Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) «Многообразие и разнообразие осенних листьев»

Наталья Пона
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) «Многообразие и разнообразие осенних листьев»

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) + художественное творчество (рисование) для детей старшего возраста

на тему: «Многообразие и разнообразие осенних листьев».

= начало =

Программное содержание:

1. Задачи на развитие познавательных способностей :

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) „Многообразие и разнообразие осенних листьев“» размещена в разделах

Расширять и уточнять представление детей о природе, уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.); продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи изменения сезонных условий с жизнью деревьев (листопад); продолжать учить классифицировать растения леса; упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

2. Задачи на развитие связной речи:

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клен – кленовый, береза – березовый, осина – осиновый, активизировать словарь ребёнка.

3. Изобразительно-технические задачи:

Развивать композиционные умения (уметь располагать изображения падающих листьев по всему листу); совершенствовать умения рисовать кистью, губкой; продолжать формировать умение смешивать краски для создания новых цветов и оттенков; закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (гуашью, акварелью, цветными мелками).

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей доброе отношение ко всему в природе; способствовать развитию памяти, восприятия; воспитывать эстетические чувства.

Методические приемы: показ предметных картинок и репродукций картин русских художников с изображением осенней природы; рассказ воспитателя; подвижная и дидактическая игры; использование художественного слова; использование музыки; показ техники изображения методом тиснения и пояснения воспитателя.

Материал к занятию.

Наглядный – макеты деревьев (рябина, береза, осина, дуб, клен) и засушенные листочки от этих деревьев; репродукции картин русских художников Левитана И. И. «Золотая осень», Бродского И. «Золотая осень», Поленова В. «Осень».

Раздаточный – вырезанные из картона листья клена, березы, рябины, осины; гуашь разноцветная, акварель, кисти, губка, стаканчики с водой, салфетки, клеёнки, листы белой бумаги «коврики-дорожки», живые листочки деревьев разных размеров и форм, собранные в лесу и на участке.

ТСО – магнитола. Аудиозаписи: Бетховен Л. «К Элизе», Бах И. С. - Сюита №2 для флейты с оркестром, П. И. Чайковский «Времена года».

Предварительная работа:

экскурсия в осенний лес (предложить детям походить по опавшей листве; послушать шуршание листья, в руках рассмотреть форму листьев различных деревьев, ощутить их шершавость или гладкость, аромат, собрать листики в букеты); наблюдения и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада, чтение художественной литературы, просмотр м/ф и мультимедийных презентаций, беседы, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры.

Ход занятия

Тихо звучит музыка.

1. Организационный момент

Воспитатель:

– Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

( Ребенок: – Это оранжевый лист с клена – кленовый лист).

Воспитатель:

– Правильно. Это оранжевый кленовый лист (листья : клен, береза, рябина, осина, дуб).

Воспитатель:

– Молодцы. Положите листочек на свой стол. Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? ( Ответы детей: о листьях, об осени.)

2. Вводная беседа

Воспитатель:

– Какие осенние приметы вы знаете?

( Ответы детей: Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются).

Воспитатель:

– Все верно, ребята. Послушайте, какие красивые стихи написаны про приметы осени.

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь –

Значит наступила ОСЕНЬ.

Шорыгина Т.

Воспитатель:

– Какая погода в сентябре? (Ответы детей)

– Все верно, но в начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья рябин, кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины.

– Как называются такие денёчки? ( Ответы детей: «бабьим летом»).

– Почему сентябрь называют «златоцветом»? (Ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин:

– Посмотрите на эти чудесные картины русских художников, какое разнообразие красок на этих работах. Ребята, давайте вспомним нашу прогулку в осеннем лесу. Как приятно было ходить по опавшей листве, собирать их в букетики. Один такой букетик у меня сохранился на столе. Посмотрите, какие листочки красивые, резные, разноцветные. А с каких деревьев листочки собрали вы? ( Ответы детей: с березы, осины, рябины, клена, дуба).

Воспитатель:

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

– Все ли деревья изменили окраску листьев? ( Ответы детей: еще не все).

– Почему листья осенью желтеют? (Ответы детей).

Объяснениее воспитателя: Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, с его помощью на свету у растения идут обменные процессы. Но в листьях есть и другие красящие вещества, они не видны летом, так как хлорофилла очень много. С наступлением осени дни становятся короче, а ночи удлиняются. Вещество, отвечающее за зеленый цвет листа – хлорофилл, днем разрушается и не успевает восстановиться ночью. Зеленый цвет в листве убывает, заметным становится желтый).

– Что в природе служит сигналом для листопада? ( Ответы детей: сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение долготы светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени).

– Сразу ли желтеют листья на всём дереве одновременно или как-то иначе? ( Ответы детей: листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках.

– У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? ( Ответы детей: первыми становятся золотыми листья у берез).

– У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Ответы детей: у березы).

– Какое значение имеет для деревьев листопад? ( Ответы детей: деревья готовятся к зимним холодам, так они защищают свои ветви от поломок, с листьями дерево отдает ненужные ему вещества).

– Дерево тоже умирает с опавшими листьями? ( Ответы детей: Нет, дерево продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с новыми листьями.)

Воспитатель: – Молодцы, ребята, вы очень много знаете об осенних изменениях с деревьями. Незнайка гулял в парке и тоже собрал огромный красивый осенний букет, но не знает с какого дерева листики. Помогите Незнайке определить, какому дереву они принадлежат. Сейчас я буду вам загадывать загадки. А вы не зевайте, свои листочки поднимайте, к нужному дереву прикрепляйте.

Проводится игра – «Помоги Незнайке» (дети должны определить, какому дереву принадлежат выбранные ими ранее листочки и укрепить их на макетах деревьев, расположенных на стенде).

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок. (осины).

Весной роняет слезы

Белая. (береза).

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

(рябина).

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (клен)

И гадать не надо даже -

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! (дуб)

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Я прошу вас подобрать нужное слово к листикам деревьев.

Проводится игра – «Какой лист Дети подбирают нужное название дерева по описанию листа воспитателем :

У этого дерева лист крупный, с очень длинным и толстым черешком, форма его похожа на ладошку, он может быть желтого, оранжевого, красного цвета – клён;

У этого дерева лист округлой формы, похож на маленькое сердце с заостренным кончиком, на длинном черешке, слегка шершавый сверху и гладенький снизу с отчетливыми прожилками, край листочка зубчатый, листочки этого дерева первыми окрашиваются в жёлтый цвет – береза;

У этого дерева лист кругленький, гладенький, с волнистым краем, черешок у него длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке, осень окрасила его в багряный цвет – осина.

Воспитатель благодарит за игру.

Публикации по теме:

«Осенние фантазии»«Осенние фантазии» Любую прогулку можно превратить в увлекательное творчество. Смена времен года создает величайшее разнообразие природных материалов, а в.

Выставка работ из природного материала: «Золотая осень»Выставка работ из природного материала: «Золотая осень» С наступлением осени, всё вокруг меняется, меняется в первую очередь и природа! Разнообразие красивых листьев, многообразие плодоносных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) «Многообразие и разнообразие осенних листьев»
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 21:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД