Шабанова Елена
Конспект досугового занятия детей в библиотеке «Образ, бережно хранимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с русским иконописцем Андреем Рублёвым.
Задачи:
Образовательные:
- проверить знания в составлении композиции;
- привить любовь к чтению.
Развивающие:
- развить у детей познавательную деятельность;
- совершенствовать навыки рисования.
Материалы: лист бумаги А4, простой карандаш,стёрка, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.
Публикация «Конспект досугового занятия детей в библиотеке „Образ, бережно хранимый“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход занятия:
Давным-давно это было. На Руси правили князья, но славные времена богатырские тогда уже миновали.
Жили мирно русские люди, работали, землю пахали, строили терема высокие да церкви белокаменные. Жили они не тужили, как вдруг повадился летать на Русь страшный змей о трёх головах. Налетит чудище, чешуёй железной, словно громом, гремит, крыльями чёрными всё небо закрывает, света белого не видно. Глянет змей на дерево - иссохнет дерево, глянет на человека - упадёт замертво.
Много смельчаков пыталось со змеем сразиться - ни один не одолел.
Стонет мать сыра земля, а змей по ней похаживает, поля потаптывает. Да ещё себя по имени-отчеству величать велит - не змеем, а Змеем Горынычем.
А в это время в одном лесном монастыре недалеко от Москвы-города жил молодой инок Андрей по прозвищу Рублёв. Самыми почитаемыми среди иноков были те, что иконы писать умели. А ещё расписывали они церкви, украшали монастырские книги. Ещё мальчиком (по-старинному - отроком) пришёл Андрей в монастырь. Скромный да смышлёный, в работе спорый, с людьми уважительный, полюбился он иконописцам. А сам Андрей был росту небольшого, да к чему иконописцу быть богатырём?
Но, отложив после работы кисти да краски, шёл мальчик в свою скромную колейку и подолгу молил Бога:
- Господи! Сделай меня таким же сильным и могучим, как богатырь Добрыня Никитич! Хочу я одолеть змея, чтобы не летал он по русской земле, не губил людей!
И вот однажды привиделся ему архангел Михаил и говорит:
- Добрый отрок, учись прилежно иконы писать и одолеешь змея!
- Да как же я его одолею? - удивился мальчик. - Я ведь не богатырь.
Но пропал архангел Михаил, будто его и не было.
Вырос мальчик, научился писать иконы, но так и не стал ни силачом, ни богатырём, бородка светлая, даже взгляд серых глаз не грозный, а добрый.
Иконы он писал такие чудесные, что постоит перед иконой человек, помолится, и станет ему спокойно и радостно на душе.
А змей лютовал по-прежнему. И дал Андрей клятву Господу, что не промолвит ни слова, пока не освободит от змея русскую землю.
- А если, Господи, нарушу я клятву, то пусть погибну в пасти змеевой.
Вот однажды змей, чудище поганое, летел по небу и разглядел в лесу монастырь. Приземлился, просунул в келью голову и увидал рисунки Андрея. Заревел он зычным голосом:
- Ты зачем, монах, змею червяком рисуешь, нашу змеиную породу позоришь? Я тебя на кусочки разорву, огнём испепелю, пепел по ветру развею!
Дунул змей на Андрея пламенем, да только опалил слегка: не боится Андрей, и сила змеиная его не берёт. Молчит инок, будто и нет здесь чудища страшного. Достаёт он доску для иконы и, про себя творя молитву, молча принимается за работу. Знает: главное – не испугаться и клятвы не нарушить.
Вспоминает Андрей чудесные слова архангела Михаила, его образ пишет, каким он ему в детстве явился: в сиянии света нездешнего, в алой одежде, а крылья сверкают золотом.
Увидел змей образ небесного воина, зашипел, затрясся, закричал:
- Полно, полно, монах, не рисуй больше, не губи!
А икона уже и готова. Взглянул с иконы на змея архангел Михаил, и взгляд его, светлый и добрый, для злых сил нестерпимый, ка мечом, голову змею отсёк, светом нездешним шкуру его опалил. Взревел змей, взвился в небо и унёсся прочь.
