Яна Гурова
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Байкальская нерпа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей об озере Байкал.
Задачи:
- познакомить детей с эндемиком озера Байкал – байкальской нерпой;
- формировать представления о многофункциональных связях нерпы со средой обитания (водой, воздушно-водной, о движении, питании, защите от врагов, росте и развитии, о детенышах нерпы, способе вскармливания, месте обитания, о значении нерпы для человека;
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Байкальская нерпа“» размещена в разделах
- продолжать учить детей лепить из целого куска пластилина; передавать характерные черты образа; упражнять в умении применять технические приемы: сглаживать, оттягивать, сплющивать;
- расширять словарный запас детей : Байкал, нерпа, белек, продухи, логово, торосы, серебристо-серый цвет, прозрачный лед, голомянка, бычок;
- активизировать в речи антонимы: мягкий-твердый, теплый-холодный, гладкий-шершавый;
- воспитывать гуманное отношение к животным.
Материалы и оборудование: музыкальное оформление: хруст снега, шум ветра; глобус, макет «Байкал», иллюстрации нерпы и озера Байкал; игрушка Нерпенок, камни с Байкала; кокошники (голомянки, бычки, нерпа, трубочки из бумаги; соленое тесто, горошины душистого и черного перца, кусочки черной цветной проволоки, стеки, дощечки.
Ход
Воспитатель показывает детям глобус. - Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (ответы детей). - Верно, глобус – это модель нашей планеты. - Как называется страна, в которой мы живем? А в какой части России? (ответы детей). - Сибирь – наш край родной. Как на глобусе быстро найти Сибирь? (ответы детей). - Конечно, ищем жемчужину Сибири – озеро Байкал. Кто может показать? (дети показывают Байкал). - Байкальская впадина имеет дугообразную форму. Байкал – самое большое и уникальное озеро с пресной водой на всей планете. - Хотите отправиться в путешествие по озеру Байкал? Крутим глобус, закрывайте глаза. - Покрутись вокруг оси – на Байкал нас унеси! - Вот мы и на озере (дети под звуки хруста снега подходят к макету Байкала). - Вот перед нами раскинулось озеро. На пять месяцев в году Байкал покрывается метровым слоем льда и превращается в бескрайнюю белую пустыню. - Посмотрите, какой красивый лед! Под ним плещется холодная чистая вода. Наиболее прозрачна байкальская вода в декабре. Посмотрим под лед? Что вы видите? (камни, рыбы). - Смотрите, из лунки выглянула серебристо-серая голова. Вы знаете, кто это? - Это один из загадочных обитателей озера – нерпа. Вот и на камнях появилась нерпа. Возьмите свои трубочки-бинокли, чтобы получше разглядеть нерп. - Нерпа – это тюлень, живущий в пресной воде. Крепкую кожу животного покрывает жесткий плотный и короткий волосяной покров. Между пальцами у них есть перепонки, а передние лапы оснащены мощными когтями. Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом. На берегу и по твёрдому льду нерпа передвигается медленно, перебирая ластами и хвостом. В случае опасности переходит к скачкам. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. При помощи своих зубов и передних лап вырывают себе отдушины-продухи, чтобы подышать или после охоты выйти и отдохнуть на камнях или на льду. Продухи используют и для добывания пищи. Питаются нерпы рыбой. Весной в снежном логове нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристосерые. Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять, ловить рыбу (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций). - Давайте немного разомнемся и поиграем. Проводится подвижная игра «Нерпа на охоте». - Пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель крутит глобус: - Покрутись вокруг оси – в детский сад перенеси. - Вот мы и вернулись. Что вы сегодня узнали в нашем путешествии? Кого видели? Где живет? Где строит себе домик? Как он называется? Нерпа - это рыба, птица или зверь? Где нерпы лучше передвигаются в воде или на суше? Когда рождаются детеныши? Как называют детенышей? Почему? Чем питаются новорожденные нерпята? А взрослая нерпа? (ответы детей). Звучит музыка ветра, воспитатель обращает внимание на «сугроб» под глобусом. - Вы тоже слышали ветер? Снегу-то намело. - Это Байкал нам подарки прислал (показывает камни). Что это? Какие они? (холодные, шершавые, твердые). - А это кто? (нерпенок) Какой он? (ответы детей). - Ему скучно одному. Давайте слепим для него друзей нерпят. - Рассмотрим нерпенка. Какие части тела есть у белька? (ответы детей). - Вот такого белька мы сейчас будем лепить. Воспитатель показывает поэтапную лепку нерпенка. Под музыкальное сопровождение дети выполняют работу. - Как много друзей появилось у нашего нерпенка. Посадите их на камушки.
Рефлексия: - Ребята понравилось вам путешествие? Что интересного вы узнали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).