Елена Семеновых
Конспект фронтального занятия по развитию звуковой стороны речи «Звуки [Р]-[Р’]. Поездка в Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального открытого занятия по развитию звуковой стороны речи на тему «Звуки [Р] - [Рь]». «Поездка в Простоквашино».
Коррекционно-образовательные цели: закрепление навыка произношения звуков [Р] - [Рь], различения их на слух и в речи.
Публикация «Конспект фронтального занятия по развитию звуковой стороны речи „Звуки [Р]-[Р’], Поездка в Простоквашино“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Коррекционно-образовательные задачи: закрепление четкого произношения звуков [Р] - [Рь] в словах, слогах, фразах; совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза (слогового, звукобуквенного, выкладывание звуковой схемы слов, формирование слухо – произносительной дифференциации звуков [Р] - [Рь], совершенствование умения делить слова на слоги, совершенствование навыка анализа предложений, умения составлять схемы предложений, активизация и актуализация словаря по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Продукты».
Коррекционно- развивающие задачи : развитие фразовой речи, фонематического слуха, наглядно-образного мышления (через решение ребуса, зрительного и слухового внимания, восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к обучению при помощи игровых ситуаций, так же при помощи разнообразных видов деятельности и интересной наглядности, воспитание навыков сотрудничества в игре на занятии, доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: мольберт, магнитная доска, изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс», предметные картинки, контейнеры с материалами для анализа слов и предложений, музыкальная запись.
Ход:
1. Организационный момент.
Раздается звонок телефона.
Логопед. Алло! Здравствуйте! Да, это д/с № 31. Вы, кот Матроскин из Простоквашино?. Да, мы с ребятами как раз изучаем звуки [Р] - [Рь]. И Вам нравятся эти звуки, потому что в именах ваших друзей есть такие же звуки? Ребята! Кот Матроскин приглашает нас в гости, в Простоквашино и, просит привезти…Связь прервалась.
2. Сообщение темы.
Логопед. Ребята! Вы согласны поехать в гости в Простоквашино и повторить звуки [Р] - [Рь]? Для того чтобы отправиться в Простоквашино, вы должны выполнить три моих задания. Нужно вспомнить, как произносятся эти звуки, и дать им характеристику.
Дети. Когда мы произносим звук [Р] – рот открыт, губы растянуты в улыбке, язычок за верхними зубками. Воздушная струя направлена на кончик язычка, при этом он дрожит. Воздух встречает преграду, горлышко «работает». Звук [Р] — согласный твердый звонкий, звук [Р'] — согласный мягкий звонкий.
3. Развитие фонематического слуха.
Логопед. Теперь вспомните и назовите друзей кота Матроскина, в именах которых слышатся звуки [Р] - [Рь]
Дети. Дядя Федор, пес Шарик, корова Мурка, теленок Гаврюша.
Логопед. Молодцы! И с этим заданием вы справились, назвали всех друзей кота Матроскина правильно и четко.
4. Психогимнастика.
Логопед. Последнее задание. Изобразите:
добродушного кота Матроскина;
ворчливого кота Матроскина;
радостного теленка Гарюшу;
покажите, как Дядя Федор ловит рыбу;
выразите удивление от пойманной рыбы.
Логопед. Прекрасно! Вы были очень активными, с интересом выполнили это задание. Теперь вижу, что вы готовы отправиться в Простоквашино. На каком транспорте мы поедем, вы узнаете, прослушав стихотворение.
Нам проехать не хитро через город на метро:
Нет машин и пешеходов, перекрестков, переходов –
Путь проложен под землей самый быстрый и прямой.
Логопед. На чем мы поедем?
Дети. На метро.
Логопед. Правильно! На метро! Вы в дороге не скучайте и за мною повторяйте:
Ра-ра-ра – в гости ехать нам пора,
Ро-ро-ро - мы поедем на метро,
Ры-ры-ры – мы возьмем с собой шары.
5. Совершенствование навыка звукового анализа.
Логопед. Ребята, помните, кот Матроскин попросил нас привезти, а что? Связь прервалась.
Дети. Надо купить подарки.
Логопед. Согласна. Вот и станция - «Простоквашино»! Зайдем в магазин и купим подарки нашим друзьям. В какой отдел мы с вами можем зайти?
Дети. В отдел «Игрушки».
Логопед. Выберите подарки, не забывайте, что в их названиях должны быть звуки [Р] - [Рь]
1-й ребенок. Я куплю ракету, так как в этом слове есть звук [Р] – он твердый и находится в начале слова.
2-й ребенок. А я куплю барабан, так как в этом слове есть звук [Р] – он твердый и находится в середине слова.
3-й ребенок. Я куплю резиновый мяч, так как в этом слове есть звук - [Рь] – он мягкий и находится в начале слова.
(аналогично с картинками с изображениями тигренка, парохода, троллейбуса, вертолета, робот, фотоаппарат).
Логопед. А теперь, в какой отдел мы зашли?
Дети. Это отдел – «Одежда».
Логопед. Что в этом отделе можно купить нашим друзьям?
Дети. Свитер, шорты, резиновые сапоги, куртка, брюки, кроссовки.
Аналогично, дети объясняют, почему и определяют позицию звука в слове.
6. Развитие фразовой речи, навыков словоизменения имен существительных.
Логопед. Вот и подошли мы к дому Дяди Фёдора.
На мольберте картинка с изображением деревни и персонажей произведения.
Логопед. Ребята. С кем мы поздороваемся?
Дети. Мы поздороваемся с Дядей Федором, с котом Матроскиным, с собакой Шариком, коровой Муркой, с теленком Гаврюшей.
Логопед. Кого мы рады видеть с вами?
Дети. Мы рады видеть наших друзей кота Матроскина, собаку Шарика, Дядю Федора, корову Мурку и теленка Гаврюшу.
Логопед. Давайте подарим нашим друзьям подарки, которые мы привезли. Только говорить нужно полными предложениями и правильно произносить звуки [Р] - [Рь] в словах.
Дети по очереди дарят подарки, логопед следит за правильным произношенем звуков [Р] - [Рь].
1-й ребенок. Я подарю Дяде Федору куртку и брюки.
2-й ребенок. Я подарю Шарику резиновые сапоги и фотоаппарат.
3-й ребенок. А я подарю Матроскину шорты и кроссовки. И т. д.
Логопед. Молодцы! Нашим друзьям понравились подарки. Ребята, посмотрите, какой большой и красивый двор у Дяди Федора. Давайте поможем ему убрать во дворе.
7. Физминутка.
Дети имитируют действия в соответствии с текстом.
Ре-ре- ре – дом Дяди Федора стоит на горе.
Арь-арь-арь - на стене горит фонарь.
Ро-ро-ро – мы возьмём ведро.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.
Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
8. Развитие словесно – логического мышления, навыков деления слов на слоги, дифференциация звуков.
Логопед. Дядя Федор благодарит вас за помощь и приглашает к столу с угощением.
На магнитной доске расположены картинки с изображениями продуктов.
Логопед. Посмотрите, чем нас угощает Дядя Федор.
Дети. Дядя Федор угощает нас тортом, пирогом, пряниками, кефиром.
Логопед. Ребята, как вы думаете, какой продукт здесь лишний?
Дети. Лишний кефир, потому что это молочный продукт, а торт, пирог и пряники – это мучные продукты.
Логопед. Найдите лишнее слово в ряду по наличию в словах звуков [Р] - [Рь]; торт, пирог, пряники, кефир.
Дети. Лишнее слово «пряники», так как [Рь] – мягкий звук, а в остальных словах звук [Р] – твердый.
Логопед. Кот Матроскин тоже приготовил угощение. Посмотрите и назовите, чем он вас угощает.
Дети. Матроскин нас угощает грушами, персиками, абрикосами, помидорами.
Логопед. А что здесь лишнее?
Дети. Лишние помидоры – это овощ, а персики, абрикосы, груши – фрукты.
Логопед. Найдите лишнее слово в ряду по наличию в словах звуков [Р] - [Рь]; груши, персики, абрикосы, помидоры.
Дети. Лишнее слово «абрикосы», так как [Рь] – мягкий звук, а в остальных словах звук [Р] – твердый.
Логопед. Прекрасно! А теперь разделите эти слова на слоги и «разложите их в фруктовницы и в тарелки».
1-й ребенок. В слове торт - 1 слог, я положу его на первую тарелку.
2-й ребенок. В слове пи-рог – 2 слога, я положу его на вторую тарелку.
3-й ребенок. В слове пря-ни-ки – 3 слога, я положу их на третью тарелку. И т. д.
9. Подбор слов по первому слогу, звуковой анализ и синтез слова.
Логопед. Дядя Федор приглашает вас поиграть с ним в интересную игру «Придумай слово на первый слог».
Дети встают в круг. Игра проводится на фоне музыкальной записи.
Логопед.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Руку другу тянет друг,
Встали все в широкий круг!
Ра-ра-ра – я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова:
Дети. КО-РА, НО-РА, ДЫ-РА, У-РА, КОНУ-РА, ЖА-РА.
Логопед.
Ры-ры-ры! Жду слова со слогом РЫ:
Дети.
РЫБЫ, РЫСЬ, РЫЖИК, РЫНОК.
Логопед.
Ро – ро – ро- много слов со слогом РО:
Дети.
РОЗА, РОЩА, РОБОТ, РОТ.
Логопед. Продолжаем. Говори ты слова со слогом РИ:
Дети.
РИТА, РИММА, РИСК, РИС, РИСУНОК, РИНГ.
Логопед приглашает детей сесть за столы и ставит контейнер с материалами для анализа предложений и слов.
10. Составление и анализ простых предложений, составление схем предложений.
Логопед. Шарик предлагает посмотреть фотографии. Скажите, кто и какую работу выполняет? Что делает Дядя Федор?
Логопед показывает картинки.
Дети. Дядя Федор сметает паутину.
Логопед. Чем занят Матроскин?
Дети. Кот Матроскин моет пол.
Логопед. Что делает Шарик?
Дети. Шарик в огороде окучивает картошку.
Логопед. Сосчитайте слова в последнем предложении и составьте его схему.
Дети выполняют задание и выкладывают схему, один ребенок выполняет задание у доски.
Логопед. Сколько слов в вашем предложении?
Дети. В предложении пять слов.
Логопед. Назовите слова по порядку. Каким по счету стоит слово со звуком [Р] - [Рь] в предложении.
Логопед. Вы очень хорошо справились с трудным заданием.
Дети складывают пособия в контейнер и убирает его, затем помещает на наборное полотно карточку с ребусом.
Логопед. Кот Матроскин загадал вам ребус, нужно отгадать какое слово он зашифровал.
Дети разгадывают ребус. Зашифрованное слово – рыба. Дети рассказывают правило разгадывания ребуса.
Логопед. Отлично. Вы справились с этим заданием. А теперь определите звуки в этом слове и составьте звуковую схему слова.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает работу детей, при необходимости помогает наводящими вопросами.
11. Подведение итогов поездки в Простоквашино.
Логопед. Ребята! Вот и закончилась наша поездка в Простоквашино. Вы успешно справились со всеми заданиями. Какие звуки мы сегодня с вами и с нашими друзьями повторяли и учились различать?
Дети. Мы повторяли и учились различать звуки [Р] - [Рь].
Логопед. Расскажите, чем они похожи, а чем отличаются?
Дети. Они оба согласные и звонкие. Только звук [Р] – твердый, а звук [Рь] – мягкий.
Логопед. Молодцы! Наши друзья прощаются с вами и благодарят.
Появляется игрушка - собака Шарик с гостинцами.
Шарик. С вами мы играли вместе,
Было очень интересно
Гав - я вас всех благодарю,
А еще - гав-гав – люблю.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Автоматизация звуков к детей. М, 2007
Лопухина И. С. Логопедия: упражнения для развития речи. М., 1997.
Нищева Н, В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет).
Теремкова Н, Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М., 2012.