Вера Белая
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ямал — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «ЯМАЛ – мой край родной».
Образовательные области: Познание, Коммуникация.
ЗАДАЧИ.
Обучающие:
уточнить и закрепить знание детей о Севере: народах, быте людей, растительном и животном мире. Закрепить знания об орнаментах в национальной одежде жителей этого края. Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера.
Развивающие:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром „Ямал — мой край родной“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук;
расширять словарный запас детей;
закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.
Воспитательные:
прививать любовь и уважение к народам Севера.
Предварительная работа: наблюдения за окружающей природой, рассматривание иллюстраций о жизни людей и природе Севера, посещение комнаты Севера в детском саду.
Оборудование :группа оформлена в виде леса (искусственные елки, на елках висят конверты с вопросами, кисточки, цветная бумага, клей, образцы орнаментов народов ЯМАЛа, иллюстрация «Дети Севера». Спортивный инвентарь для проведения физкультурной минутки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла девочка по имени Лынзермя, значит очень маленькая, может спрятаться за кочку, за карликовую березу. Эта девочка ненка, коренная жительница Крайнего севера нашей страны.
Лынзермя: Ребята, я хочу познакомить вас с удивительным, северным краем России – ЯМАЛом. Это очень интересный и своеобразный край. Со всех сторон его окружает тайга. Тайга – это очень огромный хвойный лес на земле. Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека. Послушайте стихотворение :
На Крайнем севере, ребята,
Сиянием небеса объяты.
Страна снегов, и льдов страна,
Она чудес и тайн полна.
Охотник белый, косолапый,
Свой черный нос прикрывши лапой,
За нерпой спящею следит.
Песец куда-то семенит,
Держа в зубах свою добычу…
Кого-то чайки в небе кличут,
Волков полярных жуткий вой…
Совы полярной клюв кривой…
Вот в воду с края толстой льдины
Ныряют шустрые пингвины.
Здесь воздух свеж, чиста вода!
Не съездить ли и вам сюда?
Сможете ли обнаружить ошибку в тексте? Правильно, пингвины живут в Антарктиде. Итак наше путешествие по тайге начинается. Посмотрите, вот тропа, по ней и пойдем. (Дети идут по тропе мимо деревьев, они видят на ветвях висящие конверты).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится в конвертах. Здесь написано, что если мы ответим правильно на вопрос, то сможем пройти дальше.
Задание 1. Назовите ягоды, которые растут в тайге. (Черника, голубика, брусника).
Лынзермя: А еще на заболоченной местности растет клюква, морошка. Эти ягоды очень полезные, их можно назвать целебными. Из клюквы можно приготовить напиток клюк…
Воспитатель: Ребята, помогите правильно дать название этому напитку (клюквенный, из брусники – брусничный морс. А из черники варенье как называется (черничное).
Лынзермя: Молодцы, ребята, давайте пойдем дальше по тропе. А вот еще конверт, а в нём задание.
Задание 2. Назовите семью диких животных тайги.
(Волк – волчица – волченок – волчата.
Медведь – медведица – медвеженок – медвежата.
Заяц - зайчиха – зайченок – зайчата.
Лось – лосиха – лосенок – лосята.
Ёж – ежиха – еженок – ежата.)
Все животные приносят людям пользу – это мясо, мех.
Ребята, давайте поираем.
Игра «Совушка».
В лесу темно, все спят давно (закрыты глаза, руки сложены возле уха)
Лишь сова не спит – на суку сидит
Во все стороны глядит (широко открыты глаза, повороты головой
вправо – влево)
Да как полетит. (бег, размахивая «крыльями»)
Лынзермя: Ребята, посмотрите, там селение людей. Давайте подойдем поближе. (дети показывают и называют макет чума, коренных жителей, нарты, сетки для ловли рыбы, лодка).
Кто знает какие народы живут на ЯМАЛе. Правильно, ненцы, чукчи, а еще ханты и эвенки. Эти народы очень трудолюбивы, смелые и сильные. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках корма для оленей. Чум – жилище временное, его можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников. А чем занимаются коренные жители? (они рыбаки, охотники и оленеводы).
Ребята, вы послушали мой рассказ о жителях Севера, а теперь давайте продолжать путешествие.
Вот еще конверт. Здесь вместо вопроса, загадка. «Кто на голове лес носит?»
Дети: Олень.
Воспитатель: Правильно, это животное кормит и одевает северян. Считается у коренных жителей воплощением добра. Что можно сказать об олене?
Дети: Бежит гордо, красиво, высоко подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес.
Лынзермя: Ребята, впереди нас ждут препятствия. Давайте представим себя оленями и попробуем преодолеть все трудности.
1. Перепрыгнуть через ручей (голубая полоска ткани).
2. Пройти, не задев рогами ветки. (подлезание под дугу с колокольчиком)
3. Перепрыгивание с кочки на кочку.
Воспитатель: Молодцы, оленята, справились со всеми препятствиями, а теперь превращаемся в детей и пойдем дальше. Здесь под ёлкой что-то лежит. (поднимают иллюстрацию «Дети Севера»). Давайте рассмотрим картинку, кто знает, как называется одежда коренных жителей (малица, кухлянка, кисы). А почему так тепло одеты дети? (приходится подолгу находиться на улице, иногда спать в сугробах).
Лынзермя: Одежда очень теплая. Шьётся она из меха оленя, мехом во внутрь, чтобы было теплее. А чем отличается малица от кухлянки? (Малица – шуба с пришитым капюшоном и рукавицами, застёгивается спереди. Кухлянка – это шуба с капюшоном, одевается через голову). Одежда жителей ЯМАЛа украшена разными орнаментами. Все орнаменты имеют геометрический характер и у каждого узора есть свое название («заячьи ушки», «чум», «олени», «снежинки».)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое задание приготовила нам тайга. (на столах разложены малицы из бумаги и заготовки для орнамента). Давайте украсим малицы и каждый назовёт свой орнамент. Дети выполняют аппликацию. Демонстрация работ.).
Лынзермя: Сейчас я предлагаю вам исполнить под звук бубна танец народов Севера. (дети танцуют).
Воспитатель: Дети устали от танцев и прилегли на полянке отдохнуть.
Аутотренинг «Сотвори в себе солнце»
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет.. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Воспитатель: У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:
1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.
2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.
3 .Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.
4. Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по интересному уголочку нашей России — Крайнему Северу. Давайте скажем досвиданье нашей новой знакомой, девочке Лынзермя и до скорой встречи.