Лариса Назарова
Сценарий брейн-ринга для детей подготовительной к школе группы «Курая задушевный звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект брейн -ринга
в подготовительной к школе группе
на тему
«Курая задушевный звук»
Программное содержание.
Учить:
-узнавать звучание, правильно называть башкирский народный инструмент - курай;
-закрепить знание детьми его строения;
-учить распознавать среди других растение, из которого изготавливают курай;
-закрепить знание стихов и легенд о курае;
-продолжать учить детей рисованию нетрадиционным способом (с помощью речного песка и клея);
Публикация «Сценарий брейн-ринга для детей подготовительной к школе группы „Курая задушевный звук“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2014
-закрепить знания детей государственной символики РБ.
Развивать:
-умение детей по слову воспитателя выполнять задания;
-выразительность при чтение стихов;
-смекалку.
Воспитывать:
-любовь к родному краю;
-гордость за свою республику;
-командный дух;
-умение действовать по принципу «один за всех и все за одного».
Активизация словаря:
курай, дудник, дягиль, легенда, егет, хан, аул, символ, флаг, герб, республика.
Материал:
-волшебная коробочка с медалями;
-изображение флага и герба РБ;
-эмблемы 2 командам;
-2 красных флажка;
-табло;
-жетоны;
-2 набора картинок лесных растений (по 3 штуки);
-речной песок в мисочках;
-4 стола, стулья;
-клеёнки;
-кисти;
-клей;
-салфетки;
-музыкальный центр;
-аудиокассеты с записью башкирских народных мелодий;
-атрибуты для игры «Курай»;
- 2набора цветных кубиков, 2 эмблемы «цветок курая»;
-2 набора схематичных рисунков к легендам о курае;
- песочные часы.
Предварительная работа:
-посещение этнографического мини-музея д. /с № 234;
-чтение башкирских народных сказок и легенд;
-разучивание песен, стихотворений о курае, Башкортостане, об Уфе;
-рассматривание изображений лекарственных трав РБ;
-нетрадиционное рисование песком, опилками;
-слушание башкирских народных мелодий;
-дидактические игры.
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Дорогие гости, встречайте наших участников, команду «Акбузат» и её капитана - Лашманову Карину, и команду «Толпар» во главе с капитаном-Айкашевой Камиллой.
В зал под музыку входят 2 команды детей, садятся за столики друг против друга. На груди у каждого участника эмблема команды.
Ведущий: Уважаемые участники игры «Брейн-ринг», давайте поприветствуем наших гостей, и, разрешите представить членов жюри:
1)Заведующая: Исламова Руфина Фардатовна.
2)Педагог-психолог: Хазиакбарова Инзиля Маулизяновна
3)Преподаватель английского языка: Пиксаева Ирина Алексеевна.
Ведущий: Вчера в наш детский сад пришла посылка и письмо, в котором нам предлагается сыграть в игру «Брейн - ринг». Это предложение мы с вами приняли. А в волшебной коробочке лежат разноцветные кубики-задания. Итак, играем! Ребята, я вам напомню правила игры «Брейн-ринг». Я буду давать вам задания, а вы их выполнять. На столах находятся красные флажки, которые должны поднимать капитаны, если у команды готов ответ. За каждый правильный ответ на вопрос даётся жетон, который выставляется на табло. Подсчитав в конце игры жетоны, жюри определит победителя.
Ведущий: Тема нашей игры – курай. И я объявляю 1 конкурс. Внимание: музыка! Послушайте запись трёх музыкальных фрагментов и определите, в каком из них звучит курай: в первом, втором или третьем? На обсуждение вопроса вам даётся одна минута. Как только будете готовы, поднимайте флажок.
Звучит аудио запись башкирской народной мелодии
«Уралым», исполняемой на кубызе, курае, гармони.
Ответы.
Ведущий: Давайте ребята, предоставим слово жюри. Скажите, пожалуйста, как вы оценили первый конкурс?. Спасибо.
Ведущий: Уважаемые игроки! В следующем конкурсе вам нужно будет правильно определить растение, из которого изготавливается курай, и сказать, какое у него есть ещё название. Рассказать об основных правилах изготовления курая. Кто будет готов, поднимет флажок.
Дети определяют верное изображение дудника (или
дягиля) из 3 картинок. Рассказывают основные принципы
изготовления курая.
Ведущий: Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги второго конкурса. Чей ответ был более полным?
Слово жюри, выставление жетонов на табло.
Ведущий: Обе команды постарались, молодцы. Посмотрим, как они справятся с третьим заданием. Вы знаете немало башкирских сказок, легенд. Перед вами наборы схематичных картинок к двум из них. Разложите их в правильной последовательности и расскажите одну из легенд о курае. Не забудьте поднять флажок, когда будете готовы отвечать.
Команды восстанавливают хронологию легенд и одну из них
рассказывают. Жюри подводит итоги
конкурса.
Ведущий: А сейчас-музыкальная пауза. Для участников и гостей нашей игры звучит песня Альфии Зиннуровой «Курай».
Ведущий: Спасибо, ребята, за песню. А сейчас мы продолжаем и четвёртое задание: что означает стилизованное изображение цветка курая, и в какой символике его используют? (Символ государственности РБ: герб, флаг.)
Ответы детей.
Ведущий: Из цветных кубиков и эмблемы – цветка курая - сложите флаг республики Башкортостан. Кто быстрее?
Ведущий: Пока жюри совещается, ребята прочтут стихи о флаге и гербе нашей республики.
Дети читают стихотворения.
Фарзана Губайдуллина.
«Флаг моей республики».
Три цвета носит флаг республики моей.
Окрашен он самой природой-
Цветок курая золотом на флаге-
Древнейший символ моего народа.
Цветок курая - символ дружбы,
Начало положивших единенью
Народов с незапамятных времён.
Сафуан Алибаев.
«Герб Башкортостана».
Герб Башкортостана
В школе на стене:
Салават Юлаев
На лихом коне
Храброго башкира
Солнце освещает,
И герой народный
К миру призывает.
Будущее счастье,
Вечная свобода-
Вот мечты сэсэна
И его народа.
Флаг Башкортостана
И цветок курая,
А вокруг орнамент
На эмблеме края.
Ведущий: Уважаемое жюри! Оцените, пожалуйста, этот конкурс. …Спасибо. Наши ребята знают ещё много стихотворений, и я объявляю конкурс капитанов. Каждый капитан должен представить стихотворение о курае. У чтецов есть возможность заработать 1 очко для своей команды.
Капитаны читают по одному стихотворению про
курай.
Ведущий: Итак, уважаемое жюри, кто же из ребят был более эмоционален, уверен в себе, лучше владел текстом?
Оценки жюри, выставление жетонов на табло.
Ведущий: Ребята, сегодня я принесла вам песок из реки Агидель. И сейчас мы с вами нарисуем цветок курая с помощью речного песка и клея. Это и будет нашим следующим конкурсом. Подойдите, пожалуйста, к столам. На них есть всё, что вам необходимо. Можете приступить к работе.
Самостоятельная работа детей под башкирскую мелодию
«Уралым». Рисунки выставляются для показа жюри.
Ведущий: Уважаемые члены жюри! Я прошу вас подойти и оценить работы ребят по следующим критериям:
-эстетичность,
-аккуратность исполнения.
А мы, пока работы сохнут, давайте поиграем в башкирскую народную игру, которая тоже называется «Курай».
Игра «Курай».
Жюри оценивает детские работы.
Ведущий: Ребята, займите свои места. Нам нужно подвести итог игры вцелом. Для этого сравним количество очков, набранных каждой командой. Прошу капитанов команд подойти к табло и посчитать по - башкирски жетоны у команды- соперницы. Итак, мы видим, что победила … Заключительное слово предоставляем жюри.
Проводится анализ и итог игры. Открывается волшебная коробочка с медалями. Игрокам вручаются медали.
Звучит башкирская народная мелодия «Уралым», воспитатель - ведущий читает стихи.
Ведущий: Башкирия моя!
Земля и небо, моя любовь, мой соловьиный край.
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того, кому не пел курай!
Зазвени-ка на кубызе,
На курае заиграй,
Про Уфу родную спой-ка,
Прославляй башкирский край!
Дорогие ребята, давайте подарим нашим гостям песню на слова Кадыра Даяна «Уфа, город мой!».
Исполнение песни
Ведущий: А на прощанье:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех.
Мелодии курая,
Веселье, песни, смех
Народ не забывает.
Пусть ждёт его успех!
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь.
Скажем всем мы:
Дети: «До свидания!»
Ведущий: До счастливых новых встреч!
План игры «Курая задушевный звук»:
1) Представление команд – участниц игры гостям.
2) Приветствие командами гостей и представление жюри.
3) Напоминание правил игры детям.
4) Музыкальный конкурс (фрагменты).
5) Курай – растение: правильное изображение, второе название,
правила изготовления инструмента.
6) Восстановление хронологии легенд о курае по картинкам, рассказ
одной из них.
7) Музыкальная пауза: песня Альфии Зиннуровой «Курай».
8) Обозначение цветка курая и использование его в символике РБ. Складывание из кубиков флага РБ.
9) Чтение стихов о флаге и гербе РБ.
10) Конкурс капитанов: чтение стихов о курае.
11) Рисование цветка курая песком и клеем.
12) Башкирская игра «Курай».
13) Капитаны считают очки соперников по – башкирски.
14) Итог игры. Награждение победителей медалями.
15) Стихотворение М. Карима «Башкирия моя…».
16) Песня Кадыра Даяна «Уфа – город мой!».
17) Пожелания на прощанье.