Ирина Логинова
Конкурс как форма повышения творческого потенциала педагогических работников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Наше время – время перемен. Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества стали актуальны в условиях современного мира. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.
Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности, гражданственности.
Публикация «Конкурс как форма повышения творческого потенциала педагогических работников ДОУ» размещена в разделах
Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала дошкольников.
Быть способным к анализу и творческой переработке информации педагогам помогает методическая работа. Старший воспитатель, зная своих коллег, их достижения, недостатки, возможности каждого, планирует разные формы работы. Одной из форм методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность в нашем детском саду являются конкурсы. Участвуя в них, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы. Конкурсы приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу.
Важно помнить, что конкурсы – это не самоцель. Они не должны придумываться или проводиться для «галочки». Необходимость конкурса должна «вызреть» в практике работы, должна быть подсказана современностью.
Конкурс – интересное и волнующее событие в жизни каждого конкурсанта, возможность по-иному взглянуть на себя и на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других.
Мотивация конкурсов, проводимых в детском саду, постепенно менялась. Если в начале воспитатели участвовали только для «галочки», затем стремились получить как можно больше грамот, то сейчас их больше интересует содержание конкурса и возможность получить удовлетворение от творчества. Активность педагогов также год от года растёт.
Участие в конкурсах влияет на становление педагога как профессионально компетентной, саморазвивающейся творческой личности. Это повышает его авторитет в глазах родителей детей.
Главные концептуальные положения, в соответствии с которыми мы организуем конкурсы, - высокий профессионализм, продуктивность, творчество педагогов.
При подготовке к конкурсу педагоги обращаются за помощью к родителям, детям. Это их сближает, появляются тесное взаимодействие, стойкий интерес к конкурсу, чувство соперничества между группами.
Содержание и тематика конкурсов, прежде всего, зависят:
от годовых задач, стоящих перед детским садом;
приоритетных направлений развития;
интересов педагогов.
При подготовке и проведении конкурса необходимо выполнить следующее:
точно обозначить тему конкурса;
разработать Положение о конкурсе и заранее ознакомить с ним педагогов;
порекомендовать педагогам специальную литературу для самостоятельного изучения;
ознакомить всех педагогов с итогами конкурса (на педагогическом совете);
поощрить педагогов (морально – грамотами, благодарственными письмами, дипломами, сувенирами или материально, исходя из возможностей детского сада);
оформить после конкурса выставку (поделок, фотографий, рисунков и т. д)
Примерные темы конкурсов, проводимые в нашем детском саду:
«Какие краски у Осени?» (на лучшую поделку из природного материала);
«Мисс Клумба» (на лучшую разработку «клумбы» детского сада);
«Огород на окне»;
«Новогодняя фантазия» (на лучшую новогоднюю игрушку);
«Центр физкультуры и здоровья» (на лучший физкультурный уголок);
«Природа родного края» (на лучшее фото о природе);
«Конкурс семейных новогодних газет»;
«Конкурс на лучшее оформление групп к Новому году» и др.
Этапы подготовки и организации конкурса.
На первом этапе старшему воспитателю необходимо:
разработать Положение о конкурсе среди педагогов, детей и родителей ДОУ и ознакомить с ним педагогов;
подобрать журналы, открытки, иллюстрации на данную тему;
оказать помощь педагогам в замысле, сборе материалов.
На втором этапе в задачи каждого воспитателя, участвующего в конкурсе, входит:
самостоятельное изучение Положения;
ознакомление с Положением родителей;
ознакомление с подборкой литературы, открыток, иллюстраций;
придумывание замысла;
сбор материала для изготовления поделки;
привлечение родителей и детей к изготовлению поделок;
совместная с детьми и родителями подготовка конкурсной работы;
представление работ в указанные сроки.
На третьем этапе жюри конкурса :
разрабатывает критерии, по которым будут оцениваться работы : замысел, оригинальность, трудоёмкость, использование нетрадиционного материала, эстетичность;
бальную систему для оценки работ;
оценивает работы по выработанным критериям, подсчитывает набранные баллы, распределяет призовые места (если есть необходимость, проводится голосование).
Четвёртый этап в организации конкурса входит в функции заведующего и включает в себя:
приобретение призов и сувениров;
изготовление дипломов;
награждение (на педагогическом совете).
На последнем, пятом этапе старший воспитатель и педагоги :
организуют выставки в музыкальном зале и фотографирование;
украшают поделками групповые комнаты;
оформляют фотоальбомы.
На этом же этапе происходит обобщение и распространение опыта работы ДОУ.
Личная профессиональная позиция: «Дорожить честью детского сада, уважать своих товарищей по педагогическому труду, повышать авторитет профессии».
Конкурс – соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников.
Смотр-конкурс – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать свои результаты путём сравнения своих способностей с другими.