печка и т. п.).
К концу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь моей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Кроме того, дети осваивали разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы – рукавички, затем перчаточные, и т. д., а также умение водить куклу за настольной ширмой.
К этому времени я пополнила уголок мини-театра :
• Пальчиковый театр (куклы – головки).
• Теневой театр (плоскостные куклы на освещенном экране в виде силуэтов).
• Театр игрушек (любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу).
• Театр из картона (картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки).
• Театр на фланелеграфе.
• Театр рукавички.
• Театр кукол с «живой рукой».
• Театр на магнитах.
Затем с детьми освоили мини постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок"., провела цикл занятий «Кошки-мышки».
Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставил ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Конечно, не все дети могут участвовать в спектаклях, ведь это игра для зрителей, а многие дети очень застенчивы. С такими детьми проводила игры-драматизации. Дети играли для собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли другим.
Игровые ситуации позволяли детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Они вызывали у детей большой интерес и переносились ими в самостоятельные игры, сопровождались высокой речевой активностью.
Вместе с тем, некоторым детям по-прежнему было трудно самостоятельно составить предложения по ситуации, они лишь договаривали отдельные слова, фразы. С целью создания у детей интереса и желания участвовать в последующей деятельности детей приглашали в комнату сказок. В ней их встречали Торопыжка и бабушка-сказительница. "Как сказки получаются? – спрашивала я у сказительницы. Она отвечала: "Сказок и рассказов я много знаю, люблю их рассказывать детям, а вот, как они получаются, не знаю, а может и знала да забыла. Стара я стала". Тогда обращались к детям с вопросами, которые помогали вспомнить, как сказки или рассказы могут начинаться, заканчиваться. ("С чего бы вы начали составлять рассказ или сказку?" Дети отвечали: "Жили-были. ", "В некотором царстве. ". " А я бы начала со слова: "Однажды. " и т. д.) "Как можно закончить рассказ или сказку?" - спрашивали у детей дальше. ( Ответы: "Вот и сказке конец. ", "Стали жить-поживать. ").
В ходе организованной образовательной деятельности обращалось внимание на то, что и в рассказе, сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний были использованы готовые ситуации. Детям предлагала: "Помоги мне, пожалуйста. Я буду рассказывать свою историю (сказку, а ты показывать её". (Ребёнок внимательно слушал и расставлял фигурки на фланелеграфе или игрушки).
"Я уже приготовила игрушки, чтобы рассказать Олегу и Саше вчерашнюю историю. Ведь их не было в детском саду, но мне нужна твоя помощь. Ты очень внимательно слушал рассказ, а я забыла некоторые слова. Давай расскажем историю вместе".
В качестве усложнения предлагалось придумать рассказ. Торопыжка приносил детям игрушки и просил придумать про них новые сказки или рассказы, которые можно показать маме или младшим детям. С этой целью каждому ребенку предлагали набор игрушек или фигурок для фланелеграфа ( набор игрушек: кукла, слоненок, еж; набор фигурок для фланелеграфа: лес, колобок, девочка, еж, с помощью которых можно придумать рассказ или сказку. Детям нужно было рассмотреть игрушки, фигурки и отобрать те, которые понравились. Затем обговаривалась ситуация, по которой он будет рассказывать. В том случае, если ребенок не справлялся с заданием, привлекала к помощи детей группы (в ходе занятия опрашивалось 6-7 детей, остальные имели возможность высказаться в свободных играх, в самостоятельной деятельности)
В самостоятельной деятельности дети часто использовали предлагаемые игрушки, фигурки на фланелеграф. Придумывали и разыгрывали ситуации друг перед другом (получался импровизированный театр). Вместе с тем было отмечено, что часто они скачкообразно переходили в рассказе от одной части к другой, использовали короткие предложения, однообразные связи.
Благодаря централизованным занятиям у детей развилась активная речь, и выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывали говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали использовать некоторые средства выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Моя работа с детьми старшего возраста была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включились в процесс игрового общения с театральными куклами.
Самое трудное в работе с детьми по театрализованной деятельности – это добиться единства слова и действия.
Дети подросли, и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей группе моей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
В работе с детьми я использовала:
- многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
- игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению;
- «Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки.
- театрализованные игры-ситуации на развитие коммуникативных навыков, связной речи. (приложение №3).
За счет освоения централизованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Так же умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.
В подготовительной группе я направила свою работу на углубление интересов детей к определенному виду театрализованной игры, повышение интереса к театральной культуре, способности к самовыражению, старалась поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, обращала внимание на умение детей свободно владеть связной речью.
Наблюдая за детьми, я заметила, что яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. У детей наблюдается развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Общение со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу и при анализе результатов становится более позитивным благодаря умению пользоваться связной речью и богатому активному словарю. Дети более ярко и разнообразно стали проявлять самостоятельность в театрализованной игре. Их интерес к творчеству стимулировался в процессе придумывания театральной игры и воплощения задуманного образа с помощью различных средств выразительности и связной речи.
С детьми подготовительной группы был создан проект «В гостях у сказки». (приложение № 4).
Работе с родителями я уделяла большое внимание. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Они оказывали помощь в изготовление различных видов театров, декораций. Дети могут с помощью родителей сами сделать разные виды кукол: плоские бумажные, на палочках, из перчаток, из овощей и фруктов. С целью обогащения игрового опыта, речевой активности детей я использовала различные формы взаимодействия с родителями:
- анкетирование; (приложение №5).
- родительские собрания; (приложение № 6).
- консультации «Как устроить домашний театр для детей». (приложение №7)
- домашний театр «Играем в прибаутки и сказки»
- советы и рекомендации «Какие игры и игрушки необходимо приобрести ребенку»;
- дни открытых дверей;
- КВН. (приложение №8)
- фотовыставки совместных работ детей и родителей;
- мастер – классы по изготовлению настольных театров;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений;
- участие родителей в групповых проектах;
- участие родителей в групповых викторинах;
- использование видеозаписи занятий и самостоятельной игровой деятельности детей.
- практикум «Как играть с детьми дома».
В результате проведенной работы повысился уровень заинтересованности, увлеченности, участия родителей: 56% родителей стали активными участниками театрализованных представлений, 88 % вовлечены в жизнедеятельность группы.
Таким образом, в театрализованной деятельности заключен богатейший материал, используя который я помогаю войти ребенку в более интересный мир, раскрываю жизнь для него в новых чертах и образах, формирую умения связанно выражать свои мысли в речи.
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
III этап. Контрольный эксперимент.
Задача: Заключительное диагностирование уровня влияния театрализованной деятельности на развитие связной речи и коммуникативных навыков детей.
Анализ данных диагностики показал, что отмечается динамика развития связной речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Мы видим следующие результаты:
Результаты диагностирования экспериментальной группы:
Высказывается простыми распространенными предложениями - 20 детей - 100% (высокий уровень).
Грамматически правильно строит сложные предложения – 18детей –90% (высокий уровень, 2детей – 10% (средний уровень,
Строит связный рассказ – 18 детей – 90% (высокий уровень, 2детей – 10% (средний уровень).
Инициативно высказывается в диалоге - 19 детей – 95% (высокий уровень, 1 ребенок – 5% (средний уровень,
Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы – 18 детей – 90% (высокий уровень, 2 детей – 10% (средний уровень).
Результаты диагностирования контрольной группы:
Высказывается простыми распространенными предложениями - 16детей -80% (высокий уровень, 4 детей – 20% (средний уровень.)
Грамматически правильно строит сложные предложения – 13детей – 65% (высокий уровень, 7детей – 35% (средний уровень,
Строит связный рассказ – 13 детей – 65% (высокий уровень, 7 детей – 35% (средний уровень).
Инициативно высказывается в диалоге - 17 детей – 85% (высокий уровень, 3 детей – 15% (средний уровень,
Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы – 11 детей – 55% (высокий уровень, 9 детей – 45% (средний уровень). (приложение №8)
Следовательно, работа по внедрению в педагогический процесс театрализованной деятельности, с целью развития связной речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста была эффективна и дала положительный результат.
Использование театрализации в разных видах деятельности в сочетании с интеграцией образовательных областей дает положительный результат в речевом развитии детей.
Новизна: Для того чтобы методы и приемы работы по развитию связной речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста стали наиболее эффективными, необходимо использовать театрализацию в разных видах деятельности в сочетании с интеграцией образовательных областей.
Заключение.
В формирование коммуникативной компетентности как средство развития связной речи наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализации можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование связной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:
5. Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста коммуникативной компетентности как средства для развития связной речи.
6. Изучена проблема применения театрализованной деятельности в педагогическом процессе.
7. Внедрение театрализованной деятельности в педагогический процесс с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста.
8. Подтверждена целесообразность организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Адресная направленность.
Моя работа по формированию коммуникативной компетентности как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность соответствует целям и задачам дошкольного воспитания и обучения, что доказывает её целесообразность и необходимость использования педагогами дошкольных учреждений, учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня и родителями.
Список используемой литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М. : Издательский центр "Академия", 2006.
2. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005.
3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
4. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2006.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.
6. Гербова В. В. Учусь говорить. М., 2000.
7. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2004.
8. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
9. Ивановская О. В., Гадасина Л. Я. Сказочное развитие речи. СПб., 2000.
10. «Истоки» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : «ТЦ Сфера», 2011.
11. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград, «Учитель», 2007.
12. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2001.
14. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.
15. Мерзлякова С. И. Фольклор-музыка-театр. М. : Владос, 2003.
16. Ребёнок в мире сказок. Сост. О. П. Власенко. – Волгоград, «Учитель», 2007.
17. Синицына Г. Д. Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованных играх. Минск, 2004.
18. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с.
19. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10.
20. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. : Владос, 2001.