Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС (с использованием ИКТ) «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа)

САРИЯ ТУБИЛОВА
Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС (с использованием ИКТ) «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа)

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края- Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Задачи:

Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях;

Продолжать учить различать и называть (классифицировать) животных и птиц;

Развивать диалогическую форму речи;

Запоминать пословицы о природе.

Познавательная

Учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей. Развивать наблюдательность, мыслительные способности, делать выводы. Научить различать экологические знаки.

Воспитательная

Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края. Формировать навыки поведения в природе.

Предварительная работа:

Экскурсия в школьный музей, в уголок хантыйской культуры; Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края"; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома-насмотренности «Мой край», «По страницам Красной книги ХМАО».

Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС (с использованием ИКТ) «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа)

Работа со словарём: Югра, тайга; хвойный, лиственный, смешанный лес; Красная книга.

Оборудование: ИКТ, аудиозапись, магнитная доска; хантыйский национальный костюм, берёза "Желаний», разноцветные ленточки, талисманы; 2 обруча, 2 корзинки, кедровые, еловые и сосновые шишки, шапочки – маски.

Демонстрационный материал: слайд-шоу "Тайна Сибирской тайги"; герб города Нижневартовска и ХМАО-Югра; д/и "Птицы", "Дикие животные", "Деревья"; плакаты, раздаточные карточки.

Ход занятия:

1. Организационный момент: - Ребята, сегодня вас ждёт увлекательное путешествие! Мы с вами будем играть, но для этого мы должны быть бодрыми и весёлыми! Давайте подарим друг другу наши красивые улыбки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

2. Беседа: - Ребята, скажите, где мы с вами живём? Как называется наш округ? (Ханты-Мансийский автономный округ.) Молодцы, правильно. А что изображено в гербе нашего города Нижневартовска?

1 слайд (Показ герба Нижневартовска)

(Ответы детей: рыба на реке Обь; кедр на тайге; золотой запас края: нефть)

- Да, действительно, ребята, наш край богат нефтью, а так же глубокой рекой Обь, озерами и болотами и богат ещё лесом - тайгой. Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавают много рыб.

- Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством. Поэтому и в нашем гербе изображены эти символы.

2 слайд (Рисунок с изображением коренных жителей Югры)

3. Сюрпризный момент:

(Стук в дверь. Звучит хантыйская мелодия.

Входит пом. воспитателя в хантыйском национальном костюме.)

Хантыйка Аннэ: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аннэ. Я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где с вами живем. В красивом городе вы живёте. А вот раньше здесь были болота, раньше здесь был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, жить в тайгу. Сегодня я вас приглашаю в гости в лес - тайгу. Вы согласны? (Да)

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие. Давайте, повторим это слово - тайга. Но, как же мы попадём туда?

(Ответы детей: на поезде, самолёте, вертолете, пешком)

Воспитатель: - Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправляться на лыжах. Давайте мы наденем на себя куртки, шапки, обувь, шапки и наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправимся в путь!

(Дети, «на лыжах» отправляются до столов, где застелена белая скатерть.

Ширма оформлена изображением зимнего пейзажа леса.)

3 слайд

Ребенок:

Здравствуй, лес,

Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

Хантыйка Аннэ: - Ребята, снимайте лыжи и садитесь на лесной поляне удобнее.

4. Знакомство тайгой:

Воспитатель: - Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга?

4 слайд (Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)

- Каких деревьев называют хвойными?

Дети: - Это деревья, на которых растут иголки- хвоинки.

Воспитатель: - Назовите хвойные деревья.

5 слайд (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница, можжевельник)

Воспитатель: - А какие лиственные деревья вы знаете?

6 слайд (Береза, осина, рябина, тополь, клен)

Воспитатель: - Давайте, ребята, на 1-ом круге мы соберем хвойные деревья, а на 2-ой круг – лиственные деревья.

(Игра: «Хвойный и лиственный лес». Дети по команде разложат отдельно хвойные и лиственные деревья в обручи)

7 слайд

Хантыйка Аннэ: - Молодцы, ребята, как вы много знаете о деревьях. Лес – это наша родная природа. Мы должны оберегать наши леса! А вот дерево кедр растет только в наших лесах. Ханты считают это дерево - священным деревом. Кедр – считался символом мужества и вечности. Поэтому люди верили в его могущества. Они верили в то, что первое дерево, которое появилось на земле – это кедр. Они думали, что давным-давно жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди были маленькими. Людям было холодно, они болели. Это Северный Старик - Болезней зло рассыпал. Больно было деревьям на людей смотреть. Корни свои мощные из-под земли вытащили и в сторону Севера на защиту людей пошли. Не выдержал Северный Старик Болезней - отступил. Но кедрам отомсти – заколдовал их. С тех пор, если человеку плохо – кедр чувствует…»

ФИЗМИНУТКА

«Утром мы в тайгу пошли

Шишки там, в лесу нашли.

Наклонялись, собирали

Ни одной не растеряли.

Воспитатель: - Скажите, ребята, из каких деревьев эти шишки? (Показывает шишки сосновые, кедровые и еловые шишки.)

(Игра "Собери шишки")

Воспитатель: - Ребята, садитесь на свои места.

8 слайд (Звучит грамзапись «Пение птиц»)

Воспитатель: - Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.

(Дети закрытыми глазами слушают пение птиц.

В это время на доску вывешиваются картины птиц.)

Воспитатель: - А теперь, откройте глаза. К нам прилетели птицы. Назовите, какие птицы сидят на деревьях?

(Дети называют названия птиц: сорока, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел и т. д.)

Воспитатель: - Давайте, ребята, поиграем в игру «Перелетные и зимующие птицы». Сейчас вы по одному подойдете к столу, возьмёте одну карточку, внимательно рассмотрите птицу, и определите какая это птица: перелётная или зимующая она птица?

(Игра «Перелетные и зимующие птицы».

Дети определяют и прикрепляют в магнитную доску птиц по группам.)

ФИЗМИНУТКА

«Синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку.

И с дорожки на плетень,

Тирри-тирри,

Тень-тень-тень.

Хантыйка Аннэ: - Ребята, а вы знаете, какие дикие животные живут в тайге?

9 слайд (Называют диких животных: медведь, заяц, белка, волк, лось, олень, кабан и т. д.

- Молодцы, ребята! Вы любите отгадывать загадки? Давайте, я вам буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать их.

1. У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

(Белка)

2. Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

3. Какой зверь опасный

Ходит в шубке рыжей,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

4. Летом ест клубнику, мёд,

А зимой сосет он лапу.

(Медведь)

5. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду красавец, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

(Рысь)

7. На реке строитель первый.

Валит лес без топора,

На глазах растет плотина.

Что за мастер, детвора?

(Бобер)

8. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежную тайгу.

(Олень)

5. Рефлексия.

Хантыйка Аннэ: - А сейчас вам предлагаю пойти в гости к олени.

10 слайд (рассматривание рисунка олени)

ФИЗМИНУТКА

«Олень»

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Зайка по полю бежит

В дом к нему стучит:

-«Тук-тук! Дверь открой!

Там в лесу охотник злой…»

-«Зайка, зайка, забегай,

И лапу мне давай!»

Воспитатель: - Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.

11 слайд (Показ альбома "По страницам Красной книги Югры")

6. Знакомство с пословицами:

- Люди сложили много пословиц о нём. Давайте, запомним о них.

(Игра «Правила поведения в лесу»)

1.«Лес – богатство страны. "

2.«Лес – богатство и красота – береги свои леса»

3.«Много леса – не губи,

Мало леса – береги

Нет леса - посади»

4. Люби лес, люби природу –

Будешь мил всему народу!»

Хантыйка Аннэ: - А ещё народы Севера считают березу кусочком небесной жизни. Берёза - это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы с вами подойдем к березке, загадаем свои желания и повяжем на веточки ленточки. Но мне пора в путь - дорогу. До свидания, ребята!

Воспитатель: - До свидания, Аннэ! Спасибо тебе большое! На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.

7. Итог занятия:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кто к нам пришла в гости?

- Что вам понравилось больше всего?

12 слайд

Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового из нашего путешествия по Югре? Вам понравилось путешествие в тайгу? Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы! И я вам дарю вот эти амулетики-памятки, я надеюсь, вы будете защитниками нашей Матушки-природы!

Список литературы:

1. Соколова З. П. "Страна Югория" - М., 1978 г. ;

2. 3. "Ханты-манси - кто мы?" (сост В. Лахно, О. Фидорович) - С. П., 1996 г. ;

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия НОД с требованиями ФГОС (с использованием ИКТ) «Тайна Сибирской тайги» (старшая группа)
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 15:10
+88Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

23 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры становятся уместным детским мероприятием перед любым календарным праздником. Либо просто так, без повода. Формат викторины может быть самым разным, в том числе и...

Консультация для родителей «Почитай мне, мама!»
Консультация для родителей: "ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА! " Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, -...
Спортивное развлечение в форме квест-игры «Остров сокровищ» для детей старшей группы
Спортивное развлечение квест-игра «Остров сокровищ» для детей старшей группы Чиненов Александр Владимирович Инструктор по физической культуре г. Сасово...
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Грибы на лесной полянке»
Программное содержание. Продолжать развивать навыки детей в работе с ножницами, учить размещать готовые формы на листе, способствовать совершенствованию...