Татьяна Зверева
Конспект брейн-ринга с воспитателями на тему «Знатоки земли Югорской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект брейн-ринга с воспитателями на тему
Мероприятие, разработано для повышения уровня знаний воспитателей о родном крае. Цель этого мероприятия - активизировать педагогов на изучение сведений о природе родного края, о коренных народах Югры для качественной и интересной работы с детьми. В конспекте прописаны правила, расписаны задания для команд каждого тура. Задания состоят из вопросов о природе края, быте коренных народов ханты, загадок коренных народов. На финальный тур дается практическое задание. Подготовка к брейн-рингу значительно расширила знания воспитателей и позволила воспитателям более интересно организовывать работу с детьми по изучению родного края.
Публикация «Конспект брейн-ринга с воспитателями на тему „Знатоки земли Югорской“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Правила для игры брейн – ринг «Знатоки земли Югорской»
1. Игра проходит в три тура:
- 1 – ый тур: играют все команды (8 команд);
- 2 – ой тур: полуфинал (4 команды);
- 3 – ий тур: финал (2 команды).
2. Формирование пар проводится с помощью жеребьевки при помощи четырех пар фишек синего, розового, желтого и красного цвета. Команды, взявшие фишки одинакового цвета, становятся противниками в каждом туре.
3. Для каждой пары команд разыгрывается 10 вопросов. Победителем в игре выходит тот, кто набрал большее количество баллов (1 вопрос – 1 балл)
4. Неточный и неправильный ответ не засчитывается.
5. Оставшийся без ответа вопрос отдается зрителям. Зритель, набравший больше всего жетонов, побеждает в личном первенстве.
6. Время ответа на вопрос – 1 минута.
7. На вопрос начинает отвечать та команда, которая первой подает сигнал (световой, звуковой, зрительный).
8. Если команда дает неправильный ответ, ход переходит ко второй команде. Если вторая команда, за оставшееся до окончания минуты время, не дает ответа, вопрос адресуется зрителям.
9. Соперников определяет жеребьевка.
10. Задание третьего тура оцениваются по 3-х балльной шкале:
- за правильно выполненное задание – 3 балла;
- за большинство правильных ответов – 2 балла;
- за частично правильные ответы – 1 балл.
11. Все баллы жюри фиксирует в таблицах, которые подготовлены для жюри на каждый тур.
Вопросы для первого тура
(задания для 8 команд)
Вопросы для первой пары команд
1. Почему Красная книга называется Красной, а не зеленой и не желтой? (красный цвет – цвет тревоги)
2. Какой зверек при загрязнении своей белоснежной шубки может выгрызать это пятно до мяса? (горностай)
Без рук, без ног,
А на небо лезет (дым)
4. Как в тундре называют мошку и комаров? (гнус)
5. Зачем дятел по дереву клювом барабанит? (это своего рода песня для привлечения самочки)
6. Почему медведь зимой спит? (из-за отсутствия пищи)
7. Как называется кочевое жилье хантов - оленеводов? (чум)
8. Ее называют «журавлиной» ягодой (клюква)
9. Что такое караль у хантов? (загон, ограда для оленей)
10. Попугай северных лесов (Клест)
Вопросы для второй пары команд
1. Зона растительного сообщества, где деревья как кусты, мало тепла и влаги (тундра)
2. Зверь наших лесов с самым ценным мехом (соболь)
3. Для кого из животных мухомор является лекарством? (для лося)
4. Птица наших лесов, запасающая кедровые орехи на зиму (кедровка)
5. Чем еж на медведя похож? (тем, то зимой тоже спит и не делает запасов на зиму)
6. Хантыйская загадка:
Посреди снежного поля
Пляшет рыжая лиса (огонь костра)
7. Что такое черное золото? (нефть)
8. Кто такие листопаднички? (зайчата, которые появляются во время листопада)
9. Что такое хорей у коренных народов ханты и манси? (шест для управления оленями)
10. Домашние животные ханты и манси (собаки и олени)
Вопросы для третьей пары команд
1. Легкие нашей планеты? (лес)
2. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево и ветви ее в тени не растут, а у ели наоборот)
3. Назовите несколько назначений хвоста белки (парашют, одеяло, для равновесия)
4. Какую птицу называют лесной кошкой? (сову)
5. Хантыйская загадка:
Не живой, а живого ловит,
Даже волка зубастого успокоит. (капкан)
6. Назовите животных нашей местности, связанных с производством лекарств (медведь, северный олень)
7. Объясните название насекомого слепень, от которого страдают сильно животные (укус такой болезненный, что практически от боли слепнешь)
8. Какие деревья остаются зелеными круглый год в нашей местности? (ель, сосна, кедр, пихта)
9. Что такое малица у народа ханты?
10. Стайные птицы, кочующие по местам произрастания рябины (свиристели)
Вопросы для четвертой пары команд
1. В какой природной зоне мы живем? (тундра, лесотундра, тайга)
2. На каком дереве селится клест?
3. У какой птицы птенцы родятся зимой? (у клеста)
4. Дайте определение природы как мы объясняем детям (природа, это все что нас окружает, если только это не сделал человек)
5. Какую птицу зовут лесным доктором? (дятел)
6. Что делают из нефти (шины для машин, бензин, горюче-смазочные масла, пластмассу, синтетические ткани, моющие средства, гудрон, пластилин, копировальную бумагу и др.)
7. Какие птицы спят в снегу? (глухари, тетерева)
8. Что у хантов называют обласком? (лодка-долбленка)
9. Какая река в России самая большая (Обь)
10. Что за птица сажает кедровые леса? (кедровка)
Вопросы для второго тура
(задания для четырех команд)
Вопросы для первой пары команд
1. Почему заяц грызет зимой горькую кору осины? (в ней много витаминов и жиров)
2. У какого животного Севера нос покрыт волосяным покровом (у северного оленя)
3. Хантыйская загадка:
Пылает огонь, а холодно (северное сияние)
4. Почему насекомых назвали насекомыми? (тело насекомых состоит из трех частей и они как будто высечены)
5. Какие лесные низкорослые кустарники и полукустарники нашего леса не знают листопада (брусника)
6. Растение – символ России (береза)
7. Наиболее распространенный материал у коренных народов ханты и манси для изготовления домашней утвари и покрытия чума летом (береста)
8. Что такое Акань? (игрушка у детей ханты – кукла)
9. Основные промыслы коренных народов ханты и манси (рыболовство, оленеводство, охота)
10. Священные деревья у коренных народов (береза, кедр)
Вопросы для второй пары команд
1. Какого зверя называют лесной кошкой? (лису)
2. Хантыйская загадка:
Живет волшебник:
Весной - радует,
Летом - кормит,
Зимой - согревает. (лес)
3. Чем служит дятлу хвост? (подпоркой)
4. Медведь, олень, еж, корова – назовите признаки, объединяющие их в одно название (звери: тело покрыто мехом или иголками, есть пасть, четыре ноги, детенышей выкармливают молоком)
5. Заяц, лось, коза, северный олень – назовите три объединяющих их слова (животные, звери, травоядные)
6. Сколько кг орехов прячет на зиму в свои тайники кедровка: 5-10 кг, 20-30 кг, 60-90 кг?
7. Назовите фенологические сроки (признаки) наступления зимы (река покрывается льдом)
8. Медведь, проснувшийся среди зимы -? (шатун)
9. Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (исчезает корм и изменяется среда обитания)
10. Как используют северного оленя в хозяйстве коренные народы нашего края? (средство передвижения, мясо, шкурами покрывают чумы, шьют из них одежду и обувь, делают лекарство из пантов и т. д.)
Третий тур (задания для двух команд)
Количество заданий для третьего тура может быть от одного и более.
Первое задание:
Обеим командам предлагаются сектора круга (круг-основание чума). На секторах (их восемь штук) написаны члены семьи народов ханты: муж и жена, старики, старшая дочь, мальчики, девочки, маленькие дети, вход и святая стена. Задание: выложить сектора круга (основание чума) таким образом, чтобы показать, как распределялись спальные места в чуме среди этих членов семьи. Обосновать свое решение.
Ответ: Напротив входа в чум располагалась святое место. Возле святого места спали маленькие дети и мальчики. Мальчиков берегли, так как именно они могли обеспечить благополучие семьи в суровых условиях севера. Возле входа были места стариков и молодых девушек. Девушек не так берегли, потому что они, выйдя замуж, практически не являлись больше членами этой семьи.
Второе задание:
Для каждой команды предлагается одинаковые наборы с образцами орнаментов коренных народов. За определенное время команды должны написать на обратной стороне листа с изображением орнамента его название.
Жюри подводит итоги и проводит процедуру награждения победителей