Татьяна
Конспект интегрированного занятия по программе «Истоки» в старшей группе Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей (ОО) (познание окружающего мира + речевое развитие + социально - коммуникативное + художественно - эстетическое).
Задачи
Реализация образовательных областей (ОО) по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Познание окружающего мира
1. Продолжать знакомить детей с календарем и его назначением.
2. Познакомить детей с разными видами календарей.
3. Обобщать знания детей о последовательности времен года, месяцев, дней недели.
4. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать.
Речевое развитие
Публикация «Конспект интегрированного занятия по программе „Истоки“ в старшей группе Видео» размещена в разделах
1. Развивать диалогическое общение детей.
2. Побуждать произвольно строить предложения со взрослыми разной грамматической структуры.
Социально - коммуникативное
1. Продолжать патриотическое воспитание детей.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественно – эстетическое развитие
1. Вызвать интерес к созданию открытки – календаря для ветеранов.
2. Развивать воображение, творчество детей, композиционное умение.
Ход занятия
Дети входят в зал, подходят к мольберту, педагог обращает внимание на картину.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая удивительная картина. Она называется «Путаница». Почему? (Дети высказывают свои предположения).
Картина называется так, потому что все времена года перепутаны. А мы, в нашей жизни можем точно определить время года, месяц и даже день. Что нам в этом поможет?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да, действительно, одним из помощников является календарь. Календари бывают разные. А вы хотите их увидеть? Я их вам покажу.
Дети садятся на стулья напротив экрана, воспитатель включает презентацию «Виды календарей».
1 слайд – первый календарь появился 30 тыс. лет назад. Он был сделан из гигантских каменных плит, которые располагались по кругу. Плит было 12, как 12 месяцев.
2 слайд – через много лет люди придумали бумажный календарь. Этот бумажный календарь появился 300 лет назад. Он был сделан в виде книги.
3 слайд – «Настольный календарь»в форме пирамиды.
4 слайд – «Настенный календарь». Листья этих календарей скрепляются между собой пружинами. Этот календарь располагают на стене.
5 слайд – «Календарь - закладка». Этот календарь используют школьники и студенты.
6 слайд – «Отрывной календарь». Каждый лист календаря отмечает один день, в конце дня лист отрывают. Закончились листья календаря, закончен год.
7 слайд – «Карманный календарь» - маленький удобный календарь, который можно носить в кармане.
8 слайд – «Перекидной календарь» в виде домика. Листок такого календаря обозначает один месяц.
9 слайд – «Магнитный календарь». Этот календарь делают из пластмассы с магнитом.
Воспитатель: Вы увидели много календарей.
- Чем отличаются календари?
- Чем похожи календари?
Высказывания детей (показывают месяцы, дни недели, число и т. д.)
Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие по календарю.
Посмотрите на этот плакатный календарь
- Сколько месяцев в году?
- А каким месяцем заканчивается год? Пословица.
-Кто, ребята, из вас может назвать и показать с какого месяца начинается год?
Ответы детей.
Воспитатель:
Год это очень долгий срок. Но он проходит. В этом году ты повзрослел на 1 год, и тебе исполнилось…лет. А, в следующем году тебе будет …лет. А сколько интересного ты узнал, сколько сладостей съел, сколько путешествовал. Вспомни, какие яркие события с мамой и папой были у тебя в этом году. Дети встают по кругу, передают палочку «впечатлений» - делятся наиболее яркими событиями прошедшего года (или палочка поможет вспомнить, что было интересного).
Год на календаре обозначен цифрами. Вот он 2014 год.
Воспитатель: Давайте попробуем сами сделать календарь «Времена года» в виде цветка – годовика. Посмотрите на середину цветка, она круглая, как наша планета и разделена на четыре части.
- как вы думаете, почему на четыре части? Ответы детей.
Воспитатель: Да, четыре времени года и у каждого свой цвет на календаре.
- как вы думаете, синий цвет указывает, на какое время года? (Ответы детей).
- какие зимние месяцы вы знаете? (Ответы детей, воспитатель показывает).
Почему раньше люди называли февраль «ветродуй, вьюговей». Давайте пройдем по зимней дорожке, назовем признаки зимы и отметим их на нашем цветке, а поможем нам эта картина.
А хотите побывать у зиме в гостях?
Дети выходят.
Сейчас девочки превратятся в снежинок, а мальчики наденут шапочки, теплые рукавички.
Внимательно слушайте музыку, под нежную легкую музыку будут танцевать зимние снежинки, а под веселую задорную – мальчики будут кататься на лыжах, на коньках. Отряхните снег и садитесь на места.
Воспитатель:
- Как вы думаете, какое время года обозначает зелёный цвет?
(Ответы детей).
Правильно, весна. Отправляемся по весенней дорожке. У весны, как и у других времён года, есть свои три месяца.
- Назовите весенние месяцы.
(Ответы детей).
Почему, апрель называют «водолеем»?
- А сейчас послушайте весенние звуки природы. Назовите, что вы услышали? Назовите, какие признаки весны вы знаете, и отметим их на цветке.
(Ответы детей). Пословица.
Воспитатель:
За весной мы идём по следующей дорожке
Я соткана из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю
Купайтесь – приглашаю.
Вы любите за это
Вы все меня – Я (Лето).
- Кто назовёт летние месяцы.
(Ответы детей).
Теплые и гостеприимные летние месяцы.
- За что вы любите лето, какая погода летом. Почему летом весело?
Давайте отметим на цветке – картинки лета. Игра «Что лишнее?»
Воспитатель:
А на какое время года указывает желтый цвет?
(Ответы детей).
Назовите осенние месяцы.
(Ответы детей).
А сейчас мы поиграем в игру «Осень хорошо - плохо».
(Ответы детей). Пословица.
Дети прикрепляют еще три лепестка. Давайте найдем картинки и отметим их на нашем календаре.
Вот у нас получился календарь, в котором одни и те же месяцы повторяются в одном и том же порядке каждый год, так происходит смена одного года другим.
С его помощью (нашего календаря) мы с вами можем определить время года, назвать месяцы.
Воспитатель:
Ребята, посмотрим, о чем еще нам может рассказать календарь.
(Ответы детей). (Дни недели).
- А где на календаре обозначены дни недели?
- Назовите и покажите их.
Давайте отдохнем и вспомним, чем мы занимались всю неделю.
Физкультминутка.
.В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.
Воспитатель:
Ребята, а почему одни дни недели в календаре выделены черным цветом, а другие красным.
(Ответы детей).
Посмотрите, ребята, кроме выходных в календаре есть еще числа обозначенные красным цветом.
(Ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, скоро придет самый любимый и волшебный праздник – праздник встречи Нового года.
Я предлагаю украсить к новому году елочку необычными шарами, праздничными. Давайте вспомним, какие праздники вы знаете.
(Ответы детей).
Дети находят шары с картинками праздников.
Мы будем знакомиться с новыми праздниками, и наша елочка заиграет новыми шарами.
Ребята, совсем скоро наша страна будет отмечать праздник, который нам очень дорог – 9 мая День Победы. У нас в детском саду будет много гостей. Давайте приготовим им подарки, сделаем карманные календари на память.
Воспитатель подводит итог того, что календарь необходим людям.
- Вы, будите обращаться к календарю?
Понравилось ли вам путешествовать по календарю, какие были у вас трудности.
Самоанализ занятия.
Для обеспечения целостных представлений, об окружающем мире программа «Истоки» рекомендует комплексно – методический подход, соответствующий интересам и возможностям детей.
В декабре одной из направленностей педагогической роботы было формирование у детей представления о цикличности времен года, о характерных природных явлениях. Занятия, беседы выстраивались таким образом, чтобы каждое последующее обогащало имеющееся представление, а продуктивная деятельность позволяла воплощать имеющиеся знания.
Итогом данной работы с детьми было открытое занятие на тему «О чем нам расскажет календарь». При проведении его, на мой взгляд, были соблюдены основные дидактические принципы, научность, доступность, наглядность, актуальность, связь с жизнью.
Основными задачами, которые рассматривались на занятии, были: формирование у детей представления о последовательности времен года, о характерных природных явлениях и умение детей с опорой на календарь ориентироваться в непосредственно прошедшем и ближайшем будущем времени.
Для этого эффективно были использованы разные организационные формы, методы, приемы работы (пословицы, поговорки, загадки, ТСО, слайды, аудиозаписи). Смена разных видов деятельности, динамические паузы, физминутки способствовали поддержанию познавательного интереса и заинтересованности детей. В процессе совместной деятельности детей и педагога были сделаны два продуктивных макета: макет «времена года», «Цветок - годовик» и «Елочка с праздничными шарами». Работа с ними будет продолжена.
Одной из задач, так же, было воспитание нравственно – патриотических чувств. Дети с большим желанием делали открытку – календарик в подарок ветерану в честь 70-летия великой Победы.
На мой взгляд, нам удалось решить поставленные задачи; умение работать с календарем, знать и называть месяцы, дни недели, последовательность смены одного года другим.
Однако в процессе занятия необходимо обращать особое внимание на длительность его, не оставлять без внимания ответы детей, предоставлять возможность исправлять ошибки своих товарищей.