А Андрей про себя возблагодарил Бога и архангела Михаила. Теперь-то уж понял он его слова, когда-то им сказанные.
Двадцать лет змей не летал на Русь: раны зализывал да новую голову отращивал. А через двадцать лет опять пожаловал – злее и сильнее прежнего.
Раз, над Москвой пролетая, увидел змей своего давнего обидчика-инока. Андрей, уже известный иконописец, собор в Кремле расписывал, писал икону весеннего праздника – Благовещения.
Увидел змей Андрея и задумал извести его хитростью.
- Эх, молодец! – прошипела старшая голова змея. – Рисуешь всё! Ни жены у тебя, ни детей… Никто тебя отцом не назовёт. Уйди из монастыря, забудь свою клятву, а я тебе в жёны принцессу заморскую добуду!
Молчит Андрей, не отвечает змею.
Тогда средняя голова прогнусавила:
- Великий ты мастер, Андрей, а живёшь, как нищий, нет у тебя ни дома своего, ни дружины, ни коня! Брось писать иконы, а я, Змей Горыныч, сделаю тебя сказочно богатым!
Молчит Андрей.
- Эх, иконописей! – проскрипела младшая голова. – Наградил тебя Бог талантом, а никогда не быть тебе знаменитым. Даже имя, при рождении тебе данное, люди забудут, а иконы твои за ненадобностью выбросят. Лучше уж пиши портреты с меня, Змея Горыныча!
А Андрей опять ни слова в ответ. Будто нет тут никакого змея.
Злится змей, беснуется. Хочет он, чтобы рассердился Андрей, закричал, нарушил своё молчание.
Молчит Андрей.
- Экий ты, монах, упрямый! – завопили сразу все головы змеиные. – Скажи хоть словечко!
Но дописал тут Андрей икону, и словно ожило изображение. Взглянула Дева Мария, и от её чудесного и ласкового взгляда вспыхнули крылья змеиные, покатились прочь две его головы.
Взвыл змей, рухнул на земь и ужом пополз в леса дремучие, в своё змеиное логово.
Прошло ещё двадцать лет. Стал инок Андрей стар и убелён сединами. За доброту и за чудесный талант любили и почитали люди его. Но по-прежнему молчал мудрый старец – помнил он, что ещё жив злобный змей. Готовился инок к своему последнему сражению. Подготовил он большую липовую доску, натянул на неё холст, покрыл его смесью клея и мела, подсушил. Потом сухим хвощем до зеркального блеска отполировал поверхность. Задумал Андрей написать самого Бога в образе Святой Троицы.
Славно выходила икона: три ангела, три добрых вестника, склонившись, друг к другу, сидят рядом.
Как вдруг, откуда ни возьмись, из дремучих лесов, из топких болот, налетел на Андрея змей. Тьмой неведомой отливали его крылья, пламя вырывалось из трёх пастей. Видел змей перед собой немощного старца, которого разве что ребёнок не одолеет.
- Ну, старик, теперь-то я тебя одной лапой раздавлю – только песок посыпется! – захохотало чудище.
Собрал змей всю свою лютую злобу и кинулся на иконописца. Свирепо зашумели чёрные крылья…
Но легко и горячо зашелестели в ответ крылья золотые – это ожили вдруг три светлых ангела на иконе Андрея. И свет этих золотых крыльев оказался для чудовища непереносимым. Зашипел змей, заплевал пламенем, но испепелили его очи ангелов небесных, и рассыпался он в прах, будто его и не было. А Святая Троица, как и прежде, сияла на иконе.
- Слава тебе, Господи! – сказал Андрей. И это были первые слова, что произнёс он с тех пор, как дал клятву молчания.
Никому не сказал инок Андрей Рублёв о своей победе. Но имя его осталось в памяти людей.
Остались и иконы, которые, как и прежде, дарят людям свет и добро.
(в работе использовалась книга М. С. Чудовской «Сказка об иконописце и архангеле Михаиле. Андрей Рублёв»)
Прослушав рассказ об иконописце, юные художники нарисовали пейзаж известного храма Покрова на Нерли.