Конспект интегрированного занятия по музыке для детей 5–7 лет «В гостях у Бабы Яги»

Елена Орлова
Конспект интегрированного занятия по музыке для детей 5–7 лет «В гостях у Бабы Яги»

Цель: Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и его художественно-образного мышления, как основы формирования творческой личности путем приобщения к музыкальному искусству и истокам русской национальной культуры

Задачи:

1. Развивать вариативность музыкально-образного мышления детей на примере музыкального произведения П. И. Чайковского «Баба Яга».

2. Закреплять умение передавать различные образы, характеры и настроения через мимику, жесты и интонацию, используя авторские музыкальные ритмические игры «Превращения» и «Капризка», а также игровое упражнение, основанное на тексте русской народной потешки «Баба Яга».

3. Развивать ритмические навыки, умение двигаться шеренгой, дробным шагом используя

авторскую музыкально-ритмическую игру «Капризка».

Предварительная работа с детьми:

1. Познакомить с произведением П. И. Чайковского «Баба Яга». Обсудить роль таких средств музыкальной выразительности, как быстрый темп, мелкий, четкий ритм, резкая смена динамики. Предложить детям изобразить описанную композитором героиню.

2. Выучить текс детской потешки «Баба Яга».

3. Прочитать детям несколько произведений детской художественной литературы, в которых описан образ сказочной героини Бабы Яги.

4. Повторить музыкально-ритмические игры «Капризка» / р. н. м. «Пойду ль я, выйду ль я…», сл. Е. А. Орловой/, «Превращения» /сл. и муз. Е. А. Орловой/.

Оборудование:

1. Часть музыкального зала оформлена в виде дома Бабы Яги.

2. «Журнал мод» с иллюстрациями различных образов Бабы Яги.

3. Чистый альбом «Краски музыки».

Музыкальный репертуар:

1. П. И. Чайковский «Баба Яга».

2. Русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я…».

3. Е. А. Орлова «Превращения».

Литература:

Э. Успенский, А. Курляндский «Про Бабу Ягу»

Ход занятия:

Дети входят в зал, частично оформленный в виде избы Бабы Яги. /Приложение 1.1/

Музыкальный руководитель /обращается к детям/: Осторожно, не шумите,

Входит сказка в этот дом,

И крадется, точно прячась,

За скамейкой, под столом…

Ребята, мы в гостях у одного из героев русских народных сказок. Подумайте и изобразите, чей это дом, а музыка вам подскажет.

Звучит произведение П. И. Чайковского «Баба Яга». Дети самостоятельно изображают сказочную героиню, используя жесты и мимику, пантомиму. На данном этапе они часто передают злой образ героини.

Музыкальный руководитель /обращается к воспитателю группы/:

Угадайте, кого изобразили ребята?

Воспитатель /обращается к детям/: Вы очень точно изобразили героиню народных сказок - Бабу Ягу /обращает внимание на интересные позы, жесты и мимику детей/.

Музыкальный руководитель: Посидим, погостим у Бабы Яги.

Дети и педагоги садятся на лавку, напротив стола с «Журналом мод». Смотрите, на столе лежит «Журнал мод», думаю, хозяйка этого дома большая модница! Заглянем в него вместе! Педагог и дети рассматривают иллюстрации в журнале и обсуждают различные образы героини русских сказок, особо обращая внимание на настроение, мимику, позы героини, и отвечая на вопрос музыкального руководителя: «Какая здесь Баба Яга?». /Приложение 1.2/

Музыкальный руководитель: Да, Баба Яга бывает очень разной: доброй, приветливой, веселой, злой, коварной, хитрой. Послушайте стихотворение детского поэта Э Успенского, где он описывает героиню именно такой. /Педагог очень выразительно читает стихотворение.

«Про Бабу Ягу». Слова Э. Успенского /Из спектакля Театра Эстрады «Отпуск Деда Мороза»/

Про Бабу Ягу говорят очень глупо: В душе я добра, хороша, справедлива,

Нога костяная, метелка, да ступа. Не так, чтобы очень, но все же красива. И руки кривые, и зубы торчком, И в каждом я только хорошее вижу,

И нос очень длинный и загнут крючком. Я даже козявку в душе не обижу.

Я облик сложившийся быстро разрушу: Но если внутри я добра и прекрасна,

Прошу заглянуть в мою чистую душу. То сверху, снаружи хитра и опасна,

И там вы такие откроете дали, Я в жизни любого из вас одолею,

Каких никогда и нигде не видали. А то и убью… Но в душе пожалею!

Музыкальный руководитель: Поиграем в игру «Баба Яга» и постараемся передать разное настроение героини. / Педагог с разной мимикой и интонацией произносит строки русской народной потешки /:

1. «Баба Яга….» - Какая интонация? /сердитая, злая/;

2. «Ножку сломала…» - Что с героиней? /жалуется, ей больно/;

3. «Всех перехитрила…» - Какая Баба Яга? /хитрая/.

Дети произносят текст детской потешки «Баба Яга», выполняя определенные движения и используя средства выразительности: интонацию, мимику, жесты.

Раз, два, три, четыре, пять, / ритмично хлопаем в ладоши/

Будем мы сейчас играть.

Баба Яга – костяная нога /ходим врассыпную, немного согнув спину, прихрамывая

и сердито поглядывая друг на друга, как героиня/

С печки упала - ножку сломала, /падаем на ковер, гладим ногу, используя грустную,

плаксивую мимику/

А потом как закричит: /качаем головой, прикрыв ее руками и немного

прищурившись и сжавшись от предвкушения ее крика/

-У меня нога болит! /произносим все вместе, как можно жалобнее,

используя интонацию, жесты руками и мимику/

Ой, ой, ой, ой, ой, ой, /медленно встаем, качая головой/

Привезли ее домой,

Оказалась не больной! /удивляемся, разведя руки в стороны/

Вот она какая, всех перехитрила, /прищурив глаза, грозим указательным пальцем/

Над нами пошутила! / махнув рукой, приветливо улыбаемся друг другу /

Музыкальный руководитель: Мы еще раз убедились в том, что Баба Яга бывает совершенно разной. Может быть, и Петр Ильич Чайковский подарил нам музыкальную историю о сказочной героине, имеющей очень не простой характер и переменчивое настроение.

Музыкальный руководитель: Убедимся в этом, прослушав еще раз музыку,

а /Ирина и Артемий/ приготовили вам сюрприз. Они придумали танец Бабы Яги на музыку композитора.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравился танец? Он был очень выразительным и интересным. У меня в руках новый альбом «Краски музыки». Чем мы его заполним?

Дети: Музыкальными рисунками.

Музыкальный руководитель: Да и мы их нарисуем на следующем занятии. Интересно, какую Бабу Ягу вы изобразите: добрую или злую, хитрую или грустную, а может очень веселую? Попробуйте показать в игре «Превращения»!

Ход игры:

Раз, упала на ладошку к нам веселая игра /игроки стоят в кругу/

Два, похлопаем в ладоши, поиграть пришла пора! /ритмично хлопают в ладоши /

Кто здесь спрятался у нас, мы покажем вам сейчас, /разводят руки, слегка повернувшись

вправо, затем влево /

Раз, два, три, четыре, пять, /ритмичные хлопки/

Кто сумеет отгадать? /кружатся/

/по окончанию музыки игроки замирают, пытаясь изобразить разное настроение, эмоции Бабы Яги/

Музыкальный руководитель: Посмотрите, у некоторых ребят Баба Яга капризная, и сердитая. Поиграем в игру «Капризка», поднимем их героиням настроение.

Ход игры:

Дети встают в две шеренги. В одну из них выстраиваются «Капризки», хмурятся, сжимают кулаки. Дети второй шеренги произносят текст:

Ты, Капризка, не сердись, /«поучить» указательным пальцем правой руки/

Ты, Капризка, улыбнись! /жест «прошу»/

/ р. н. м. «Пойду ль я…», движение детей дробным шагом, по направлению к Капризке/

Ну-ка Капризка улыбнись-ка!

Ну-ка Капризка улыбнись-ка!

Хватит, хватит слезы лить,

Ну давай с тобой дружить! /дети останавливаются/

Капризка:

Нет, нет, не хочу, не хочу, не буду!

/под громкую, резкую музыку Капризка топает ногой», отворачивается…/

И погладим мы т тебя, /движения детей по тексту/

Да обнимем мы тебя,

Топни ножкой подбодрись, /движение Капризки по тексту/

К нам с улыбкой повернись.

/Звучит веселая мелодия, дети весело танцуют. По окончанию музыки останавливаются. /

Музыкальный руководитель: Я прошу вас встать свободно на ковре. Что вам запомнилось на занятии? /Ответы детей. / Сегодня мы познакомились с разными образами сказочной героини – Бабы Яги и я думаю, что наш альбом «Краски музыки» наполниться очень интересными рисунками. Жду вас на следующем занятии.

Публикации по теме:

Циклограмма мероприятий в подготовительной группе «Неделя родного языка» Цель: обогащение детского развития посредством приобщения к истокам татарской и русской национальной культуры; развитие интереса к татарскому.

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Сказочные существа
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по музыке для детей 5–7 лет «В гостях у Бабы Яги»
Опубликовано: 18 октября 2014 в 15:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

16 июля. День поделок из проволоки на МААМ

Чем хороша проволока в качестве материала для рукоделия? Тем, что она отличается высоким уровнем гибкости. А это значит, что можно придавать ей любую форму, воплощая в реальности даже самые сложные...

Конспект НОД по лепке с детьми раннего возраста на тему «Колобок»
Цель: -Учить детей лепить предметы округлой формы, используя приём раскатывания; -Развивать мелкую моторику пальцев рук; -Формировать интерес к лепке;...
Видео и конспект спортивного праздника «Овощи и фрукты — полезные продукты!» для...
Спортивный праздник "Овощи и фрукты - полезные продукты! " Авторы: Иванова Е. Г, Карачарова Н. П. Цель : создание условий для взаимодействия детей друг...
Маршрут «Вежливый охотник», реализуемый в рамках проекта «Маршруты. На пути к...
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления дошкольников. В последние годы...