Матрена Смаранди
Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию детей 6–7 лет, с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме.
Задачи:
- Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права героев.
- Развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей, понимать и соблюдать свои обязанности;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию детей 6–7 лет, с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
- Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
- Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей.
Предварительная работа:
Чтение книги “Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых”, автор А. Усачев, 1992.
Рисование историй, происшедших с Маленьким человечком.
Инсценирование отрывков из книги.
Театрализованное представление “Приключение Маленького человечка”.
Словарная работа:
Обогащение словаря: фоторепортёр, посол, закон, ООН,
Уточнение словаря: отстоять права, соблюдать обязанности, знак “SOS”.
Активизация словаря: равноправие, свобода, работа, унижение, суд, вина, владение имуществом, гражданин, личная жизнь.
Материал: иллюстрации к сказкам, рисунки к слайдам, по 3 кубика на каждого играющего ребенка, корзина для предметов, письмо, камеру, 2 таблички с надписями “Права”, “Обязанности”, предметы для сценки, рисунки-раскраски.
Ход занятия:
Воспитатель : Послушаем стихотворение (рассказывает ребенок).
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны,
Есть права и у детишек
На пример на чтенье книжек.
Право на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Вы, наверно, догадались, о чём мы сегодня будем говорить.
Воспитатель : Сегодня мы продолжим разговор о самом важном документе на нашей планете - “Декларации прав человека”. Давайте вспомним, о чем говорится в этом документе?
-В ней говорится о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.
Воспитатель : У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права?
-Есть.
Какие они, по-вашему?
-Право на жизнь, имя, свободу, семью, жилище, питание, имущество, друзей, собственное мнение, выбор, защиту, заботу, любовь, внимание, помощь, медицинское обслуживание, учение, развитие, отдых.
Где написаны эти права?
- В Декларации прав ребенка
– Эта необычная книга рассказывает нам о правах человека и о правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.
I. Дидактическая игра “ Кто права нарушил?”
Ход игры: около воспитателя находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 3 предмета (кубика). Я показываю иллюстрации 1слайда к сказкам.
Кто и какое право здесь нарушил?
«Колобок» - право на жизнь;
«Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища;
«Маша и медведь» - право на свободу.
2 слайд к сказкам.
Какие права имеют герои?
«Волк и семеро козлят» - право на семью;
«Доктор Айболит» - право на помощь, мед. обслуживание;
«Буратино» - право на образование, учение, развитие.
3 слайд к сказкам.
А какие права имеют эти герои?
«Золушка» - право на отдых, на любовь;
«Царевна-лягушка» - право выбора, право на свободу;
«Три поросенка» - право на жилище, на жизнь.
Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину.
Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.
Физминутка: «Мы проверили осанку»
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
II. Игровая ситуация
Раздается тихий стук, и в дверь осторожно просовывается большой конверт.
Воспитатель выглядывает за дверь, там никого нет. Обращается к детям: “Что за чудеса за дверями никого нет, а конверт нам передали!” На нем и адрес имеется. г. Покачи. ул. Таёжная 14, д/c «Сказка», для гр. «Дюймовочка», с пометкой “SOS”.
Откуда: Страна Беззакония.
Воспитатель : Дети, кто из вас знает, что обозначает слово “SOS”? Да, действительно, это значит кто–то в беде, и ему срочно нужна наша помощь. Давайте прочитаем письмо и узнаем, что случилось.
Воспитатель читает письмо : “Я, фоторепортёр страны Беззаконии, высылаю вам фотографии (рисунки) о жизни наших жителей, прошу рассмотреть их и объяснить, какие же права человека нарушаются в нашей стране. Прошу вас выслать к нам посла, который смог бы помочь навести порядок в наших законах. С уважением к вам, житель страны Беззакония”.
Воспитатель : Жители страны Беззаконии просят выслать к ним посла.
А кто такой посол?
-Дипломатический представитель какого-то государства в иностранном государстве.
Как вы думаете, кто бы мог помочь нам в этом деле?
- Человек, который хорошо знает права и обязанности людей.
Уточнение воспитателя : Вы правильно сказали, что нам может помочь тот, кто очень хорошо знает все права и обязанности, записанные в Декларации прав человека, и сумел бы отстоять их.
Дети предлагают различные варианты, обсуждают каждый из них. Приходят к выводу, что послом мог бы быть Маленький человечек.
Появляется Маленький человечек (кукольный персонаж).
Вос. здоровается от имени М. человечка: Здравствуйте, дети! Я услышал, что вам нужна моя помощь.
Дети: К нам пришло письмо из страны Беззаконии. У жителей этой страны – беда. Они не знают прав и обязанностей.
Воспитатель : Мы можем им помочь, но у нас нет посла, который мог бы отправиться в эту страну.
Дети: Мы решили, что ты сможешь быть послом, потому что знаешь все права и обязанности. Не согласился бы ты стать послом?
Вос: Он согласится с большим удовольствием. Но без вашей помощи, говорит, что не справиться.
Дети: Мы поможем тебе, Маленький человечек.
Вос: Мы с вами, ребята, рассмотрим и обсудим все снимки, которые получили из страны Беззаконии, камера всё запишет и снимет настоящий фильм, который будет называться “Права и обязанности”, (Выставляю камеру на какую-то высоту, все ваши ответы Маленький человечек отвезёт в страну Беззаконию.
А кто из вас, ребята, может сказать, почему мы всегда говорим: “Права и обязанности”, как будто это одно целое?
Дети предлагают свои варианты ответов.
- Каждый человек имеет права и обязанности, которые должен соблюдать. Это как одно целое.
Правильно, это действительно одно целое. И, чтобы соблюдать закон, надо не только знать свои права, но и соблюдать обязанности. А чтобы жителям этой страны было интересно смотреть наш фильм, мы покажем им игру.
III. Игра: “Поговорим о правах и обязанностях”.
Для этого надо разделиться на две команды:
1–я команда – “Права”,
2–я команда – “Обязанности”.
Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки) из страны Беззаконии, вы внимательно на них посмотрите, и команда “Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены, а команда “Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.
4 слайд (рисунок № 1). Дети коллективно принимают решение, формулируют свой ответ.
Воспитатель подводит общий итог после высказывания 1–й и 2–й команд.
- Право на свободу
- Каждый человек обязан уважать право другого человека
Правильно, ребята, здесь нарушено одно из самых главных прав человека – право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи, и поэтому люди обязаны относиться друг к другу как братья и сестры. Каждый человек обязан уважать право другого человека на свободу и его человеческое достоинство, а не превращать его в раба.
5 слайд (рисунок № 2).
Ой, какое безобразие творится в стране Беззаконии! Я как будто слышу чей–то крик и плач. О чем рассказывает нам эта фотография? О чем забыл папа мальчика?
Ответы детей команды
Права- не имеет право обижать.
А какие обязанности должны соблюдать родители и дети?
Обязаны - воспитывать своих детей.
Воспит : Да, вы сказали всё правильно : “Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать. Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”.
6 слайд (рисунок № 3).
Посмотрите, дети, где находится этот человек. О каком праве не знают в стране Беззаконии?
Ответы детей команды “ Права” – на свободу,
команды “Обязанности”- знать и соблюдать закон своей страны.
Воспит :Действительно, никто не имеет право посадить другого человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд. И каждый человек обязан знать и соблюдать закон своей страны, не нарушать его.
7 слайд (рисунок № 4)
Но посмотрите, что делается в суде этой страны (обсуждение фотографии (рисунок № 4). Для чего судье предлагают деньги? Какое право нарушено?
Ответы детей.
«Права» - соблюдать закон
“Обязанности”- быть честным и справедливым
Воспит : Правильно, дети. Законы одинаковы для всех и защищают каждого, и деньгами их не переделать. А судья обязан быть честным и справедливым к любому человеку и без денег.
А сейчас, команды меняются местами.
8 слайд (рисунок № 5).
Что же здесь собираются сделать? Какое право нарушается? Давайте послушаем ответы детей команды
“Права”- право на жилище
. А что нам могут сказать участники команды
“Обязанности”- содержать своё жилище в чистоте и порядке.
Воспит : Вы абсолютно правы. Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него. И каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке.
Давайте посмотрим, о чем еще хотели бы узнать жители этой страны.
VI. Театрализация.
1сценка. «Любопытный почтальон»
Рассматривание фотографий (рисунок № 6 и рисунок № 7) идет по принципу “Живой картины”. Фотографию (рисунок № 6) инсценирует команда “Права”, а команда “Обязанности” дает объяснение увиденному.
9 слайд (рисунок № 6).
Воспит : Правильно, дети, нельзя вмешиваться в личную жизнь других людей. Входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма. Прежде чем взять чужую вещь, игрушку, каждый человек обязан спросить разрешение.
2сценка. «Позднее веселье»
9 слайд (рисунок № 7). Фотографию (рисунок № 7) инсценирует команда “Обязанности”, а команда “Права” – поясняет. М. человечек подводит общий итог после просмотра каждой фотографии.
Воспит : Каждый человек имеет право на отдых и каждый человек обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему, соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома.
VII. Итог. Молодцы ребята, порадовали вы меня тем, что знаете права и обязанности и хорошо в них разбираетесь.
Воспит. От имени М. человечка. М. чековечек благодарит вас, но ему уже пора отправляться в страну Беззаконию, с Вашими, ребята, советами, думаю, там будет порядок. (Маленький человечек берёт камеру и отправляется в страну Беззаконию).
Воспит : Я рада, что вы не равнодушны к просьбам, помощи к другим людям, хорошо знаете права и обязанности. А когда люди знают и выполняют их, жизнь становится веселей и добрей. И мне очень приятно, что вы захотели помочь жителям страны Беззаконии, переживали за них. Я желаю вам, чтобы в вашей стране никогда не нарушались права человека и чтобы все соблюдали свои обязанности. Растите счастливыми, добрыми, дружными. Умейте отстаивать свои права в любой ситуации, но и не забывайте про свои обязанности.
Я хочу Вам подарить вот такие картинки-раскраски.