МААМ-картинки

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Ольга Ушарова
Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.

Публикация «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Всю работу я разделила на 5 этапов:

Этапы работы:

1 этап:

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

2 этап:

Планирование работы по самообразованию

3 этап:

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

4 этап:

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

5 этап:

Подведение итогов самообразования

Цель :

определить, каковы особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старших дошкольников.

Объект исследования:

процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования:

особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

предполагается, что целесообразное и систематическое планирование и использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;

2. Раскрыть методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

3. Разработать план педагогической работы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ.

4. Выработать методические рекомендации для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

На первом году моей работы я изучила литературу, по которой в дальнейшем осуществляла работу с детьми старшего дошкольного возраста в сфере нравственного воспитания и формирования у детей культуры поведения.

Для начала я проследила и проанализировала, какие у детей уже сформированы задатки культурного поведения. Это отслеживалось в обращении детей друг с другом, в том как дети ведут себя за столом при приёме пищи, как ведут себя на занятиях, как общаются в игровой деятельности, просматривалось поведение детей во время прогулок, во время общих праздников и экскурсий в библиотеки, в школу, к памятникам и т. д. Также проследила культуру общения детей с сотрудниками и с родителями, т. е со взрослыми. Из наблюдаемого были сделаны выводы, что дети не в полном размере владеют нравственными качествами и нормами культурного поведения.

Поэтому на втором этапе была с детьми проведена следующая работа:

- были проведены беседы с детьми на темы «Культура поведения детей в общественных местах», «Культура поведения детей в общественном транспорте» «Культура поведения детей за столом», «Культура общения детей с друзьями», «Как можно и как нельзя себя вести с родителями», «Как нужно правильно отдыхать в лесу и на водоёме».Процесс нравственного воспитания прослеживался в образовательной деятельности, на таких занятиях как развитие речи, чтение художественной литературы, на музыкальных занятиях, рисовании, где они осваивали правила учебного поведения, формировались целенаправленность, ответственность, волевые качества. Также работа в этом направлении велась в трудовой и игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, народные, театрализованные, музыкальные, игры со строительным материалом) в организации совместных с родителями развлечений (родительских собраний, КВНов, спортивных соревнований, праздниках, чаепитий, в организации развлечений с детьми («День рождений», просмотров фильмов, соревнований с детьми других групп, развлечений по текущей тематике, в конкурсах, экскурсиях. Прослеживалось бережное отношение детей к вещам, игрушкам, книгам, природе.

Несмотря на то, что на первом году моей работы я планировала изучение и подбор литературы, я :

- участвовала в Креатив-фестивале «Надежда» с работой на тему «Весёлые бусинки». Перед фестивалем Аней Сопельняк, участницей конкурса, была представлена презентация этой работы «Весёлые бусинки» перед детьми подготовительной группы, где моей целью было раскрытие перед детьми дошкольного возраста социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, а также воспитание у детей эстетическое и нравственного отношение к действительности.

- было проведено открытое мероприятие с детьми моей группы на тему «Веснянка», целью которого было приобщить детей к культуре празднования народных праздников.

На втором году моей работы:

- приняла участие в межригиональном конкурсе под названием «Что такое хорошо и что такое плохо», совместно с ребёнком, Решетниковой Владой, были выполнены задания в электронном виде и отправлены на конкурс. Участвуя в конкурсе, я преследовала цель – приобщить детей к нравственным нормам и культуре поведения при принятии утреннего туалета, при поведении детей в группе, во время сна и во время принятия пищи, при соблюдении режима дня дошкольника.

Из всего изложенного сделаю вывод, что дети стали намного лучше вести себя в общественных местах, стали соблюдать правила поведения за столом во время принятия пищи, стали намного вежливее со взрослыми и в отношениях между собой. В дальнейшем я планирую совершенствовать привитые детям нормы нравственного воспитания и культуры поведения на всех этапах образовательного процесса.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 сентября 2014 в 20:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ушарова (УИ 230445) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД