МААМ-картинки

«Чародейкою зимою околдован лес стоит…» Конспект интегрированного занятия из цикла «Зима в музыке, поэзии и живописи»

Наталья Константинова
«Чародейкою зимою околдован лес стоит…» Конспект интегрированного занятия из цикла «Зима в музыке, поэзии и живописи»
▼ Скачать + Заказать документы

" Чародейкою зимою околдован лес стоит. "

Задачи:

• Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное настроение в музыке, живописи, поэзии.

• Поддерживать у детей желание слушать музыку, стихи, желание высказываться.

• Воспитывать любовь к родной природе, помочь детям почувствовать красоту пейзажа и выразить свое восхищение через рисунок.

Материалы: Репродукции картин:

«Зима» - И. Шишкин;

«Сказка инея и восходящего солнца» - И. Грабарь.

Публикация «„Чародейкою зимою околдован лес стоит…“ Конспект интегрированного занятия из цикла „Зима в музыке, поэзии и живописи“» размещена в разделах

Музыка : П. Чайковский, Декабрь «Святки», А. Вивальди, «Зима», часть 2., С. Прокофьев, Фея Зимы из балета «Золушка», П. Чайковский, 1 симфония «Зимние грезы», часть 2, Хоровод «Зима пришла», музыка и слова Л. Олиферовой, А. Вивальди, «Зима», часть 1

Предварительная работа

• Наблюдения в природе (за цветом снега в разное время суток, за деревьями в инее, за изменением цвета неба в зависимости от освещения, за погодой);

• Рассматривание репродукций картин разных художников (И. Шишкин «Зима», И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», К. А. Коровина «Зимой», Б. Кустодиев «Зима. Масленица», И. Шишкин «На севере диком», А. Пластов «Первый снег»);

• Чтение и заучивание стихотворений о зиме. (С. Есенин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Пушкин, И. Бунин и др.) Беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов;

• Изодеятельность - знакомство с пейзажем, композицией, рисование зимних пейзажей;

• Слушание музыкальных произведений композиторов-классиков, посвященных зиме (А. Вивальди, «Зима», часть 1,2, П. Чайковский, Декабрь «Святки», С. Прокофьев, Фея Зимы из балета «Золушка», П. Чайковский, 1 симфония «Зимние грезы», часть 2);

Художественно-развивающие игры: «Подбери цвета, которые художник использовал в картине», «Найди картину по палитре», «Найди картину по настроению, выраженному в музыкальном произведении».

Ход занятия:

- Ребята, вам нравиться зима? Чем она вам нравиться? Я вас приглашаю в путешествие в зимнюю сказку.

(Показ презентации " Зима")

-Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима.

Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму. ее настроение и рассказывают нам о зиме.

Поэты-в стихах, композиторы- в музыке, а художники в своиих картинах.

-Послушайте, как красиво о зиме рассказал поэт С. Есенин.

(дети читают стихи)

Поет зима-аукает

Мохнатый лес баюкает со звоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

- А вот как ласково, нежно, радостно обращается к зиме поэт Вяземский:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа

Белоснежная лебедка;

Здравствуй-матушка зима!

-И также радостно приветствует зиму поэт Никитин:

Здравствуй- гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

-Рады приходу зимы и художники. Посмотрите на эту картину (слайд с репродукцией картины И. И. Шишкин "Зима") Вспомните, кто написал эту картину и как она называется. (ответы детей).Правильно, это картина И. И. Шишкина "Зима".

О чем рассказал нам художник, что его удивило? (красота зимнего леса, укутаннового снегом). Каккой это лес? (старый,дремучий, непроходимый, еловый бор.) Почему вы решили что это старый. дремучий лес? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, мощные, с толстыми стволами, лесные богатыри). А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (огромные стволы упавших старых деревьев, кое где стволы елей уже наклонились, но они еще не упаали). А естль ли здесь маленькие елочки и кусты? Да. они чуть виднеются из-под снежных шубок. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой. Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую еще загадку загадал нам художник. Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.

Красив укрытый пушистым толстым ковром снега зимний лес. Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, радостная, звонкая? Да, картина тихая, спокойная,негромкая. Вам понравилась картина?

Тишина! Шепнула белая поляна.

Тишина!-вздохнула, вея снегом, ель.

-А сейчас, я дотронусь до вас волшебной палочкой и вы все превратитесь в красивые снежинки и каждый из вас подарит нам свой танец снежинок.

(звучит музыка М. Минкова "Вальс снежинок", дети импровизируют).

-Молодцы! Какой прекрасный снежный танец вы нам подарили. Спасибо вам.

-А сейчас я хочу вам показать еще одну картину, но перед этим я расскажу вам историю.

Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись утром и выглянув в окно. он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Скорее, скорее писаать, пока это чудо не исчезло! Ему хотелось петь и танцевать от радости! Он схватил краски и стал писать,а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню.

Посмотрите же на эту картину (слайд с репродукцией картины И. Э. Грабарь " Сказкаа инеея и восходящего солнца")

-Раасскажите, что вы видите на картине. Да, мы как-будто очутились зимой в сказочном волшебном саду, где рассцвели необыкновенные деревья! А какие это деревья, как вы узнали, что это березки? (по ажурным опушенным инеем веточкам, каскадом спускающиься вниз. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, и создается ощущение, что это сказочная бахрома.)

А какая это картина по настроению? (нежная, мягкая, легкая)

Что вам хотелось делать, глядя на эту картину?

музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками.

У замечательного композитора (показ слайда портрет А. Вивальди) есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются "Времена года". Каждый концерт имеет свое название. Какое? (весна. лето,осень, зима)

Я предлагаю вам послушать фрагмент из концерта А. Вивальди "Зима" 1 часть. Закройте глазки, молча слушайте и представляйте, какую зиму рисует нам композитор, а когда музыка закончится, вы поделитесь своими впечатлениями.

(звучит музыка А. Вивальди "Зима" 1 часть.)

Изображается картина суровой зимы. Ненастной, вьюжной. Музыка взволнованная, тревожная, беспокойная. Мы как будто слышали порывы ветра: мете снег, сыплются колкие снежинки. природа скована стужей, застыла в оцепенении.

Сам А. Вивальди написал к этой музыке такие слова :

Закоченев под снежными снегами

Под резким ветром, дующим в дуду,

Бежать, притопывая сапогами,

И ежась, и дрожа на холоду!

-Конечно, любит зима морозы трескучие, но бывают и оттепели. Поэтому зимние дни такие разные- то сверкающие. солнечные, то- серые, ненастные, колючие.

Давайте послушаем 2 часть концерта А. Вивальди "Зима", совсем не похожую на 1 по характеру. Слушайте и представляйте, какая зима вам видится при звуках этой музыке.

(звучит музыка А. Вивальди "Зима" 2 часть)

-Что расказала вам музыка? Зима ласковая. мягкая, нежная, светлая, сверкающая, красивая, спокойная. Музыка нежная, легкая, мечтательная.

-Молодцы! Как много красивых слов вы сказали о музыке.

- А сейчас я хочу с вами поиграть и проверить, какие же вы у меня прекрасные знатоки музыки, поэзии и живописи. Посмотрите на репродукции картин знаменитых художников, они вам уже знакомы, давайте их назовем.

(проводится игра на интерактивной доске "Побери картину к музыке")

-Сейчас будет звучать музыка, я буду читать стихи, а вы должны будете догадаться к какой картине подходят эти стихи и музыка.

(звучит музыка А. Вивальди 2 часть)

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко непробудно. (И. И. Шишкин "Зима")

(звучит музыка И. Бах "Прелюдия и фуга до-мажор")

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. (И. Э. Грабарь "Сказка инея. ")

(звучит музыка П. И Чайковского "На тройке")

День прозрачный, день-морозный,

В серебре лежат дворы,

Санок звонкие полозья

С ледяной бегут горы. (Кустодиев "Зима. Масленица")

(звучит музыка Икито скрипка)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она. (И. И. Шишкин "На севере диком")

-Какие вы все молодцы, настоящие знатоки.

-Поэты,художники, композиторы воспевали зиму-это прекрасное время года, каждый по своему. Вот пришла пора и вам рассказать о своей зиме в рисунках. каждый из вас создаст свою картину зимы. Какие цвета и оттенки вы будете использовать в своих рисунках? Почему?

Для этого вам предлагается разнообразный материал для рисования (восковые мелки, свечи, акварель, гуашь, пастельные мелки).

Выбирайте, что вам нравится и занимайте свои места. А прекрасная музыка П. И. Чайковского вам поможет.

(дети рисуют)

-А сейчас я попрошу вас выйти со своими работами и показать всем, какая прекрасная зимняя картина у нас получилась. Вам нравится? Давайте украсим ими нашу группу.

Публикации по теме:

Конкурс рисунков «Зимние фантазии»Конкурс рисунков «Зимние фантазии» Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит… Зима (Ф. Тютчев) Среди дошкольников.

Околдованы, очарованы…Околдованы, очарованы… У Федора Тютчева есть такие слова : " Чародейкою зимою Околдован лес стоит. "Поэт был очарован красивейшей природой России - матушки. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Чародейкою зимою околдован лес стоит…» Конспект интегрированного занятия из цикла «Зима в музыке, поэзии и живописи»
Опубликовано: 30 марта 2013 в 16:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Чародейкою зимою околдован лес стоит…» Конспект интегрированного занятия из цикла «Зима в музыке, поэзии и живописи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Константинова (УИ 67725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД