Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) «Многообразие и разнообразие осенних листьев»

Наталья Пона
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) «Многообразие и разнообразие осенних листьев»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) + художественное творчество (рисование) для детей старшего возраста

на тему: «Многообразие и разнообразие осенних листьев».

= начало =

Программное содержание:

1. Задачи на развитие познавательных способностей :

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) „Многообразие и разнообразие осенних листьев“» размещена в разделах

Расширять и уточнять представление детей о природе, уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.); продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи изменения сезонных условий с жизнью деревьев (листопад); продолжать учить классифицировать растения леса; упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

2. Задачи на развитие связной речи:

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клен – кленовый, береза – березовый, осина – осиновый, активизировать словарь ребёнка.

3. Изобразительно-технические задачи:

Развивать композиционные умения (уметь располагать изображения падающих листьев по всему листу); совершенствовать умения рисовать кистью, губкой; продолжать формировать умение смешивать краски для создания новых цветов и оттенков; закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (гуашью, акварелью, цветными мелками).

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей доброе отношение ко всему в природе; способствовать развитию памяти, восприятия; воспитывать эстетические чувства.

Методические приемы: показ предметных картинок и репродукций картин русских художников с изображением осенней природы; рассказ воспитателя; подвижная и дидактическая игры; использование художественного слова; использование музыки; показ техники изображения методом тиснения и пояснения воспитателя.

Материал к занятию.

Наглядный – макеты деревьев (рябина, береза, осина, дуб, клен) и засушенные листочки от этих деревьев; репродукции картин русских художников Левитана И. И. «Золотая осень», Бродского И. «Золотая осень», Поленова В. «Осень».

Раздаточный – вырезанные из картона листья клена, березы, рябины, осины; гуашь разноцветная, акварель, кисти, губка, стаканчики с водой, салфетки, клеёнки, листы белой бумаги «коврики-дорожки», живые листочки деревьев разных размеров и форм, собранные в лесу и на участке.

ТСО – магнитола. Аудиозаписи: Бетховен Л. «К Элизе», Бах И. С. - Сюита №2 для флейты с оркестром, П. И. Чайковский «Времена года».

Предварительная работа:

экскурсия в осенний лес (предложить детям походить по опавшей листве; послушать шуршание листья, в руках рассмотреть форму листьев различных деревьев, ощутить их шершавость или гладкость, аромат, собрать листики в букеты); наблюдения и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада, чтение художественной литературы, просмотр м/ф и мультимедийных презентаций, беседы, рисование, аппликация, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры.

Ход занятия

Тихо звучит музыка.

1. Организационный момент

Воспитатель:

– Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

( Ребенок: – Это оранжевый лист с клена – кленовый лист).

Воспитатель:

– Правильно. Это оранжевый кленовый лист (листья : клен, береза, рябина, осина, дуб).

Воспитатель:

– Молодцы. Положите листочек на свой стол. Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? ( Ответы детей: о листьях, об осени.)

2. Вводная беседа

Воспитатель:

– Какие осенние приметы вы знаете?

( Ответы детей: Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются).

Воспитатель:

– Все верно, ребята. Послушайте, какие красивые стихи написаны про приметы осени.

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь –

Значит наступила ОСЕНЬ.

Шорыгина Т.

Воспитатель:

– Какая погода в сентябре? (Ответы детей)

– Все верно, но в начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья рябин, кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины.

– Как называются такие денёчки? ( Ответы детей: «бабьим летом»).

– Почему сентябрь называют «златоцветом»? (Ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин:

– Посмотрите на эти чудесные картины русских художников, какое разнообразие красок на этих работах. Ребята, давайте вспомним нашу прогулку в осеннем лесу. Как приятно было ходить по опавшей листве, собирать их в букетики. Один такой букетик у меня сохранился на столе. Посмотрите, какие листочки красивые, резные, разноцветные. А с каких деревьев листочки собрали вы? ( Ответы детей: с березы, осины, рябины, клена, дуба).

Воспитатель:

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

– Все ли деревья изменили окраску листьев? ( Ответы детей: еще не все).

– Почему листья осенью желтеют? (Ответы детей).

Объяснениее воспитателя: Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, с его помощью на свету у растения идут обменные процессы. Но в листьях есть и другие красящие вещества, они не видны летом, так как хлорофилла очень много. С наступлением осени дни становятся короче, а ночи удлиняются. Вещество, отвечающее за зеленый цвет листа – хлорофилл, днем разрушается и не успевает восстановиться ночью. Зеленый цвет в листве убывает, заметным становится желтый).

– Что в природе служит сигналом для листопада? ( Ответы детей: сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение долготы светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени).

– Сразу ли желтеют листья на всём дереве одновременно или как-то иначе? ( Ответы детей: листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках.

– У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? ( Ответы детей: первыми становятся золотыми листья у берез).

– У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Ответы детей: у березы).

– Какое значение имеет для деревьев листопад? ( Ответы детей: деревья готовятся к зимним холодам, так они защищают свои ветви от поломок, с листьями дерево отдает ненужные ему вещества).

– Дерево тоже умирает с опавшими листьями? ( Ответы детей: Нет, дерево продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с новыми листьями.)

Воспитатель: – Молодцы, ребята, вы очень много знаете об осенних изменениях с деревьями. Незнайка гулял в парке и тоже собрал огромный красивый осенний букет, но не знает с какого дерева листики. Помогите Незнайке определить, какому дереву они принадлежат. Сейчас я буду вам загадывать загадки. А вы не зевайте, свои листочки поднимайте, к нужному дереву прикрепляйте.

Проводится игра – «Помоги Незнайке» (дети должны определить, какому дереву принадлежат выбранные ими ранее листочки и укрепить их на макетах деревьев, расположенных на стенде).

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок. (осины).

Весной роняет слезы

Белая. (береза).

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

(рябина).

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (клен)

И гадать не надо даже -

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! (дуб)

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Я прошу вас подобрать нужное слово к листикам деревьев.

Проводится игра – «Какой лист Дети подбирают нужное название дерева по описанию листа воспитателем :

У этого дерева лист крупный, с очень длинным и толстым черешком, форма его похожа на ладошку, он может быть желтого, оранжевого, красного цвета – клён;

У этого дерева лист округлой формы, похож на маленькое сердце с заостренным кончиком, на длинном черешке, слегка шершавый сверху и гладенький снизу с отчетливыми прожилками, край листочка зубчатый, листочки этого дерева первыми окрашиваются в жёлтый цвет – береза;

У этого дерева лист кругленький, гладенький, с волнистым краем, черешок у него длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке, осень окрасила его в багряный цвет – осина.

Воспитатель благодарит за игру.

Публикации по теме:

«Осенние фантазии»«Осенние фантазии» Любую прогулку можно превратить в увлекательное творчество. Смена времен года создает величайшее разнообразие природных материалов, а в.

Выставка работ из природного материала: «Золотая осень»Выставка работ из природного материала: «Золотая осень» С наступлением осени, всё вокруг меняется, меняется в первую очередь и природа! Разнообразие красивых листьев, многообразие плодоносных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) «Многообразие и разнообразие осенних листьев»
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 21:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (ознакомление с природой) «Многообразие и разнообразие осенних листьев»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пона (УИ 32508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД