Дина Шарипова
Конспект аттестационного мероприятия. Деловая игра с педагогами «Путь к успеху»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышать теоретический уровень педагогов.
План:
1. Вводная часть: вступительное слово «Грамотная речь - залог успеха».
2. Основная часть: деловая игра.
3. Заключительная часть: подведение итогов, памятки.
Ход игры.
1. Вводная часть.
«Детям очень много можно объяснить,
лишь бы объясняющий сам понимал ясно предмет,
о котором взялся говорить с детьми и умел
говорить человеческим языком».
Публикация «Конспект аттестационного мероприятия, Деловая игра с педагогами „Путь к успеху“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Н. Г. Чернышевский
Усвоение языка начинается человеком с момента появления его на свет и продолжается почти всю жизнь. Поэт Е. Винокуров писал:
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо слова возникает сразу.
Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот открыть». Потенциальные возможности языковой системы не только достаточны для того, чтобы сообщать информацию, но и позволяют воздействовать на сознание слушателя и при этом вызвать к ней желаемое отношение. Однако используется разнообразие языка каждым человеком по-разному. Поэтому одни обладают высокой культурой речи, другие же едва овладевают речевой грамотностью. Одни только говорят, другие умеют разговаривать.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. Поэтому искусство говорить нужно для социальной реализации своих творческих потенций. Ведь овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал педагог В. А. Сухомлинский. Слово умное, уместное, доброе, точное, выразительное, доступное и правильно понятое, преобразует нашу жизнь, делает ее добрее, богаче, если, конечно, умело им пользоваться.
Поэтому словом – свободно и грамотно – должен владеть любой педагог. Учитель – это не тот, кто говорит, а тот, кого слушают.
Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. От грамотного выражения педагога, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
В исследованиях Е. И. Тихеевой и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют :
• Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
• Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
• Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
• Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
• Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
• Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
• Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Для совершенствования речи педагогов предлагаю провести деловую игру «Словесная мозаика».
2. Основная часть.
Правила игры:
• Работать дружно, согласованно;
• Соблюдать порядок и тишину;
• Уметь слушать других;
• Отвечать громко, но не хором.
«Блиц-опрос».
Вопросы:
1. Чем отличается звук от буквы?
2. Назовите количество букв в слове сколько.
3. У кого глаза велики?
4. Назовите двусложное слово из открытых слогов.
5. Назовите год основания города Учалы.
6. Назовите всегда твердый согласный.
7. Назови детеныша: кошка-котенок, панда?
8. Сколько звуков в слове пальто?
«Самый внимательный»
Выберите из трех предложенных слов два слова-неприятеля.
1. Друг, подруга, враг.
2. Ночь, сутки, день.
3. Короткий, маленький, длинный.
4. Старый, грязный, новый.
5. Бежать, лежать, стоять.
6. Сухой, высохший, мокрый.
7. Глубокий, низкий, мелкий.
8. Покупать, отдавать, продавать.
«Закончи предложение»
1. Земля покрыта снегом, как …
2. Дверь в комнате скрипит, как …
3. Дети в группе галдят, как …
4. Мысль в моей голове засела, как …
5. На улице темно, как …
6. Мокрое платье выглядит, как …
7. Солнце нещадно палит, как …
8. Ветер завывает за окном, как…
«Устами младенца» (видео запись)
Отгадать предметы и явления, о которых говорят дети.
«Комментаторы»
Короткий комментарий к цитате.
1. Нет никаких гарантий, что ваш собеседник слышит то, что вы хотели бы ему сказать.
2. Того, кому доверяют, за руку не держат.
3. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
«Скажи по-другому»
Солнце светило ярко
«Подбери прилагательное»
1. Глаз, меч, язык (острый)
2. Зависть, кошка, дыра (черная)
3. Логика, маска, воля (железная)
4. Анекдот, ветер, кефир (свежий)
3. Заключительная часть.
Притча
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу мы взяли не случайно. Ведь все действительно в наших руках, развивайтесь, творите, познавайте неизвестное. Благодарю вас за активное участие. В память о нашей встрече разрешите вручить вам памятки «Правила слушания собеседника», «Советы, желающим овладеть культурой общения».