Наталья Кононова
Игра в подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в подготовке детей к школе
Кононова Н. В. магистрант Иппо ГБОУ мгпу, Научный руководитель Куликова Т. А.
В настоящее время значительная часть детей приходят в школу как «недоигравшие» дети. Игра уходит из жизни современных детей, и в этом во многом повинны взрослые – родители, педагоги, которые не осознают в полной мере, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие ребенка-дошкольника. Их больше волнует проблема подготовки ребенка к школе, причем понимают ее как обучение чтению, письму, счету. Попытки преждевременного обучения детей школьным умениям приводит к сворачиванию игровой деятельности, что затормаживает естественный процесс мозгового созревания. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании у детей школьной мотивации. Зависимость между сформированностью игровой деятельности и успехами в школе определяется ее влиянием на развитие универсальных предпосылок учебной деятельности и просматривается на любом виде игры.
Публикация «Игра в подготовке детей к школе» размещена в разделах
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основной деятельностью является учеба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Игровая деятельность может иметь место на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке ребенка к школе.
Игра в старшем дошкольном возрасте представляет собой особую деятельность, очень важную для развития личности ребенка в целом, в том числе и для формирования готовности к систематическому школьному обучению. Каждый возрастной период, в том числе и дошкольный, характеризуется новообразованиями, которые облегчают переход к последующей жизненной ступени. Согласно возрастной периодизации психического развития Л. С. Выготского [], центральным новообразованием дошкольного развития является воображение.
Многие авторы (В. В. Давыдов [2] ЕЕ. Кравцова [3] и др.) указывают на воображение как основу человеческого творчества. Они связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский [1], является наличие мнимой или воображаемой ситуации.
На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность, указал В. В. Давыдов [2]. Это способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями/ Так кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия (“помыл” руки из воображаемого крана). Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например, моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.
Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, прибегая к словам “понарошку”, “как будто”, “по правде так не бывает”.
В свое время Жан Пиаже, характеризуя ребенка первых семи лет жизни, ввел понятия «эгоцентризм мышления», «эгоцентрическая речь», обозначив ими неспособность ребенка различать собственной и чужой точки зрения, неумения увидеть ситуацию глазами партнера. Преодолению детского эгоцентризма мышления спсобствуют разные виды детской игры. Именно в игре, отмечает В. В. Давыдов [2],у ребенка вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами другого человека, в пределе всего человеческого рода. Дети 5-7 лет моделируют в играх реальные отношения между людьми, и содерданием игр становятся социальные отношения, общественный смысл дейтельности взрослого человека.
На развитие этой способности направлена технология формирования игровой деятельности детей, предложенная Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротквой [5], когда детей обучают способам действий с предметами, ролевого поведения, сюжетосложению. Предлагаемые практике приемы обучения детей комментированию своих игровых действий, смене ролей в игре на одну тематику, несомненно направлены на то, чтобы дети видели партнеров по игре, считались с их точкой зрения, учитывали изменение игровой ситуации. Играя, ребенок приобретает возможность смены позиции на другую, координации разных точек зрения. Умение посмотреть на то или иное событие глазами персонажа, роль которого он выполняет, подготавливает ребенка к восприятию учителя, осознанию его роди как носителя знаний и необходимости воспринимать их, даже если они расходятся с собственной позицией.
В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел игры и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника, которому предстоит инициативно и творчески решать различные задачи, выполнять учебные задания.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Именно к этому школьной готовности предъявляются особые требования. В первом классе ребенку придется делать не только то, что ему хочется, но и то, что потребует учитель, управлять своим поведением, умственной деятельностью (вниманием, мышлением, памятью). Необходимо на ступени дошкольного детства воспитывать мотив достижения цели, сформировать у будущего школьника отношение к трудностям, умение их преодолевать. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образцов поведения, которому следует ребенок и контроля (А. Н. Леонтьев [4]). В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение ребенок изображает. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со строны товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом –– каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.
Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что относительно легко дается в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Тем не менее, к переходу в школу ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, а регулирующие его поведения образы становятся все более обобщенными (в отличие от конкретного персонажа а игре).
Благодаря механизма соподчинения мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего дошкольного возраста. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения создаются в ролевой игре, играх с правилами.
Особо следует сказать о роли игры в формировании социальной готовности ребенка к школе, в структуре которой значительное место занимает общение с сверстниками. Полноценному общению друг с другом дети учатся в игре. Старшие дошкольники договариваются друг с другом, обмениваются замыслами в отношении тематики игры, распределяют роли, предварительно готовят необходимую атрибутику. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнение правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально
насыщенную для них деятельность. В игре у детей формируются отношения со сверстниками: необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими; появление «кооперативно-соревновательного» типа общения, который начинает формироваться еще в игре с правилами. Игра много дает для формирования у детей системы «ответственной зависимости», то есть учить обращать внимание на их состояние, учитывать это состояние, игровые интересы друг друга, уступать, предвидеть, что огорчит, обрадует. Предпосылки такой социальной зрелости дошкольника формируются в всех аи\видах деятельности, но особенно – в театрализованной.
Что отличает старшего дошкольника от младшего школьника? Прежде всего – ведущий вид деятельности. У дошкольников это игровая деятельность, у школьников – учебная. Однако развитая игровая деятельность во многом закладывает предпосылки учебной деятельности. Это умения определять (принимать) цель деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; планировать деятельность, ориентируясь на ее результат, сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ деятельности; ориентироваться на систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять его задания, предлагаемые в устной форме; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном.
Вывод один: подготовить ребенка к систематическому обучению, обеспечить его успех в школе возможно, если все взрослые (педагоги, члены семьи) осознают особую роль игры в развитии ребенка, поймут её непреходящее значение и помогут формированию игровой деятельности ребенка.
Литература
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. – М: Педагогика, 1957.
2. Давыдов В. В. Требования современного начального обучения к умственному воспитанию детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. –1970. –№ 4.
3. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника, –М. : Просвещение, 1996.
4. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры /
А. Н. Леонтьев// Проблемы развития психики. – М. : Педагогика, 1981. –
С. 481-508.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком– М. : Просвещение, 2001