Конспект деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Чудеса природы»

Наталья Туманова
Конспект деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Чудеса природы»

Конспект деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе

«Чудеса природы»

Программное содержание

- Дать детям представление о разнообразии природы.

- Уточнить и систематизировать знания детей о значении воздуха, воды и солнца в жизни человека, учить детей более полно описывать их свойства.

- Учить устанавливать причинно-следственные связи.

- Развивать навыки учебной деятельности.

- Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

- Развивать речь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

- Совершенствовать экологические знания.

Оборудование:

Наглядное: мультимедийный экран, слайды с изображением природы.

Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты, пластиковые стаканчики, разовые ложки, соль, сахар, краски, варенье разных сортов – для опытов.

Словарная работа: водопад, натощак

Ход деятельности:

Здравствуйте, дети!

Я Природа; МАТУШКА Природа.

Я рада, что сегодня я пришла к вам – любителям и знатокам природы.

У меня в руках сердце – сердце природы. В этом сердце заключены любовь и мое тепло к вам. Я предлагаю его вам, чтобы вместе с этим сердцем подарить вам хорошее настроение. Это сердечко передавайте и улыбайтесь друг другу.

Дети передают сердечко друг другу, затем воспитателю. Воспитатель берет сердце, обращает внимание детей на цвет сердца Природы, спрашивает, почему оно такого цвета.

Голубой цвет означает небо, море, реки, озера и т. д. Зеленый цвет – луга, леса, поля. Белый цвет – это облака, снега и, даже цветущие весенние деревья тоже белые (слайды). Желтый – солнце, осенние листья, пшеничные поля, одуванчики. Разноцветные животные, птицы, насекомые и растения живут на земле.

Мы можем услышать природу, как она снами говорит?

- Шуршание сухих листьев, скрип снега, пение птиц, дуновение ветра, шум дождя и бегущей воды и т. д.

Послушайте и угадайте, что издает эти звуки (звукозапись) (предложить детям издать звук, а остальные угадают, что издает такой звук)

Природа Земли отличается разнообразием растений, животных. И в природе много происходит чудес: вот снег зимой, а вот он становится весенним ручейком, а вот распускаются почки на деревьях, а осенью летняя зелень сменяется золотом. Восход солнца – это чудо, дождь и снег – это тоже чудо. Но чудеса происходят не только в живой природе. Сейчас мы поговорим с вами о тех явлениях природы, которые мы порой не замечаем, но которые нам необходимы каждый день.

Как вы думаете, почему на земле есть жизнь.

- на земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

- Правильно, вода и воздух необходимы всем живым организмам.

- Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто? (Воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (Нет) Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, потому его называют «невидимка».

- А почему мы его не видим? Сейчас мы сделаем фокус.

1.(Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)

- Почему слетела салфетка? (Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.)

- Хотите почувствовать, как движется воздух?

2. (Предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха.)

- Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Попробуйте поймать его руками, получается? (Нет).

3. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха). Опять наберем в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)

Вывод: Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать. Воздух людям необходим, чтобы дышать. А кому нужен еще воздух? Животным и растениям.

Скажите, а сможем мы дышать, если наш воздух грязный, если вокруг горят костры, заводы выбрасывают свои отходы? Конечно же, нет. Значит надо беречь воздух, не загрязнять его. Как вы думаете, у растений нет ни рта ни носа, чтобы дышать, чем же они дышат?

- они дышат и питаются с помощью корней и листьев.

Предложить посмотреть почву в горшочке с цветком, потрогать ее. Какая она на ощупь? (сухая, твердая). Можно ее взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польем цветок. После полива пощупайте почву. Какая теперь она? (влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы ее взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: о чем мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить). Посмотрите, в нашей группе много цветов, для чего они нужны (растения очищают воздух). Растения не только дышат, но помогают и нам дышать, потому что очищают воздух от вредных примесей.

Как вы увидели сейчас, кроме воздуха, вода тоже необходима для всего живого. Нет на Земле ни одного живого организма, который может обойтись без воды.

-Кто знает, зачем нужна вода?

-Вода нужна для жизни. Если растение долго не поливать, что с ним произойдет (оно погибнет, засохнет). Если человеку долго не давать воду, что произойдет с ним? (человек может погибнуть от недостатка воды, тоже может произойти и с животным.

-Значит, вода нужна и людям, и растениям, и животным.

Где в природе встречается вода?

-в море, в озере, реке…

Правильно, вода встречается и в реке, и в море, а ведь снег- тоже вода, и дождь- вода, и лед- вода. В горах Архыза, вы, наверное, знаете об этом, лежит весь год снег. А на самой верхушке гор лежит слой льда, который растапливают и разливают вот в такие бутылки и привозят к нам в детский сад, чтобы мы пили эту воду. В этой талой воде заключены вся сила, красота и мощь наших гор, и когда мы пьем эту воду, мы заряжаемся силой, энергией, наш организм начинает правильно работать. Особенно это вода полезна по утрам, когда мы пьем ее на голодный желудок (натощак, она как моторчик заводит наш организм на работу.

-Посмотрите на воду и скажите, она живая? (нет)

-Почему вы так думаете (потому, что она не дышит и не питается)

А чтобы лучше узнать о воде и некоторых ее свойствах давайте с вами превратимся в ученых и отправимся в нашу лабораторию НИИ «Чудеса природы». НИИ означает научно-исследовательский институт, и мы с вами будем исследовать воду.

Наденьте фартуки. Возьмите стакан с водой под номером 1, рассмотрите воду которая там находится

-У воды есть цвет? (она бесцветная)

-А может вода стать цветной, что нужно для этого сделать? (добавить краску)

1. дети красят воду. (Милана, каким цветом ты покрасила воду, какого цвета она у тебя получилась, а ты, Лейла, каким цветом покрасила воду, что у тебя получилось)

Вывод: вода красится, она приобретает цвет вещества, который в нее добавляют.

-У воды есть запах? (она ни чем не пахнет)

-Что можно сделать, чтобы появился запах? (заварить кофе, чай, растворить варенье)

2. В воду добавляется варенье, (можно разного сорта) и дети опять нюхают.

Вывод: вода приобретает запах того, что в нее добавляют.

Давайте проведем следующее исследование: в стакане под номером 3 талая вода, которая, как мы говорили, очень полезная, попробуйте ее и ответьте

- какая вода на вкус? (безвкусная)

-А если в нее бросить соль, сахар, дольку лимона, что тогда произойдет?

3. В воду добавляется соль, сахар, лимонный сок дети пробуют.

Вывод: вода приобретает вкус того, что в нее добавляют. 5

В каждом НИИ результаты исследований записываются, и мы с вами это сделаем.

1. Кому нужна вода, подойдите к доске и сделайте запись. Из этой записи следует, что вода нужна растениям, животным, человеку.

2. Где встречается вода, давайте запишем.

Молодцы, все вы в скором времени из ученых превратиться в профессоров.Из ваших записей можно сделать вывод:

Всему живому в природе не обойтись без воды. Вода - добрый друг и помощник, большая ценность, ее надо беречь, не засорять воду, воду в кране нужно экономить, следить, чтобы кран был закрыт.

Физ. минутка

Подвижная игра «Солнышко и дождик» (когда выходит солнышко, дети веселятся, играют, а когда дождик - дети прячутся под зонтик) (Солнышко-ребенок в форме солнышка, дождик-ребенок с лейкой) (игра проводится под музыку)

Мы уже узнали, что без воздуха и воды не могут обходиться ни человек, ни звери, ни птицы, ни растения. А без чего еще не может существовать все живое?

ДЕТИ: без тепла и света

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает нам тепло, свет?

ДЕТИ: Солнце.

-а если солнце не будет нам светить, что будет?

-Солнце светит постоянно или нет?

-ночью Солнце не светит

-а почему?

-Вот у нас Солнце. Оно яркое, красивое. А вот наш детский сад (на глобусе наклеен значок) находится в каком городе? Наша планета Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вокруг своей оси она вращается быстрее, чем вокруг Солнца, поэтому посмотрите, что происходит с Солнцем и Землей, когда земля вращается вокруг своей оси.Вот утро: освещен наш детский? Что мы делаем по утрам? (мы встаем, умываемся, делаем зарядку, одеваемся и идем в детский сад).

-Вот уже день - наш детский сад хорошо освещен, что мы делаем днем в детском саду?

-А вот уже наш детский сад отворачивается от Солнца. Наступает вечер, как мы проводим вечер? (вечером мы уходим домой)

-И наш детский сад отвернулся от Солнца, значит, наступила ночь. А ночью мы все что делаем? Правильно, спим и видим прекрасные добрые сны.

произойдет, если мы плотно закроем шторы на окнах? Что изменилось и почему? Солнечные лучи не могут проникнуть к нам в помещение, и мы окажемся в темноте.

-Существует такое выражение, что солнце – основа жизни. Почему так говорится? Солнце нужно для чего?

Кто не может прожить без солнца?

Давайте, сейчас отдохнем и сделаем упражнение, чтобы зарядиться энергией солнца (упражнение «Солнышко в руках»)

А сейчас все вместе изобразим сердце природы, какое оно?

Коллективная работа-коллаж «Сердце природы»

Итог занятия

Какие красивые работы, вы на этом сердце изобразили все многообразие природы. Какая же природа без Солнца? Посмотрите, какое яркое солнце светит, значит (дети досказывают предложение: будет тепло на земле, будет светло, природа будет жить и т. д.). Вот здесь вода, которая нужна кому? Для чего? Где встречается вода? Вспомните, где мы с вами использовали свойства воды? Что еще нужно всем живым организмам? И т. д.

Мне очень хочется, чтобы сердце природы всегда было чистым и красивым. А что мы должны сделать для того, чтобы на сердце не появилось черных пятен?

Я оставлю это сердце – сердце Природы – в нашей группе, чтобы вы могли от него заряжаться хорошим настроением. А ваши сердечки заберу с собой, чтобы вспоминать с какими умными и ценящими природу детьми я сегодня познакомилась.

Публикации по теме:

Оформление помещений детского сада.Оформление помещений детского сада. Для оформления помещений детского сада я изготовила стенды из потолочных плиток и самоклеящейся плёнки: уголки для родителей, уголки дежурств,.

Педагогический совет «Экологические знания — первое представление о мире» .

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Зима
  • Весна
Автор публикации:
Конспект деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Чудеса природы»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 18:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки