Татьяна Таранова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Природа Муйской Долины»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель МАДОУ Д/С «Золотой ключик» Таранова Татьяна Анатольевна, соавтор учитель-логопед Морозова Ольга Юрьевна.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природа Муйской Долины» для старшей группы.
Программное содержание:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Природа Муйской Долины“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
• Расширить и уточнить представления детей о природе;
• закрепить представления о растениях и животных ближайшего окружения : флоре и фауне Муйской Долины;
• способствовать углублению и обобщению представлений о лесе;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать умение слушать друг друга, дополнять и уточнять ответы товарищей;
• развивать речевые способности, интеллект детей;
• побуждать детей к сотрудничеству со взрослыми;
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, составление описательных и сравнительных рассказов, рассматривание картин и фотографий соответствующего содержания, экскурсия в природу по экологической тропе в ДОУ.
Использованная литература :
Детский журнал «Сибирячок» 2007 №3 ,стр. 18-20). «Таёжкины истории», Софья Агеева, «Для чего кабарге клыки»,журнал Юный натуралист 1990№6, стр45-47, «Птичий лесок»,1998№8, стр. 14- 21, «Дятел», «Дятел-Математик»,1990 №8, стр. 17-19, «Лисицыны проделки», 1985 №7, стр. 38-39, «Пернатые соседи».
Оборудование :
Мяч, многофункциональное настенное панно, набор картинок: деревья (ель, сосна, береза, тополь, лиственница, осина ; кусты (боярышник, шиповник, черёмуха, малина);травы и цветы (одуванчик, мать-и-мачеха, мята, крапива, зверобой, подорожник, колокольчик,грибы и мох, животные (медведь, волк, рысь, белка. заяц, мышь, кабарга, птицы (сова, сорока, кукушка, дятел, синица, ворона, насекомые (бабочка, муравей, комар, муха, божья коровка, стрекоза, жук,картинки животных, растений и птиц,не живущих в наших местах, а также животных домашних.
Ведущие : логопед-Незнайка, воспитатели группы - Флора и Фауна
Ход занятия :
В гости к ребятам приходит Незнайка и начинает фантазировать.
Незнайка: - Здравствуйте! Я сегодня в Вашем лесу был. Как там красиво! Ну просто настоящие джунгли: кокосы, бананы, ананасы, лианы, орхидеи…Цветы огромные, разноцветные. Кругом слоны, зебры, крокодилы гуляют. Я даже какаду видел. Правда, правда!
Фауна: Незнайка, ты уверен, что был в нашем лесу, а не где-нибудь в Африке? Я, царица всех лесов, полей и рек Фауна и точно знаю, что в Сибирском лесу нашей Муйской долины крокодилы с какаду не водятся, так ребята?
Дети : ответы детей.
Незнайка: А я, уверен что был в Вашем сибирском лесу!
Фауна: Ребята, а как вы думаете, нам Незнайка правду сказал?
Дети: ответы детей.
Фауна : Я предлагаю вам,ребята, рассказать и показать Незнайке, с помощью настенного панно, какие растения, животные и птицы живут в наших лесах. Незнайка догадайся, что это?
Загадка: «Он зелёный, много в нём чудес. Всё понятно это же …. (лес)».
Но наш лес пока пуст, нам надо его заполнить деревьями и кустарниками,которые растут в нашей Муйской долине. Посмотри, Незнайка на стол, видишь, сколько картинок с изображением деревьев и кустарников лежит на столе, ребята сейчас выберут, и расскажут тебе какие деревья растут у нас. А я им немного помогу, буду загадывать загадки:
Дидактическая игра : «Опиши, мы угадаем»,
Фауна загадывает загадки, отгадавший ребёнок находит на столе изображение дерева, показывает его и вставляет в панно, затем самостоятельно описывает признаки по которым он догадался, ( например: высокое дерево, у него резная кора, прямой толстый ствол, широкая крона, длинные иголки (сосна) по ходу игры беседа о том какую пользу приносят деревья.
Загадки: «С какого растения листочек?»
Что это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок (Лиственница)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане (Берёза)
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет (Смородина чёрная и красная)
Не шмель не пчела, а жалит (Крапива)
Мягок а не пух, зелен, а не трава (Мох).
Незнайка: Красивый у Вас лес получился! Спасибо ребята теперь я знаю, какие деревья растут в вашем сибирском лесу. В благодарность я хочу, вас научить играть в «Лесную игру» :
Физ. минутка : Мы сегодня по дорожке дети ходят по подготовленной
В лес с тобой, дружок, идём дорожке на ковре в заданном темпе
В этом ягодном лесочке собирают ягоды (картинки) ,разложенные на ковре.
Много ягод соберё м :
Сочной малинки,
горькой рябинки,
Спелой чернички,
Полезной бруснички
И землянички-самой приятной,
Сладкой,душистой и ароматной. Держат ягоды в ладошках, делают вдох Ах как вкусно! носом и на выдохе проговаривают
После физминутки дети вставляют ягоды в панно.
Фауна грустит.
Незнайка : Фауна, что случилось, ведь у тебя такой красивый лес получился.
Фауна : Хоть сто лесных тропинок исходи,
Но лес без птиц не сможешь ты найти!
В любом лесу и – тут и там
Тебя встречает птичий гам!
В лесу нет моей подруги, Фауны- царицы всего живого насекомых, животных, птиц. Без пения птиц, лес красивый но неживой, скучный, пустой.
Незнайка : Значит надо её позвать. (хором зовут Фауну)
Под звук лесной музыки с пением птиц входит грустная Фауна. Фауна приходит с корзиной в которой находятся пазлы.
Флора : Здравствуй, моя любимая подруга Фауна, посмотри, какой лес мы сделали с ребятами, но в нём не хватает животного мира.
Фауна: Да, замечательный лес у Вас получился, но со мной произошла беда. Злой колдун «Шиворот –навыворот» перепутал весь мой животный мир, смотрите что получилось (показывает пазлы). Помогите мне всё привести в порядок, собрать птиц, зверей, насекомых.
Дидактическая игра : «Найди хозяина». Детям предлагается найти тех, кому принадлежат изображения на картинках хвосты, уши,клювы, крылья и т. д и собрать правильно. Незнайка тоже участвует в игре и отвечает неправильно, путает детей. Фауна показывает часть картинки- пазла и задаё т вопрос : Чей? Дети отвечают, например заячий, собирают пазлы, рассказывают что знают о том или ином живом существе и заполняют панно животным миром.
Незнайка. Ну наконец, всё готово. Можно играть.
Флора : Не спеши Незнайка. Спасибо ребята, что помогли заселить лес животным миром. Но, прислушайтесь, слышите- тишина. Обращается к Фауне. Почему не слышны голоса, птичья трель?
Фауна : В этом я Вам помогу, я с удовольствием наделю голосами животных и птиц, если сможете угадать кому принадлежат голоса, которые вы услышите.
Игра узнай по голосу : Звучат голоса птиц и животных, дети показывают на панно того, кому принадлежит голос.
Незнайка: Вот теперь точно лес! Настоящий лес!
Флора : Да, Незнайка у нас получился настоящий лес, в котором есть растительный мир. Назовите ребята что, относится к растительному миру?
Дети : ответы детей.
Фауна: и животный мир, назовите, кто относится к животному миру.
Дети : ответы детей.
Фауна : Незнайка это не простой лес. Это сибирский лес, который находится в нашем краю, у нас, в Муйской долине.
Незнайка: Понял! Только теперь я в лес не пойду: комаров много, да волков я боюсь.
Флора : Ну ладно, Незнайка, не ворчи! Лучше пойдём за грибами и ягодами в лес.
Игра –эстафета «Собери грибы». Дети делятся на две команды, по очереди бегут к панно, берут по одному съедобному грибу и несут в свою корзину. Затем результаты подсчитываются, и объявляется команда победительница.
Незнайка: Да, вы не только умные всё про лес знаете, но ещё и ловкие. Я тоже ходил в лес и принёс Вам гостинцы. (печенье –грибочки).
Спасибо вам ребята теперь я знаю, что растёт и кто живет в лесах Муйской долины. Обещаю больше не выдумывать. А если я чего-то не буду знать, то вы мне поможете. Хорошо? Пришло время прощаться. А можно мне ещё прийти к вам? Мне так понравилось у вас, вы так много знаете.
Дети : ответы детей
Незнайка: До свидания!
Флора и Фауна: Молодцы, Вы много знаете о лесах Муйской долины- природе вашего родного края, и мы уверены, что Вы будете её любить, заботиться и беречь!
Спасибо всем друзья! На прощанье мы хотим спеть с Вами «Лесную песенку».
«Лесная песенка» (сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова).
1куплет
Идём мы вслед за песенкой
Тропинкою лесной.
Нам клёны машут весело
Зелёною листвой. (2 раза)
Припев:
Лес, лес до небес,
Полон сказочных чудес.
Будь, светлым, радостным,
Любимый, добрый лес. (2 раза)
2 куплет
У нас за каждой веточкой
Друзья найдутся тут,
И зайчики и белочки
На встречу нам бегут. (2 раза)
Припев:
3 куплет
Пусть ветры эту песенку
По свету разнесут.
Пусть будет также весело
Везде, в любом лесу.
Флора и Фауна вместе : До новых встреч, До свидания!
Под музыку дети выходят из зала.