Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Солнечная система»

Мария Бугрова
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Солнечная система»

Программное содержание:

1) Расширить и обобщить представления детей о строении Солнечной системы и планетах.

2) Закрепить представления детей о родной планете Земля.

3) Познакомить с понятиями «Млечный путь», «Галактика».

4) Формировать понятие о Солнце как о большой звезде - источнике света и тепла на Земле.

5) Способствовать развитию речевого общения детей.

6) Активизировать речь детей прилагательными словами.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Солнечная система“» размещена в разделах

7) Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов.

8) Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества.

9) Формировать элементы самоконтроля.

10) Способствовать развитию психологических процессов: внимания, памяти, мышления.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: глобус, метка в виде солнышка; фотографии с изображением Галактики, Млечного Пути; карта «Строение Солнечной системы», кассета с фонограммой, основа для макета Солнечной системы, пластилин разных цветов, доски для лепки, короны на голову с изображением планет и Солнца. Игра-сюрприз «От Меркурия до Плутона».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание глобуса, подбор и размещение на полочке «умных книг» литературы о космосе; чтение легенд и сказок о Солнце : словацкая сказка «У Солнышка в гостях», мифы Древней Греции; познавательные беседы с детьми на темы: «Роль Солнца в жизни человека», «Солнце и наше здоровье»; проведение цикла познавательных вечеров «Сейчас узнаем» по темам: «Космическое путешествие к околоземным планетам», «Строение Земли».

Периодические наблюдения на прогулке за Солнцем в сравнении в разные времена года. Эксперимент «Темный космос» - узнать, почему в космосе темно. Составление коллективного панно на тему «Космическое пространство». Изготовление основы для макета Солнечной системы : лист бумаги А2, в середине отметить Солнце, вокруг него нанести концентрические круги разного цвета – орбиты планет.

Ход занятия:

1.

- Ребята! Предлагаю вам отправиться в космическое путешествие (дети вместе с воспитателем садятся вокруг глобуса на стульчики).

- Как называется наша планета? (Земля)

-А что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

- Давайте рассмотрим нашу планету. Что изображено на поверхности глобуса? Каким цветом? (реки, озера, моря, океаны нанесены синим, светло-голубым цветом; горы, равнины, пески – суша – коричневым, желтым, бежевым цветом).

- Как называют нашу планету? (ее называют голубой планетой)

- Дети, скажите, в чем заключается уникальность нашей планеты Земля? (на нашей планете есть вода, воздух, атмосфера, растительность – Земля обитаема, только на ней существует жизнь)

- Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку:

Голубой платок, алый клубок по платку катается,

Всем людям улыбается!

- Что это? (Солнце)

- Пусть каждый из вас возьмет в руки наше Солнышко и скажет, какое оно? (каждый ребенок подбирает прилагательное к слову «солнышко» и передает метку по кругу)

- А где находится Солнце? (в небе, в космосе)

- Ребята, а зачем нам нужно Солнце? (Солнце – источник света и тепла. Без него все живое на Земле погибнет)

- Солнце большое или маленькое? Почему оно кажется маленьким? (находится далеко от Земли)

- А что такое Солнце? (Это большая, просто огромная, раскаленная звезда, которая находится далеко от нас)

- Кто из вас наблюдал на небе звезды?

- Когда мы можем увидеть звезды? (поздно вечером, ночью)

- Почему они кажутся маленькими? (находятся далеко от нас)

- Таким образом, ребята, Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.

- Ребята, а что еще есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы)

- Земля – это не единственная планета в космосе, которая «дружит» с Солнцем. Земля – одна из планет большой Солнечной системы.

2.

Дети относят стулья к столу и проходят к плакату с изображением Солнечной системы.

- А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система)

- В космическом пространстве, ребята, существуют миллиардные скопления звезд, которые называются «галактикой». Галактик много, все они имеют различную форму. В одной из таких галактик, называемой «Млечный Путь», находится наша Солнечная система (рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией фотографий).

- Ребята, какие планеты вы знаете?

- Рассмотрим строение Солнечной системы. Как движутся все планеты относительно Солнца? (по кругу)

- Как называется путь, по которому планеты движутся вокруг Солнца? (орбита)

- Пусть каждый из вас покажет путь какой-нибудь планеты (каждый ребенок указкой показывает на карте путь планеты и дает ей краткую характеристику).

- Планеты одинаковые или разные? (разные)

- Чем они отличаются друг от друга? (размером, цветом, формой, расположением относительно Солнца, строением, массой, на Земле существует жизнь, наличием естественных спутников)

- А чем планеты похожи? (все они вращаются вокруг Солнца)

- Какая по счету от Солнца идет наша планета Земля? (третья)

3.

- А теперь мы с вами отдохнем.

Проводится гимнастика для глаз «Солнечный заинька» 2-3 раза.

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку!

Солнечный мой заинька, маленький как крошка.

Прыг на носик, на плечо,

Ах, как стало горячо!

Прыг на лобик. И опять на плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза (закрывают глаза ладонями, а солнышко играет – щечки теплыми лучами нежно обнимает.

Вот закрыли мы глаза (закрывают глаза ладонями, а солнышко играет – щечки теплыми лучами нежно обнимает.

4.

- Ребята, посмотрите, что у нас на столе. ( Лист бумаги: в центре приклеено Солнце, вокруг него нарисованы орбиты планет)

- А чего не хватает? (Планет)

- Давайте сделаем с вами макет Солнечной системы. Что для этого необходимо сделать? (Изготовить планеты)

- Ребята, какую форму имеют планеты? (Шарообразную форму). Придавать пластилину форму шара мы будем путем катания его между ладошками.

- Каждый будет лепить свою планету. Обратите внимание: цвет планеты должен соответствовать цвету ее орбиты.

Дети подходят к столу, на котором разложены доски для лепки с пластилином, выбирают и приступают к работе. Включаю аудиозапись.

Воспитатель индивидуально к каждому подходит, интересуется, какую планету лепит ребенок. Поправляет по мере необходимости.

- Итак, планеты готовы. Что теперь будем делать? (Теперь нужно распределить их по орбитам).

Ребята сами размещают вылепленные планеты на листе, по очереди, начиная от Солнца.

- Какую ты, Лена, сделала планету? А ты, Матвей? Какого она цвета? Почему?

- Одинаково ли от Солнца расположены планеты? (Они находятся на разном расстоянии от звезды)

- Найдите самую ближнюю к Солнцу планету (Меркурий).

- А как называется самая дальняя от Солнца планета? (Маленький и холодный Плутон)

- На какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или самой дальней от него? (На планетах, расположенных ближе к Солнцу – это Меркурий и Венера,- слишком жарко, а на тех, что дальше – слишком холодно. Поэтому там жизни нет, а есть она только на Земле.)

5.

- А сейчас мы превратимся в планеты и полетим в космос! (Ребята подходят к окну и выбирают корону с изображением планеты. Воспитатель одевает корону Солнца.)

- По моему сигналу: «Планеты, по местам!», вам нужно будет занять свои места на орбитах. Кто из планет быстрее займет свое место? (Воспитатель-Солнце занимает центральное место в группе)

- А теперь пусть каждая планета пройдет путь вокруг Солнца (дети-планеты начинают одновременно двигаться вокруг воспитателя-Солнца).

- Одинаково быстро обошли все планеты вокруг Солнца? (планеты двигались в разном темпе)

- Почему так произошло? (Чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу)

- За какой период Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца? (За год – от одного Нового года до другого)

- Давайте продемонстрируем ход Земли. Обратите внимание: Земля движется вокруг Солнца и одновременно поворачивается вокруг своей оси (ребенок-Земля начинает двигаться, а все дети хором читают названия месяцев).

- Таким образом, ребенок- Земля начинает двигаться в Январе, а вернется на свое место в Декабре.

6.

- А теперь вернемся в нашу группу. Молодцы, ребята! Вы подружились с планетами нашей Солнечной системы. Что нового вы узнали?

- У меня для вас есть сюрприз – космическая игра «От Меркурия до Плутона» (Дети от занятия переходят в игровую деятельность).

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Этот загадочный космос» Вид проекта: детский исследовательско-творческий проект. Продолжительность: среднесрочный. Участники: дети старшего дошкольного возраста,.

Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира «Первые в космосе» с презентацией Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира "Первые в космосе" с презентациейЦель занятия:уточнять и расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Солнечная система»
Опубликовано: 27 октября 2014 в 21:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД