Лариса Зиновина
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Русская береза - символ России»
подготовительная группа
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и углубить представления детей о значении березы в жизни русских людей, о связанных с ней традициях.
Дать понятие о березе – как о символе России.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Русская береза — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Познакомить с техникой рисования: «Тычком жесткой кистью». Научить изображать березу с ее характерными признаками.
Развивающие: развивать интерес к литературному слову, музыкальным народным произведениям.
Расширять словарный запас детей: «Кора», «Береста», «Чечевички»
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Предварительная работа: наблюдение за березой во время прогулок в разное время года, заучивание стихотворений С. Есенина «Береза», И. Токмаковой «Если б дали березке расческу…», рассматривание репродукций картин русских художников.
Воспитатель: Мы с вами живем в могучей и величественной стране. Как называется наша страна? (Показывает карту России)
Дети: Россия.
Воспитатель: Да, ребята мы с вами россияне.
У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими. Назовите символы нашего государства.
Дети: Гимн, герб, флаг (показ)
Воспитатель: мы с вами поговорим еще об одном символе нашей Родины.
Воспитатель читает стихотворение Г. Седовой «Береза - символ России»
Береза – символ России,
Сокровище русской земли.
Веками ей песни дарили,
Признанья стихами в любви.
Береза – символ России,
Царица русских полей.
Она средь невест всех красивей,
Величественней и белей.
Шелестом листьев березы
Шепчет Россия нам.
Весной святой родины слезы
Бегут у берез по стволам.
Береза - символ России,
Печаль в ней и радость земли.
Веками ей песни дарили,
С поклоном к березке все шли.
Воспитатель: Береза и Россия, неразделимые понятия. Березка воистину русское дерево. Она напоминает русскую печь, холщевую рубаху и ситцевый платок, каравай хлеба. Ни в одной стране мира не растет столько берез как у нас. Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Любит наш народ русскую красавицу. (Слайд)
Речевая игра: «Какая она, наша березка?» (Дети: Стройная, плакучая, белоствольная, кудрявая, золотая, гибкая, русская, как девица-красавица, невеста, раздольная, нарядная, родная и т. д.)
Ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о березе. Славят березку в стихах, рассказах, песнях, хороводах.
Ребенок приглашает в хоровод.
На поляне, на лугу
Гнулася березонька.
Завивали девушки,
Лентой украшали.
Березку прославляли.
Все дети:
Белая березонька,
Ходи с нами гулять.
Пойдем песни играть!
Хоровод: «Во поле береза стояла»
Ребята, скажите, по каким признакам мы можем узнать березу (белый ствол). Березу называют белоствольной, кору называют берестой. Береста это защитный слой дерева. Она защищает дерево от влаги, вредных воздействий окружающей среды и человека. На белой коре мы видим черные точечки - это отдушины, которые называются чечевички, через них береза дышит.
Береза всегда занимала в жизни человека особое место, она не только радовала глаз, но и помогала человеку жить и сохранять свое здоровье.
Дуб корой покрыт шершавой. Ель корой, как чешуей. У березоньки кудрявой Ствол покрытый берестой. Ю. Алешин.
(Показ поделок из бересты). (Слайды)
Из коры березы изготавливают берестяную посуду, туески, хлебницы, корзины, рожки и даже украшения, сумочки, игрушки и музыкальные инструменты.
Как вы думаете, почему все эти изделия делали из коры березы, а не другого дерева? Показ бересты. Раздает небольшие кусочки детям. Эксперименты показывает педагог.
Вывод: кора березы гибкая, делиться на тонкие слои, более прочная, не пропускает влагу, она меньше гниет.
А вы знаете, в какое время года заготавливают бересту? (Нет)
Заготавливают бересту в конце весны в начале лета. В это время она свободно отделяется. Для березы это не опасно, если делать это умело. Кора нарастает вновь.
Березовый сок собирают тоже весной, он полезен для здоровья человека. Воздух в березовых рощах чистый, поэтому микробам, там живется неуютно. А еще с древних времен люди верили, что это дерево способно исполнять их желания. Поэтому приходили к березе и говорили о своих заветных мечтах.
Мы можем отблагодарить березу и позаботиться о ней? Как?
Дети: Не ломать березы, беречь лес от пожаров, не сорить в парках и лесах, высаживать молодые березки.
Физ-минутка:
Мы березку посадили (Выпрямиться, стоя ноги на ширине плеч, руки опушены вдоль туловища)
Мы водой ее полили (Руки согнуть в локтях, ладошки вперед)
И березка подросла, К солнцу руки подняла (Потянуть руки вверх)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила. (Поклоны, опускаем руки вниз и разводим в стороны)
Воспитатель: Мы с вами уже не раз беседовали о березах, учили стихи, читали рассказы, наблюдали за березкой в разное время года. Она прекрасна осенью, снежной зимой, весной.
Русская белоствольная красавица в зеленом платочке, с нежными сережками… вдохновила многих художников изобразить березку на своих полотнах.
На этой картине изображена гигантская береза, как мудрый старец - седой, большой, надежный. (И. Грабарь «Февральская лазурь») (Слайд). Такая береза – защита от ветра, снега, непогоды.
А это картина художника И. Шишкина называется «Ручей в березовом лесу». Этот ручей словно песня, которую поют березы, или зеркало, в которое они смотрят. (Слайд)
Обратите внимание на картину И. Левитана «Золотая осень». На ней запечатлен образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, золотые березки – главные героини этой картины. (Слайд)
Рисуем осеннюю березу.
Березу мы начинаем рисовать со ствола. Сначала делаем карандашный набросок. Затем приступаем к рисованию веток. Вспоминаем, что у березы толстые веточки идут вверх, а потом более тонкими опускаются вниз. Приступаем к рисованию красками. Берем тонкую кисть и черную гуашь. Обводим карандашный набросок кисточкой с черной краской. Тонкую линию можно нарисовать только кончиком кисточки. Начинаем со ствола, а затем переходим к веточкам.
Самостоятельная деятельность детей.
Звучит фонограмма «Отчего так в России березы шумят»
Пока рисунок сохнет пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем.
Листочки мы будем рисовать с помощью жесткой кисти.
Техника рисования: сухой кистью набираем краску (гуашь) желтого цвета.
Ставим кисть вертикально по отношению к листу и делаем резкое примакивание кистью (тычок).
Когда крона будет полностью готова, делаем выставку работ.
Воспитатель: Молодцы… постарались, у нас с вами появилась целая березовая роща! Я надеюсь, что за время нашего занятия вы еще больше полюбили русскую березку. Будете гордиться, восхищаться ей, беречь ее, ведь она является- символом Родины моей!