Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия (НОД) по теме «Моя Родина — Россия» для детей 6–7 лет (5 фото)

Елена Пономарева
Конспект интегрированного занятия (НОД) по теме «Моя Родина — Россия» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Родина, Россия… Эти понятия важны, значимы и глубинны для каждого ребёнка. Чтобы сформировать в представлении дошкольников образ Родины, воспитать любовь и уважение к её святыням, национальным ценностям, созидательному труду, родной природе, недостаточно традиционных методов обучения. Возникает необходимость поиска новых эффективных способов эмоционального воздействия на ребёнка, учитывая богатые возможности современной образовательной среды в условиях модернизации образования. Инициативная творческая группа педагогов в составе музыкальных руководителей МДОУ ДС КВ №33 г. Ейска МО Ейский район Павловой С. В. и Пономарёвой Е. И. разработала инновационный образовательный проект по теме «Формирование у дошкольников чувства сопричастности к судьбе Родины средствами ИКТ». Проведенное Пономаревой Е. И. практическое занятие для слушателей курсов повышения квалификации, организованных ГОУ КК ККИДППО, является одним из этапов реализации инновационного проекта и даёт педагогу возможность позиционирования практических результатов деятельности.

Публикация «Конспект интегрированного занятия (НОД) по теме „Моя Родина — Россия“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы по теме «Моя Родина – Россия» является авторской разработкой музыкального руководителя Пономарёвой Е. И., классической по структуре и тематической по содержанию. Занятие основано на интеграции нескольких образовательных областей («Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социализация»). Инновационная составляющая – использование информационно–коммуникационных технологий (ИКТ). В сюжетную канву занятия вплетены поэтические произведения, написанные Пономарёвой Е. И. (стихотворение, песня). Создание презентаций к стихотворениям, песням, танцевальным композициям осуществила музыкальный руководитель Павлова С. В.

При разработке данного конспекта автор руководствовался следующими педагогическими принципами:

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- принцип доступности, последовательности и систематичности излагаемого учебного материала;

- принцип педагогической поддержки воспитанников в поиске адекватного решения проблемных ситуаций;

- принцип критериального отбора музыкальных и литературных произведений, видеоматериалов, интернет-ресурсов.

Цель занятия - формирование в сознании детей эмоционально окрашенного образа Родины с использованием выразительных визуальных и слуховых средств воздействия на основе ИКТ.

Воспитательно–образовательные задачи.

1. Учить детей пользоваться исследовательским методом для расширения знаний о Родине. Обогащать представления детей о символике России (гимн, герб, флаг, о национальных ценностях страны.

2. Стимулировать творческую активность детей во всех видах музыкальной деятельности, поощрять их стремление к эмоциональному и выразительному исполнению освоенного музыкального репертуара.

3. Воспитывать у дошкольников чувство национального самосознания, любовь к отчему дому, малой Родине, гордость и ответственность за судьбу России.

Задачи музыкального воспитания.

1. Музыкально – ритмические движения: упражнения (Совершенствовать движение хороводным шагом, змейкой, противоходом, в двух концентрических кругах, сужая и расширяя круг).

2. Танец (Выразительно выполнять движения с шарфами, добиваться плавности и пластичности движений рук, чувствовать развитие музыкальных фраз, передавать в танце эмоционально – образное содержание музыкального произведения).

3. Восприятие музыки (Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации, обогащать словарный запас детей новыми эпитетами).

4. Пение (Закрепить знакомую песню о России. Правильно брать дыхание, смягчать концы фраз, чисто интонировать мелодию, исполнять песню с солистом. Повторить знакомую песню о родном городе. Закрепить умение самостоятельно, выразительно и вдохновенно исполнять песню патриотического звучания, обращать внимание на артикуляцию звука).

5. игра на музыкальных инструментах (Совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах, чётко передовая ритмический рисунок в сольных партиях и в ансамблевой игре).

Оборудование:

1. Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук).

2. DVD –диски с презентациями, видеоролик Государственного гимна РФ.

3. Музыкальный центр, микрофон.

4. MP -3 диски с музыкальными произведениями.

5. Детские музыкальные инструменты.

6. Шарфы, ленты.

Ход занятия.

Дети подготовительной к школе группы входят в музыкальный зал и останавливаются у центральной стены. Музыкальный руководитель предлагает им поздороваться с гостями – слушателями курсов повышения квалификации.

(Музыкальное приветствие)

Музыкальный руководитель (далее М. Р.): Ребята, вы любите свою Родину? (ответы детей)

М. Р. : Я предлагаю вам сегодня узнать о Родине много нового и интересного. А в мир открытий мы отправимся хороводным шагом.

