Татьяна Дубровская
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Калевалу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре Карелии, посредством ознакомления их с карело-финским эпосом «Калевала».
Задачи:
• Воспитывать чувства любви к Родине, чувства сострадания и сопереживания героям эпоса.
• Познакомить детей с героями эпоса «Калевала» (красавица Айно, Вяйнямейнен, старуха Лоухи, с карельским национальным музыкальным инструментом-кантеле.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в Калевалу“» размещена в разделах
• Развивать эстетическое восприятие картин, эстетический вкус, умение определять настроение, характер героя.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Обогащать словарь детей (руны, кантеле, Похъяла, Калевала, Лоухи, Айно, Вяйнямейнен, мельница Сампо).
Предварительная работа: Ознакомление детей с малой Родиной-Карелией, оформление выставки изданий карело-финского эпоса «Калевала», сотрудничество с детским музейным центром «Кижи».
Материал: различные издания эпоса «Калевала» для выставки, куклы-герои эпоса, иллюстрации к эпосу, альбомные листы, карандаши, мелки, готовые образцы-раскраски, карельский костюм для воспитателя, дрова для импровизированного костра, пазл.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия : В группу входит воспитатель в карельском костюме. Здоровается на русском и карельском языках. «Здравствуйте, Terveh Teile. Вы любите сказки?» (Ответы детей)
Ребята, я приглашаю Вас в путешествие в сказочную страну Калевала. Нам предстоит далекий путь. Вы готовы? Для того чтобы быстрее добраться в эту удивительную страну, нам надо превратиться в великанов. Давайте потянемся вверх. Мы идем большими шагами через карельские скалы и озера, руками раздвигаем величественные сосны. И вот, вдалеке, виднеется страна Калевала. (Дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом. В центре группы импровизированный костер.)
Мы долго шли и устали, давайте отдохнем и погреемся у костра. Что можно сделать, чтобы костер разгорелся вновь? (ответы детей) Давайте подуем на угли. Протяните свои руки и почувствуйте, как тепло. В такие далекие путешествия, в старину, брали с собой сказочников, они пели руны. Когда один уставал, другой подхватывал. Сегодня я буду вашим сказочником. Я прочитаю для Вас руны- это такие песни.
(Показ иллюстрации, где изображены 2 рунописца, держащиеся за руки). Давайте тоже возьмемся за руки.
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споем мы,
Начиная с самых лучших;
Первая руна. (Провести по струнам кантеле). В каждой стране люди придумывали, откуда произошла жизнь. В Карелии считали, что из яйца. Об этом поется в первой руне.
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился,
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе,
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились.
Вторая руна. Сотворение кантеле. Часто пение рун сопровождалось игрой на кантеле. Кантеле-это карельский музыкальный инструмент. (Дать поиграть детям)
Струны кантеле звените
Память юношам поведай
Руны Калевалы ровней,
Что мой дед слыхал от деда.
Один из главных героев Калевалы- это Вяйнямейнен. (показать куклу). Он очень красиво умел играть на кантеле и сам его изготавливал. Однажды, он поймал щуку, и смастерил из нее себе кантеле. (Включить мелодию-кантеле).
Начал старый Вяйнямейнен
Сам скреплять те рыбьи кости,
Сам он мастером явился,
Кантеле он сам устроил,
Вещь на вечную усладу.
Короб кантеле откуда?
Он из челюсти той щуки.
Гвозди кантеле откуда?
Из зубов огромной рыбы.
Струны кантеле откуда?
Из волос коня у Хийси.
Создан короб многострунный,
Кантеле давно готово.
Третья руна. Как в любой сказке есть добро и зло, так и в Карелии была светлая страна, где живут добрые люди-Калевала и темная-страна Похъяла, где живет злая старуха Лоухи. (Показать куклу) Посмотрите на нее и скажите, какая она? (ответы детей). Вяйнямейнен так хорошо играл на кантеле, что однажды, даже солнце и месяц вышли кантеле послушать и игрою насладиться. (Провести по струнам). А старуха Лоухи украла месяц и солнце и спрятала их в пещеру.
Старый, верный Вяйнямейнен
Все на кантеле играет,
Он поет, играет много,
Пеньем радость пробуждает.
Звуки к месяцу доходят,
Донеслись к окошку солнца.
Из избы тут вышел месяц,
На кривую влез березу,
Вышло солнышко из замка,
На сосновой ветке село,
Чтобы кантеле послушать
И, ликуя, восторгаться.
Лоухи, Похъелы хозяйка,
Редкозубая старуха,
Тут же солнышко схватила
И взяла руками месяц,
И с сосны стащила солнце.
Унесла домой с собою,
В Похъялу, страну тумана.
Четвертая руна. Добрый верный Вяйнямейнен отправился вызволять солнце и месяц в страну Похъяла. Оказавшись в чужой стране, он понял, как ему плохо, как он любит свою страну Калевалу. (Провести по струнам)
Вечно буду горько плакать,
Горевать все годы жизни,
Что родной оставил берег,
Из краев уплыл родимых
К этой двери незнакомой,
К этим чуждым мне воротам.
Ранят здесь меня деревья,
Ветки хвойные кусают,
Каждая сечет береза,
Каждая ольха стегает.
Какие чувства испытывал Вяйнямейнен на чужой стороне? (рассуждения детей).
Пятая руна. У старухи Лоухи была дочь-красавица Айно. (Показать куклу) Чтобы забрать в жены красавицу Айно, Вяйнямейнену надо было сковать мельницу Сампо. Сам Вяйнямейнен не смог сковать, поэтому попросил своего друга Илмаринена. (показать иллюстрацию, провести по струнам)
Сам кователь Илмаринен
Уж на третий день работы
Наклонился, пригляделся,
посмотрел на дно горнила.
Видит- Сампо вырастает,
Всходит крышка расписная.
Сам кователь Илмаринен,
Славный мастер вековечный,
Принялся ковать усердно,
Бить кувалдою упорно.
Выковал искусно Сампо:
Сделал сбоку мукомолку,
Со второго- солемолку,
С третьего же- деньгомолку.
Посмотрите, здесь я собирала пазл, на котором изображено, что для карельского человека было счастьем. (Рассматривание пазла) Но несколько деталей я не успела собрать, помогите мне. (Несколько детей собирают кусочки пазла) Вот теперь мы по-настоящему счастливы! А теперь нам пора отправляться домой. Но для этого нам надо опять превратиться в великанов. Подтянитесь, перешагиваем через скалы и озера, раздвигаем великие сосны. Вот мы и в д/с. Вам понравилось путешествие? (ответы детей) А что вам больше всего запомнилось? Что Вам было не понятно? (Рефлексия) Я Вам прочитала сегодня несколько рун, а всего их 50. Все эти руны собрал по карельским и финским деревням и соединил в одну книгу финский писатель Элиас Леннрот. 28 февраля была издана первая книга – эпос «Калевала», поэтому в этот день празднуют день рождения «Калевалы». Давайте пройдем к выставке книг. (Подойти к выставке) Посмотрите, сколько было разных изданий «Калевалы». (Рассматривание разных изданий на выставке) Я предлагаю Вам сделать свою книгу «Калевала». (Дети проходят к столам, на них приготовлены листы альбомные, карандаши, разрезанные руны и раскраски- иллюстрации)
Перед каждым из Вас лежит иллюстрация к рунам, которые я сегодня Вам прочитала. Давайте вспомним и назовем их. (Дети по очереди называют руны) А теперь раскрасьте иллюстрации к рунам. А потом мы соединим руны вместе, и получится маленькая книжка «Калевала».
Дети закрашивают раскраски и изготавливают книжку. Воспитатель- рассказчик прощается с детьми на русском и карельском языках. (До свидания! Prostikkua)