Лариса Новикова
Коммуникативная компетентность педагога в общении с детьми (семинар-практикум)
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, - делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.
Публикация «Коммуникативная компетентность педагога в общении с детьми (семинар-практикум)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.
Успешность формирования конструктивных моделей поведения определяется способностью педагога находить и реализовывать действенный способ коммуникативного решения задач воспитания.
Значимость коммуникативной компетентности как важной характеристики педагога дошкольного учреждения декларируется сегодня на нормативном, научно-теоретическом и методическом уровне. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности показывает, что далеко не все педагоги соответствуют требуемому уровню развития коммуникативной компетентности. Это ставит задачу создания комплексной системы мер по совершенствованию психологической подготовки и переподготовки дошкольных педагогов в данном направлении.
В современной психологической науке проблема коммуникативной компетентности приобретает все большую популярность. Сегодня накоплен достаточный теоретический и эмпирический материал как в отечественной (Л. А. Петровская, М. И. Лукьянова, А. А. Попова, Ю. Н. Емельянов, СВ. Кондратьева, Т. Н. Щербакова, так и в зарубежной психологии (Дж. Равен, Р. Селман, Г. А. Шредер, М. Аргайл, К. Рубин). Описаны ее феноменологические и инструментальные характеристики, выявлена структура, механизмы и факторы развития, но область проблематики профессиональной коммуникативной компетентности работающих с детьми дошкольного возраста педагогов не достаточно исследована.
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности педагогов обусловлена той ролью, которую занимает грамотное общение в профессиональной деятельности воспитателя. Эффективность модернизации системы дошкольного образования напрямую зависит от уровня профессионализма педагогов, одной из базовых характеристик которой выступает коммуникативная компетентность.
В отечественной психологии развития общение со взрослым для малыша служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и присваивает общественно-исторический опыт.
В ДОО необходимо осуществлять системную работу по повышению уровня коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса.
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее ее готовность решать проблемы, коммуникативные задачи, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, средствами привлечения адекватных для их решения компетенций, наличие мотивации,
коммуникативных способностей, определенных свойств личности и психических состояний.
Душевно неграмотен тот, кому ничего не говорит выражение чужого лица, кто не заметит радости или печали в чужом взгляде… Нужно уметь читать по лицу, нужно учиться этому, особенно воспитателям. Воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в коллективе, детской группе, работе с родителями.
Поэтому нужно проводить работу над совершенствованием у воспитателей следующих коммуникативных умений :
- публично выступать
-создавать атмосферу сотрудничества
-регулировать отношения между детьми
-управлять своим поведением
-четко и убедительно излагать свои мысли
-понимать внутреннюю позицию
-владеть демократическим стилем общения
-целенаправленно строить общение и управлять им
Разумно и своевременно перестроить свои мысли с учетом ответной реакции.
Важную роль в формировании коммуникативной компетенций воспитателя играет практикум. Приведу в качестве примера одно занятие по этому направлению.
Практикум «Познай себя»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагога.
Задачи:
- формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств общения
- проверять, уточнять, обобщать свой опыт взаимодействия
- актуализировать рефлексию педагога относительно коммуникативных умений
- развивать чувство открытости и доверия
- проявлять уважение к индивидуальности других
- уметь общаться друг с другом
Правила:
- конфиденциальность всего происходящего в группе
- доверительное отношение друг к другу
-выполнение условия «здесь» и «сейчас»
-отсутствие оценочных суждений
-работа по кругу, активность
***
едущий. Уважаемые коллеги!
Пусть слова сверкают золотом.
И не год, не два, а целый век.
Человек не может жить иначе.
Человек – на то и человек!
Э. Асадов
Сегодня мы собрались здесь для общения. Тема нашего занятия «Познай себя». Опишите, пожалуйста, ожидания от этой работы, свое состояние и настроение на данную минуту.
Проводится письменная рефлексия.
Упражнение 1. Приветствие «Имя по кругу»
Участники встают по кругу и называют свое имя и род деятельности, которым они занимаются.
Упражнение 2. Игра-раскрепощение «Имя в движении»
Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое имя и показывает простое любое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. Итак, все по очереди еще раз знакомятся.
Упражнение3. Разминка «Поменяйтесь местами»
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т. п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в мероприятии и др.
Например, меняются местами те, кто:
• Работает всю жизнь в данном учреждении
• Работает в настоящее время по новой программе
• Любит свою работу
• Работает педагогом уже более 10 лет
• Мечтал быть педагогом с детства
• Первый раз участвует в конкурсе и т. д.
Рефлексия. После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, все меняются местами.
Упражнение 4. Коммуникативная гибкость «Почему хорошо и почему плохо»
Формирование устойчивости и распределения внимания в диалоге, умения встать на место другого. «Я скажу несколько предложений, оценив некоторое явление положительно. Мой сосед слева должен повторить мое последнее предложение и сказать, почему это плохо. Ваш сосед слева повторит Ваше последнее предложение и скажет, почему это хорошо и т. д. Например, «Работать воспитателем в ДОУ хорошо, потому что женщина занята полдня и может больше времени уделить семье». Следующий участник: «Женщина может уделять много времени семье, и это плохо, так как…». Рефлексия: обратить внимание на то, что испытывали участники, какие трудности возникали, к каким выводам пришли.
Упражнение 5. На развитие позитивного самовосприятия «Кто Я?».
Предлагается честно и откровенно закончить предложения:
• Я горжусь собой, когда Я…
• Я симпатичный человек, потому что…
• У меня есть такие два замечательных качества…
• Одна из самых лучших вещей, которые я сделал в своей жизни…
Вопросы для обсуждения:
• Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?
• Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?
Упражнение 6: «Этюды»
Цель: получить навыки взаимодействия и взаимосвязи, используя невербальный язык общения.
Упражнение проводится в парах. Участникам предлагается выполнить этюды на следующие темы:
• Игра в мяч;
• Пилка дров.
Упражнение 7: «Пойми рисунок»
Цель: понять законы общения, сложности передачи и приема информации.
Участники становятся в ряд друг за другом. Тому, кто стоит в конце ведущий дает карточку, на которой нарисовано (солнце, человек, цветок и т. д.) Задача в том, чтобы нарисовать на спине следующего участника понятие, которое указано на карточке. Тот, у кого рисуют на спине, должен угадать и нарисовать на спине впереди стоящего.
Упражнение 8. Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается поудобнее сесть, закрыть глаза, представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же, Хочется радоваться и улыбаться и забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок вашего детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким, наивным, счастливым ребенком, а уж он точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться».
Подведение итогов
Рефлексия: что больше всего понравилось на практикуме? Что нового из занятия вынес каждый участник? Произошло ли в ходе занятия, что кто-то открылся для Вас с новой стороны? Какова была степень Вашей включенности в занятие (по 10-балльной шкале? Что мешало быть более активной, включенной в занятие? Какие неприятные моменты в ходе занятия пережили? Ваши пожелания составителю.