(Звучит песня А. Семёнова «Россия – матушка» в исполнении детского вокального ансамбля. (МР -3 диск). Дети двигаются хороводным шагом, змейкой, противоходом, концентрическими кругами, сужают и расширяют круг. Вместе с последними аккордами подходят и садятся на стулья.)

М. Р. : Ребята, мы двигались хороводным шагом и одновременно внимали звукам замечательной песни о Родине. Вам понравилась песня? (Ответы детей).

Ребята, когда вы слышите слова «Родина», «Россия», что вы представляете? Какой образ рисуется в вашем воображении? (ответы детей).

(В процессе опроса выявлена проблема – преобладание сухой констатации знакомых сведений, недостаточно эмоциональная речь, отсутствие опыта формулирования собирательного абстрактного образа и, как следствие, невысокая активность детей при опросе.)

М. Р. : Ребята, я помогу вам научиться рассказывать о Родине красивым поэтическим языком и свободно, без затруднений, делиться своими впечатлениями со взрослыми и с вашими сверстниками. Наше занятие называется «Моя Родина – Россия». А хотите знать, как я представляю образ Родины? Я написала стихотворение, которое приглашаю прочитать Машу, Соню, Соню, Серёжу и Полину. Вы не только услышите их замечательное исполнение, но и увидите поэтический образ Родины на экране.

(Дети читают стихотворение Е. Пономарёвой «Родина у каждого своя» под музыкальную тему из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». На экране - презентация стихотворения, созданная С. В. Павловой.)

Родина у каждого своя –

Шелест трав и пенье соловья,

Тихий дождь, сияние луны,

Аромат садов и плеск волны.

Родину мы любим всей душой:

Детства колыбель – наш дом родной…

Мама на ступеньках у крыльца,

И не страшно на плечах отца.

Родина – наш южный городок,

Залитый пшеницей хлебный ток,

Вышитая скатерть на столе,

И поклон за каравай родной земле.

Родиной зову свою Кубань,

Где гостей встречает Атамань,

Где казачье племя,- стар и млад,

Честь хранят, живут с душою в лад.

Нет счастливей девочки, чем я,

Ведь Россия – Родина моя.

Ты звени колоколами, Русь,

Я тобой, Отечество, горжусь!

М. Р. : Спасибо, ребята, за чудесно прочитанное стихотворение. Я думаю, дружные аплодисменты будут лучшей похвалой нашим чтецам. Ребята, а что вам больше всего понравилось в этом стихотворении, поделитесь, пожалуйста вашими мыслями. (ответы детей).

Родина – очень ёмкое, значимое, многогранное понятие. Наша Родина, прежде всего, сильное государство со своей самобытной историей и культурой. Рассмотрим символы государства – флаг, герб, гимн. Взгляните на экран, вы видите флаг России.

(Далее следует беседа с детьми в форме свободного общения по выявлению знаний детей о флаге России.

Примерные вопросы педагога.

1. Сколько полос на флаге России?

2. Как по-иному называется трёхцветный флаг?

3. Назовите цвета флага сверху вниз.

4. Что обозначает каждая из полос флага?

5. В каких случаях вывешивают флаг России)

М. Р. : Рассмотрим герб России, но прежде, чем вы увидите его на экране, я расскажу вам историю возникновения герба. Герб впервые появился на рыцарских турнирах. Рыцари были хорошо экипированы. Они были одеты в железные доспехи, голова защищена шлемом, и даже лицо закрыто железной маской – забралом. Поскольку соперники не могли узнать друг друга, на помощь приходил герб, изображенный на щите. Герб содержал информацию о том, из какой страны прибыл рыцарь, королевского ли он рода, богат или беден. Времена рыцарских турниров прошли, а герб остался. Герб есть у каждой страны, есть он и у России. Взгляните на экран. На гербе России изображен двуглавый орёл, взор которого обращен на запад и на восток. Наше государство открыто для сотрудничества со всеми странами. На голове орла изображена большая корона, символизирующая независимость России, а малые короны свидетельствуют о независимости её частей. В лапах орёл держит символ государственной власти – шар (держава) и жезл (скипетр). Грудь орла закрыта щитом, на котором изображен Георгий Победоносец, серебряным копьём поражающий змея, что означает победу света над тьмой, добра над злом.

Каждый из вас, ребята, слышал Гимн России.

Гимн означает «торжественная песнь». Гимн звучит в особо торжественных случаях, его слушают стоя. Я приглашаю вас и наших гостей встать, чтобы услышать фрагмент гимна. Поэтическое содержание вы увидите на экране, а о его мелодии мы поговорим после прослушивания.

(Дети стоя слушают гимн России.)

М. Р. : Ребята, что вы можете сказать о музыке гимна России. (ответы детей).

М. Р. : Я помогу вам поточнее охарактеризовать мелодию гимна. Она торжественная, величавая, патриотическая (дети повторяют, закрепляя новые эпитеты).

М. Р. : Ребята, мы любим свою Родину, гордимся ею. Я приглашаю вас исполнить всеми любимую песню «Моя Россия». Следите за дыханием, смягчайте окончание фраз, постарайтесь исполнить песню выразительно и вдохновенно, а солировать будет Соня. Соня, возьми, пожалуйста, в руки микрофон. Мы будем исполнять песню под инструментальное сопровождение. (Исполнение песни «Моя Россия» Г. Струве)

I. У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная, -

Нет земли красивей.

II. Для меня Россия– белые берёзы,

Для меня Россия утренние росы,

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего ж на маму ты мою похожа.

III. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями!

М. Р. : У каждого из нас есть малая Родина, край, где мы родились.

1. Как называется наш край?

2. Назовите по-иному Краснодарский край.

3. Что вы можете рассказать о Кубани?

4. Чем занимаются люди на Кубани?

5. Какие кубанские песни любят петь ваши дедушки и бабушки?

Ребята, я приглашаю вас взять музыкальные инструменты, чтобы проиллюстрировать замечательную кубанскую песню, в которой слышится и топот коня, и свист острой шашки и молодецкая удаль казачьих войск. (Исполнение на детских музыкальных инструментах укр. нар. песни «Гэй, спивай казакы»)

М. Р. : Ребята, как не восхищаться своим родным городом, в котором вы родились, где в уютном доме вы живёте с мамами и папами, дедушками и бабушками. В каких местах нашего города вы особенно любите отдыхать всей семьёй. (ответы детей). Я приглашаю вас исполнить песню «Ейск – город родной». Постарайтесь исполнить песню красивым звуком, произносите слова отчётливо. На экране вы увидите самые красивые, самые излюбленные места отдыха ейчан. (Дети исполняют песню «Ейск – город родной» Е. Пономарёвой).

I. Над заливом плывут облака,

Словно белые чайки вдали,

И встречает Приморский бульвар

Корабли, корабли.

Припев:

Город мой – Ейск родной,

Кружит вальс золотая листва.

Город мой – Ейск родной,

Мы навек полюбили тебя.

II. Закачалась морская волна,

Нежно гладит прибрежный песок,

И гуляет в осенних садах

Ветерок, ветерок.

III. Отпечатался времени бег

На купеческих старых домах,

И грустит Воронцовский проспект,

Тишина, тишина.

М. Р. : Наши предки завещали нам сохранить и сберечь нашу Родину. Ведь Россия – самая гордая, самая сильная, самая красивая страна в мире. А завещание предков нам прочитают Дима, Дима и Серёжа. (Стихотворение "Нет России другой").

Берегите Россию –

Нет России другой,

Берегите её

Тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию,

Чтобы сильной была.

Чтобы нас от беды

В трудный час сберегла.

Ей неведомы страхи,

И крепка её сталь,

И последней рубахи

Ей для друга не жаль.

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Нашей гордой судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой.

М. р. : Мальчики, вы – наши будущие защитники. И юные, хрупкие девочки, и наши взрослые гости гордятся вами и надеются, что вы проявите себя мужественными и ответственными людьми, станете достойными гражданами великой России. (мальчики садятся на свои места).

М. р. : Чувство любви к Родине можно передать не только во вдохновенных стихотворениях, но и в красивых танцевальных композициях. Девочки возьмут нежные шарфики, а мальчики – разноцветные ленты, чтобы исполнить танцевальный гимн любви нашей Отчизне. (Дети исполняют танцевальную композицию на музыку Е. Добрынина «Живи, родник»).

М. р. : Наша встреча подошла к завершению. Ребята! Вам было интересно на занятии? Я надеюсь, что вы узнали очень много нового о своей Родине. Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

(Следуют развернутые ответы желающих детей. Приводим один из ответов. Сережа Б. : «Я люблю свою Родину, потому, что она сильная и красивая. А я – настоящий казак, потому что мой дедушка – тоже казак. А когда я вырасту, то буду защищать нашу Родину от врагов.»)

Ребята, ваши новые знания помогут вам без затруднений рассказать о России своим друзьям и родителям.

Наше занятие окончено. Желаю вам успехов в освоении новых знаний.

Приложение 1.

Используемая литература.

1. Моё отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И. В. и др. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г.

2. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. Е. А. Позднякова: - Волгоград: Учитель, 2008г.

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия; история. / авт. – сост. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. М. – ТКО «АСТ», 1996г.

Используемые материалы.

1. Стихотворение Е. Пономарёвой «Родина у каждого своя».

2. Стихотворение Е. Синицына «Нет России другой».

3. С. Михалков, А. Александров. Государственный гимн Российской Федерации.

4. Песня Г. Струве «Моя Россия».

5. Песня Е. Пономарёвой «Ейск – город родной».

6. Песня В. Добрынина «Живи, родник».

7. Укр. нар. песня «Гэй, спивай казакы».

8. Песня А. Семёнова «Россия – матушка».

9. Презентации к стихотворениям, песням танцевальным композициям музыкального руководителя МДОУ ДС КВ №33 г. Ейска МО Ейский район Павловой С. В.

Приложение 2

Описание современных приемов и методов обучения.

1. Интеграция образовательной области «Музыка» с образовательными областями:

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей);

«Социализация» (формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств дошкольников);

«Коммуникация» (развитие компонентов устной речи, развитие свободного общения со взрослыми и детьми).

2. Внедрение исследовательского метода.

Выявленная в начале занятия проблема (затруднения детей в характеристике образа Родины, односторонняя трактовка, недостаточная полнота высказываний) потребовала исследования материала на основе средств эмоционального воздействия. Детям было предложено стать активными участниками исследования и рассмотреть образ Родины в разных ипостасях:

• «Родина – отчий дом»,

• «Родина - любимая семья»,

• «Родина – родной город»,

• «Родина – самобытный регион»,

• «Родина – великая страна».

Результатом исследования явилось расширение знаний детей и обогащение их эмоциональных впечатлений по основной теме занятия.

3. Использование ИКТ для визуализации абстрактного образа. Принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» очень актуален в контексте данного занятия. Имея сформированные понятия о конкретном предметном мире, ребенок зачастую испытывает трудности при восприятии абстрактных образов. При формировании в сознании ребенка образа Родины использование традиционных методов было бы недостаточным, поэтому в занятии применена богатая палитра средств ИКТ (созданные презентации, видеоролики, заимствованные из сети интернет). Визуализация изучаемого материала позволила сделать его не только более информативным, но и более эмоционально окрашенным, что способствовало его эффективному усвоению детьми.

4. Использование регионального компонента.

Включение в сюжетную канву фольклорного материала (музыкальных произведений, звучащих на кубанском диалекте, а также презентации к песне о Ейске внесло в занятие дополнительную эмоциональную краску. Узнаваемый образ любимых мест родного города, восприятие песен малой Родины, которые исполняют дома бабушки и дедушки, стимулировало интерес и творческую активность детей.

5. Наличие в предлагаемом материале авторских произведений. Эффективность занятия многократно повышается, если ребенок чувствует, что сам педагог увлечен предлагаемым материалом. Вплетение в музыкальную ткань занятия авторских поэтических произведений обогатило его содержание.

6. Включение элементов гендерного воспитания.

Акцентирование социальной роли мальчиков (будущих защитников) в судьбе России является одним из значимых компонентов воспитывающего характера обучения.

7. Стимулирование продуктивности деятельности дошкольников.

В результате детской художественно – практической деятельности был создан творческий продукт – качественное исполнение песен (в том числе и с солистом, слаженная ансамблевая игра на детских музыкальных инструментах, выразительное чтение поэтических произведений, эмоциональное исполнение хореографических композиций. Продуктивность образовательной деятельности, в конечном счете, отражена в способности детей красноречиво и полно высказывать свои суждения и позиционировать обретенные знания, являющиеся естественным итогом проведенного мероприятия.

Конспект интегрированного занятия (НОД) по теме «Моя Родина — Россия» для детей 6–7 лет
Фото «Моя Родина — Россия»
Конспект интегрированного занятия (НОД) по теме  для детей 6–7 лет - фото
Фото №1 Пояснительная записка Фото №2 Родина Россия Эти понятия важны значимы и глубинны для каждого ребёнка
Публикации по теме:

Информационный проект «Моя Родина Россия» в старшей группе Информационный проект "Моя Родина Россия" Первый этап. Целополагание. Воспитание любви к Родине,есть неотъемлемая часть в жизни каждого.

Стихотворение о Луховицком районе «Россия — Родина моя» "Россия - Родина моя" Россия - Родина моя! Здесь есть луга, леса, поля, Реки, горы и моря, - Велика страна моя. Россия - Родина моя! Москва.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия (НОД) по теме «Моя Родина — Россия» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 14 сентября 2013 в 23:02
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия (НОД) по теме «Моя Родина — Россия» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пономарева (УИ 127590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД